Содержание:

Жил себе ребенок, рос, радовался жизни. И вдруг случилось необычайное — у мамы появилась новая "ляля"! Как малышу понять это? Как справиться с ревностью? Как научиться делиться с младшим? С помощью сказки!

"Добрым молодцам урок" — говорили в старину. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сейчас метод решения психологических проблем с помощью сказки называется сказкотерапия.

Я рассказываю сыну сказки собственного сочинения, наверное, с года. В них Рося или "один маленький хороший мальчик" преодолевает множество трудностей, помогает людям и зверям, проявляет смелость и сообразительность. Или наоборот, ведет себя не лучшим образом (не хочет одеваться на улицу, возвращаться с улицы, ложиться спать), и это поведение приводит к большим неприятностям, из которых герой находит выход, но решает больше так себя не вести.

Незадолго до рождения Миры я стала рассказывать Росе сказки про то, как у "маленького хорошего мальчика" была младшая сестренка, и как он ее защищал, помогал ей, а сестренка и их мама радовались, какой он замечательный старший брат. То есть, пыталась сформировать у Роси позитивное, привлекательное представление о роли старшего брата.

Сейчас актуальней сказки о том, как брат с сестрой ссорились из-за игрушек, и что из этого вышло. В них "один хороший мальчик" грубо забирает у сестренки игрушку, и в результате все игрушки исчезают (обычно их заколдовывает Фея, прилетевшая на шум). Но потом Рося в каких-то обстоятельствах делится с Мирой чем-то, и — о, чудо! — игрушки оказываются на месте, а иной раз и новые появляются.

Интересно, что он время от времени сам просит меня рассказать, например, как Рося забирал у Миры экскаватор и толкнул ее. И про другие подобные реальные случаи, которые его самого огорчают и производят на него сильное впечатление. И я рассказываю снова и снова эти грустные истории, но дополняю их хорошим концом! Сынок таким способом прорабатывает внутри эти трудные для себя ситуации, учится понимать свои чувства.

Еще я люблю сказки, в которых младшая сестра неожиданно пригождается старшему брату, помогает ему. Вот пример такой сказки из моей книжки "Сказки для старшего брата":

К содержанию

Сказка о том, как брат упал в яму

Жил-был один хороший мальчик. Однажды он собрался в лес грибы собирать. А его младшая сестренка попросилась пойти с ним. Он не хотел ее брать, но она так сильно его просила, что он согласился.

Вот идут они по лесу. У сестренки ножки маленькие, в траве путаются. Она устала идти ножками — идет медленно, хнычет. Брат ворчит: "И зачем только я тебя взял с собой? Лучше бы дома оставил".

И вдруг брат бух — и провалился в яму. Яма была ветками закидана, он ее и не заметил. Ногу подвернул, больно, сидит в яме, плачет. Сестренка побежала, нашла подорожник, братику бросила, чтобы к ножке подвернутой приложил. Сказала ему: "Братик, я побегу, маму позову. Ты подожди немножко, я скоро!" И побежала.

Ножки маленькие устали, в высокой траве путаются, а она бежит быстро-быстро и не жалуется. Прибежала домой, рассказала маме, что брат в яму упал. Мама скорей в лес побежала и достала из ямы мальчика. Дома ножку ему полечила, чаем напоила. Братик обнял сестричку и говорит: "Как хорошо, что я тебя взял с собой в лес. Если б не взял, до сих пор бы еще в яме сидел!"