Слепой ребенок: развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Как жить, если ребенок родился слепым

В семье родился слепой малыш... Осознание этого факта - сильнейший стресс для его родителей. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание - адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.

К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора - например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, - то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.

Влияние слепоты на общее развитие ребенка

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, "погружении в себя" и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

За работу - с первых недель: что делать со слабовидящим ребенком сразу после рождения

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.



С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.

Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть - так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях - на животе, на спине или на боку.

Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой - белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам - свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.

Налаживаем эмоциональный контакт

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И конечно же необходимо тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.

Развиваем вестибулярный аппарат

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок может находиться в специальном рюкзачке ("кенгуру"). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.

Знакомство с окружающим миром

У слепого ребенка по понятным причинам не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители.

Поисковое поведение и игры с мамой - это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает, представление о тех или иных предметах. Нужно поощрять желание слепого ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители конечно же должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них, - ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для "рассматривания" окружающего мира.

Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.

Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий, как "там", "далеко", "тут", малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, "это такого же размера, как твоя рука".

Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты.

Музыка тоже поможет

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5-15 минут) ежедневные "сеансы", ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией.

При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать - подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных "пятиминуток" ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков - голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

Вместе со всеми

Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.

Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье "свое задание", соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме - сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное - способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

Внимание - физическому развитию

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные, однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.

Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развитии двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии, на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.

Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Навыки самообслуживания

Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.

Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка, положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

Выходим в мир с улыбкой

Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких. Пора расширять жизненное пространство, получать свежие впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но как определить, что такой момент настал? Своеобразным "тестом" на готовность к социальному контакту с другими людьми становится... улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее - доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям.

Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении) и в школе (в большинстве случаев специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку выработать такие важные личностные качества, как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, - то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться главным образом с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход - ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие слепого ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит незрячему ребенку почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо или кого-либо опасаться. А возможно, научит "предвидеть" межличностный конфликт, от которого никто не застрахован.

Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии со знакомыми и посторонний людьми и, наконец, умение вести диалог - вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях и брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже с незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы - так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.

Детский сад. Обучение. Работа

Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина).

Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.

Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого функции центральной нервной системы не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется. Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить соответствующие вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудованных брайль-клавиатурой и синтезатором речи). Кроме того, слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (в зависимости от степени сохранности зрения), сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками - при условии предварительного обучения на рабочем месте. Незрячие отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное - не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Слепой ребенок: развитие адаптивных возможностей и пути социализации"

Вы не авторизованы.

Мой муж вслепую писал сочинение. Написал на 3 - прошёл. Красного диплома не вышло, но окончил без троек. В тот поток поступало 4 человека с первой группой инвалидности, но остальные отсеялись. Проблем было море, например, в библиотеке были электронные версии методичек, но за всё время обучения администрация так и не смогла решить, законно или не законно выдать их будущему юристу, вдруг он их как-то не так использует :-) Сейчас муж практикующий юрист, состоявшийся в профессии на 200%, в отличие от большинства выпускников их заочного курса. Первое дело (проигрываемов в большинстве случаев) выиграл через неделю после последнего экзамена, взял за него смешную сумму в 500 руб., но сделал имя. А вообще инвалидам гораздо сложнее, во многом из-за организационных моментов типа не могут прочитать объявление о переносе лекции в другую аудиторию, тяжело перейти дорогу из-за едущих на все цвета светофора водителей. Хорошо хоть учебная часть не выпендривалась, все перечни экзаменов просто давала в виде файлов на наши дискеты (если было). Но реально учиться можно было только с чужой помощью. То есть с родной помощью жены. Тогда программы были только под ДОС, и приходилось всё скачивать, с кодировками долбаться, иногда тупо распечатывать и вслух читать. А сейчас мне лафа - я уж и не знаю, какие дела-бумажки пишет муж, всё в Ворде без моей тупой секретарской рабочей силы. Харашо! Недавно господин юрист подцепил грипп, был запихан в кровать, а я под диктовку договор какой-то писала. Поняла, что отвыкла, обленилась, избаловалась...........
2005-06-01, мимо проходила
дорогие друзья! я рада приветствовать вас в нашем виртуальном клубе общения "аленький цветочек". Наш клуб объединяет тех, кто воспитывает деток с проблемами зрения. Искренне надеюсь, что наше общение будет интересно и полезно вам! Здесь мы будем обсуждать с вами любые вопросы, касающиеся незрячих и слабовидящих детей, проблемы адаптации и интеграции в общество, обучение и воспитание, бытовые вопросы и все то, что вам только захочется обсудить. Не стесняйтесь, пишите, спрашивайте. Возможно, с вашей проблемой уже сталкивались другие и они смогут дать вам дельный совет, в свою очередь обещаю вам, что всегда буду рядом с вами, помогу, объясню, если не смогу сама - привлеку нужных специалистов. Главное, чтобы здесь мы нашли поддержку и понимание, чтобы каждому из вас было тепло и уютно и вы, наконец, поняли, что не одиноки. С огромным уважением к вам Альбина Саматова тифлопедагог

Подписаться на этот лист можно через веб:

[ссылка-1]

или по почте

mailto:home.children.blindchildren-subscribe@subscribe.ru
2011-04-21, Рома
На сайте "Слепой художник" www.pavlova.com.ru рассказывается о приемах рисования для незрячих, придуманных известным русским художником Нашивочниковым Юрием Алексеевичем. Все эти приемы очень просты и доступны даже слепорожденным детям. Все они основываются на хорошо ощутимом рельефе. Это рисунок шариковыми ручками и восковыми мелками по бумаге или ватману, рисунок карандашами по бумаге или ватману, рисунок пластилином по картону, тиснение по фольге и латуни, белый рельеф по потолочной плитке, рисунок карандашом по ткани, процарапывание иголочкой черного глянцевого картона и мозаика бисером по пластилину (в целях экономии для детей бисер можно заменить крупой). А 31 мая в Санкт-Петербурге откроется небольшая выставка незрячих художников. 8 линия Васильевского острова 11-12 дом отель Сокос. Открытие в 19 часов. Выставка продлится все лето.
2018-05-26, Лариса Павлова
Добрый день! Возможно ,мой вопрос покажется странным и глупым , но я думаю , что с такой проблемой сталкивается , каждая мама у которой ребенок не видит.Я боюсь выходить на улицу с ребенком. Нет!Я считаю , что мой ребенок , НЕ хуже других , не поймите так!! !Но как правильно реагировать на множество вопросов просто интересующихя ,которые стараются знать как можно больше и как можно больше дать советов ?! Очень больно все это слышать , да и , честно говоря ,совсем не хочется ! Вот и получается , что мы сами себя закрыли от внешного мира , от наших друзей ! Да! я знаю , что мы не правы! Помогите , как выйти из этой ситуации. С благодарностью АННА
2006-10-03, АНУСЯ
Добрый день! Возможно ,мой вопрос покажется странным и глупым , но я думаю , что с такой проблемой сталкивается , каждая мама у которой ребенок не видит.Я боюсь выходить на улицу с ребенком. Нет!Я считаю , что мой ребенок , хуже других , не поймите так!! !Но как правильно реагировать на множество вопросов просто интересующихя ,которые стараются знать как можно больше и как можно больше дать советов ?! Очень больно все это слышать , да и , честно говоря ,совсем не хочется ! Вот и получается , что мы сами себя закрыли от внешного мира , от наших друзей ! Да! я знаю , что мы не правы! Помогите , как выйти из этой ситуации. С благодарностью АННА
2006-10-03, АНУСЯ
ДОбрый вечер, уважаемая Соня ! Я хочу сказать Вам огромное Спасибо за Ваш сайт, он просто необходим!МОй малыш родился в сроке 24недели,с весом 780 грамм, сейчас ему годик. За этот год он перенес 6 операций на глазах и после последней проверки,нам сказали , что помочь нам больше не могут!Конечно ,это был шок!!Хотя, я по специальности воспитатель,я оказалась просто не готова к решению многих проблем!Ваш сайт это лучик света , для родителей , у которых такая беда !Буду рада переписываться и по возможности делиться опытом по обучению и развитию малыша! С ув. АННА
2006-09-27, АНУСЯ
Здравствуйте!
Много полезной информации по воспитанию детей, а также как адаптировать и реабилитировать человека с нарушением зрения Вы можете почитать на сайте "Колесо познаний" http://koleso.mostinfo.ru
На форуме Вы можете обсудить вопросы ориентирования и мобильности: как правильно научить Вашего ребёнка самостоятельно передвигаться в пространстве, какую трость и как подобрать и многое другое.
С уважением, инструктор по ориентированию и мобильности - Алексей Любимов.
2008-01-03, Алексей
Поделитесь:

01.06.2005
Обновлено 26.10.2020
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
Ослепнуть рядом с бортом МКС: происшествие на орбите
Ослепнуть рядом с бортом МКС: происшествие на орбите
Астронавт Кристофер Хэдфилд: первый выход в открытый космос
Недоношенный ребенок: почему страдает нервная система
Недоношенный ребенок: почему страдает нервная система
Адаптация новорожденного к новым условиям жизни
Особенности физического  развития  детей с нарушениями зрения
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения
Полезны ли физические нагрузки детям с нарушениями зрения?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!