Содержание:

Покровский собор был построен на вершине крутого спуска к Москве-реке (ныне Васильевский спуск), рядом с Кремлем, окруженным рвом с водой, ограничивая Красную площадь со стороны реки. Он воздвигнут русскими мастерами в середине XVI века в честь победы над Казанским ханством.

Присоединение Иваном Грозным обширных земель Казани и Астрахани давало выход России к Каспийскому (Хвалынскому) морю через Волгу, по которой теперь шли российские суда. Победа была огромна, поэтому и храм в честь нее, вознесшийся над площадью на 65 м ввысь, строился с большим размахом. Величественный и праздничный, он и поныне поражает воображение наших современников своей необычной красотой, выделяясь на синем небе гигантским каменным цветком, предстающим человеческому взору во всем cвоем великолепии.

По общему характеру и богатству архитектурных форм, унаследованных от мастеров деревянного зодчества, храм Покрова можно отнести к народному традиционному строительству. Покровский собор поначалу и сам был деревянным, сыграв впоследствии как бы роль макета для дальнейшего воплощения его в камне.

Ранее на многолюдной Красной площади, представлявшей собой большое торжище, стояла белокаменная церковь Троицы, вокруг которой после каждой значительной победы в битве за казанские земли возводилась небольшая деревянная церковь (придел) во имя того святого или праздника, память которого отмечалась в каждый из 7 тяжелых дней осады и штурма города. Таким образом на одной площадке оказалось 7 церквей (приделов) вокруг одной (главной) в центре, переименованной вскоре в церковь Покрова Богородицы, определив этим название всему храму (падение Казани 1-2 октября совпадало с христианским праздником Покрова). Впоследствии зодчими была пристроена восьмая церковь, необходимая для традиционной симметрии.

Спустя три года Иван Грозный повелел выстроить на этом месте каменный храм, поручив строительство "премудры" мастерам Барме и Постнику. Их имена овеяны легендами, одна из которых гласит, что по завершении строительства собора, царь якобы приказал их ослепить. Но исследования показали, что на это нет никаких исторических оснований.

Храм строился с 1555 по 1561-е годы. Схема построения каменного храма осталась прежней: восемь отдельных небольших церквей вокруг центрального шатрового храма. Вся группа теперь была размещена на едином массивном подклете и соединялась узкими переходами. Внутренние помещения церквей (приделов) небольшие, отделка интерьеров более чем скромная, что приводит к контрасту с богатым внешним убранством храма. Однако их роль неоценима в общей архитектурной композиции. На плане храма отражены все особенности построения его пространства. Это восьмиугольник, состоящий из двух квадратов (большего и меньшего), наложенных друг на друга под углом в 45 градусов с единым центром.

В большом квадрате по углам, соответствующим сторонам света, стоят шестигранные высокие церкви - столпы, в меньшем - те, что пониже. Поставленные таким образом все 8 церквей оказались на значительном расстоянии друг от друга. Окруженные воздухом и проникающим между ними светом они создают легкую, живописную композицию всего храма в целом с любой из сторон. А благодаря пирамидальной конструкции и тяжелому общему основанию достигнуты устойчивость и уравновешенность.

Из плана видно, что при столь необычной структуре храма, талантливые зодчие смогли сохранить условную схему традиционного пятиглавия, повторенного дважды, а также символику единственной звезды, допущенной в христианстве, - восьмиконечной*.

Галереи также традиционны. Они были пристроены в 1588 году одновременно с шатровой колокольней и приделом Василия Блаженного, именем которого народ назвал храм.

Немногие знают, что после завершения строительства Покровский собор выглядел совсем не таким, каков он теперь: краснокирпичный, украшенный белым декором, он был увенчан куполами, покрытыми луженым железом, отливавшим на солнце белым блеском.

Народные представления о поэтической красоте и память о Востоке, связанная с завоеванием Казани, сыграли свою роль. В XVII - XVIII веках фасады храма были украшены фресковой живописью, все луковичные главки (спиралевидные, волнообразные, отделанные ромбами) были покрыты праздничной многоцветной раскраской. Подкрашены были даже кокошники внутри.

В эту красочную игру на правах старожилов, растворяясь в общей гамме многоцветья, вступали разнообразной формы ниши, машикули (бойницы), рустованные колонки основного шатрового храма; целые ярусы кокошников (треугольных, полукруглых), повторяющихся многократно на стенах всех церквей; аркады, проходящие по периметрам основной церкви, подклета и т.д.

Игра светотени прежнего декора в сочетании с новым красочным декоративным убранством создавала неповторимый, сказочный образ храма. Однако облаченный в столь новые роскошные одежды он не потерял своего величественного облика.

При советской власти храм несколько раз пытались снести: мешал проходу демонстраций. По рассказам, старейший заслуженный архитектор Петр Дмитриевич Барановский лег у его подножия, сказав, что умрет вместе с храмом. Из Москвы его на время выслали, но храм не взорвали.

В настоящее время храм на реставрации, и вскоре он предстанет перед зрителем в своем обновленном виде.

К содержанию

Архитектурная графика автора

* Значение восьмиконечной звезды в христианстве

Число восемь - библейское значение будущего века: после шестидневного творения Богом мира и до Страшного суда длится седьмой день Господень, после Страшного суда будет день восьмой - жизнь вечная. Вифлиемская звезда также является восьмиконечной.

Людмила Шестаковская
Статья предоставлена сайтом
KDO.ru