Выясняя отношения с воздушным перевозчиком, хорошо бы прежде проконсультироваться с юристом, уже судившимся с авиакомпанией. Еще лучше - с юристом, который защищал ее интересы. Кто, как не он, знает простые способы загнать перевозчика в угол? Такой человек у нас в гостях. На вопросы читателей отвечает начальник юридического отдела аэропорта "Домодедово" Елена Салова.

СБ: Елена, рассмотрим банальную ситуацию. По техническим причинам авиарейс отложили на несколько часов. Нужно ли сразу обращаться в суд, или сначала следует предъявить претензию авиакомпании?

ЕС: Формально в отношении исков, касающихся перевозки пассажиров и багажа, действует обязательный досудебный претензионный порядок решения споров. Он закреплен в пункте 16.1.2 Правил международных воздушных перевозок от 3 января 1986 г. № 1/И. Но на практике суды игнорируют ссылку авиакомпаний на этот пункт, рассматривая и удовлетворяя иски пассажиров даже при отсутствии претензии к перевозчику. Свое решение они объясняют тем, что в Воздушном кодексе ничего не сказано об обязательности претензионного порядка.

Тем не менее для собственного спокойствия начните с предъявления письменной претензии к авиакомпании. Ведь суды первой инстанции далеко не всегда придерживаются одной позиции.

СБ: Другая ситуация. По вине авиакомпании багаж прибыл с опозданием. Пассажир потребовал, чтобы ему выплатили неустойку. Как рассчитать ее сумму?

ЕС: Размер неустойки, мягко говоря, невелик - 25 рублей за каждый час просрочки (ст. 120 Воздушного кодекса). Обратите внимание: иногда пассажиры, ссылаясь на статью 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", требуют выплатить неустойку в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час просрочки. Однако указанная статья противоречит Воздушному кодексу. Следовательно, в данном случае ее применять нельзя (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7).

Совет
Потерян чемодан? Обратитесь в службу розыска багажа и предъявите отрывной талон багажной бирки, наклеенный на билет.

СБ: Куда надо подавать претензию, если в аэропорту прибытия утерян багаж?

ЕС: Сначала обратитесь в службу розыска багажа (она есть в каждом аэропорту). Предъявите отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета, и попросите, чтобы вам составили коммерческий акт в двух экземплярах. Иногда его еще называют актом розыска багажа. В этом документе фиксируется факт утери вещей, описывается внешний вид чемоданов и сумок. Отсутствие коммерческого акта не помешает вам предъявить претензию. Но если в дальнейшем спор будет решаться в суде, эта бумага станет дополнительным доказательством вашей правоты.

Претензию можно подать в представительство авиакомпании (часто оно находится на территории аэропорта). Проследите, чтобы принявший документ служащий поставил на копии (она останется у вас) фамилию, должность и дату. Кроме того, можно обратиться в головной офис или отправить претензию на его адрес почтой, обязательно с уведомлением о вручении. Сроки предъявления претензии закреплены в статьях 126 и 127 Воздушного кодекса. Так, если багаж пропал во время внутренней воздушной перевозки, у вас есть десять дней на то, чтобы обратиться с требованиями в авиакомпанию. Если перевозка международная, подать претензию об утере багажа можно в течение 18 месяцев со дня прибытия самолета в аэропорт назначения.

Затеяли судиться?
Если вы решили судиться с авиакомпанией, в суде вам понадобятся следующие документы:
  • билет;
  • багажная квитанция;
  • копия претензии с отметкой о получении (фамилия, должность принявшего претензию, дата принятия);
  • копия коммерческого акта;
  • посадочный талон;
  • документы, подтверждающие понесенные вами расходы (чеки, квитанции и прочее).

СБ: А в течение какого срока авиакомпания должна ответить на претензию?

ЕС: На это ей отводится 30 дней с момента поступления претензии. Причем ответ об отклонении или удовлетворении претензии компания должна дать в письменной форме (п. 1 ст. 128 Воздушного кодекса).

Если рейс задержан
Если по вине авиакомпании задерживается вылет международного рейса, перевозчик, согласно Варшавской конвенции, обязан предоставить пассажиру:
  • ваучер на питание, равный 20 евро (начиная с двух часов задержки рейса);
  • номер в гостинице (начиная с четырех часов задержки рейса).

СБ: Кого должен указать пассажир в исковом заявлении как ответчика (авиакомпанию или аэропорт), если непонятно, по чьей вине нарушен договор перевозки?

ЕС: В качестве соответчиков следует указать авиакомпанию и аэропорты назначения и отправления. Судьи сами разберутся, кто должен ответить за нарушение.

СБ: Наша читательница отправилась отдыхать в Вену. Летела рейсом российской авиакомпании. По прилете оказалось, что пропал багаж (нашелся, только когда она вернулась домой). Поэтому в Вене ей пришлось покупать одежду, предметы гигиены и другие необходимые вещи. Реально ли взыскать с перевозчика эти расходы?

ЕС: Да, если у нее есть документы, подтверждающие расходы (кассовые и товарные чеки, выписка с банковского счета и т. п.). Ей нужно указать в претензии, что она требует возместить убытки, связанные с приобретением новой одежды. Можно потребовать и компенсации морального вреда (волнение, беготня по магазинам, впустую потраченное время). При этом надо учесть, что судьи, во-первых, принимают только те расходы, которые считают обоснованными, во-вторых, моральный вред они обычно оценивают в 1000-3000 рублей.

Совет
Прежде чем стать клиентом авиакомпании, изучите свои права и обязанности.

СБ: Авиакомпания оставила претензию пассажира без ответа. В какой суд обращаться? Сколько у пассажира есть времени, чтобы подать иск?

ЕС: Если перевозка была внутренняя, пассажир вправе обратиться в суд как по месту жительства, так и по месту нахождения авиакомпании. На подачу иска в этом случае отводится три года. Этот срок начинается через 45 дней после того, как перевозчик получит претензию.

Если же перевозка была международная, иск можно подать по месту нахождения головного офиса авиакомпании или по месту нахождения филиала авиакомпании, в котором был куплен авиабилет (ст. 28 Варшавской конвенции). На это у вас есть два года с момента прибытия в аэропорт назначения.

СБ: Задержан рейс. Авиакомпания снимает с себя ответственность, ссылаясь на погодные условия. Пассажиры же уверены, что дело в технической неисправности, но письменных доказательств у них нет. Можно ли обратиться в суд, не указывая, по какой причине самолет опоздал с вылетом?

ЕС: Можно. Пассажиры не обязаны приводить доказательства того, что самолет задержался по вине авиакомпании. Это авиакомпания должна будет доказать в суде существенность обстоятельств, вызвавших задержку вылета (ст. 120 Воздушного кодекса, ст. 20 Варшавской конвенции).

СБ: Наш читатель рассказывает: "Я был зарегистрирован на рейс, находился в таможенной зоне, но опоздал к выходу на самолет. Самолет улетел без меня. Разве меня не должны были дождаться? Есть ли смысл требовать выплаты штрафа?"

ЕС: В данном случае вина лежит исключительно на вашем читателе. Во-первых, время окончания посадки обычно есть в посадочном талоне. Даже если в нем указано только время начала посадки, обвинить авиакомпанию в данном случае не в чем. По громкоговорящей связи наверняка сообщалось, во сколько завершается посадка. Так что перевозчик не нарушил условий договора. Бессмысленно ссылаться в иске и на тот факт, что авиакомпания не стала вас разыскивать. Закон не возлагает на нее обязанности пофамильного розыска по громкоговорящей связи опаздывающих на посадку.

Совет
Вернуть билет и получить назад его полную стоимость можно всегда, если даже вы купили его со скидкой. Главное - сдать билет за сутки до вылета.

СБ: Авиакомпания отказывается возвращать деньги за билет на чартерный рейс. Законно ли это?

ЕС: Вернуть билет и получить назад его полную стоимость можно в любом случае. Статья 108 Воздушного кодекса не делает исключений ни для билетов на чартерные рейсы, ни для билетов, реализованных со скидкой, даже если покупателя заранее предупредили о том, что такие билеты не подлежат возврату. Главное - сдать билет за сутки до вылета самолета.

Совет
Чтобы совершить перелет, мало зарегистрироваться на рейс, нужно еще не опоздать на посадку.

СБ: На одно место в самолете продано два билета. Один из пассажиров вынужден отказаться от перелета. Какую ответственность перед ним несет перевозчик?

ЕС: Такой случай не урегулирован ни Гражданским, ни Воздушным кодексами. Представляется, что кроме денег за билет пассажир вправе требовать компенсации за моральный ущерб. Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации, можно потребовать, например, оплаты пропущенного по вине авиакомпании рабочего дня. Или возмещения расходов на другой билет (если пассажир собирался лететь с пересадкой).

СБ: "Не знаю, что делать, - сетует наш очередной читатель. - На новогодние праздники полетел за границу. В дороге потерялся и до сих пор не нашелся мой чемодан. Когда и в каком размере авиакомпания обязана возместить мне стоимость пропавших вещей?"

ЕС: Если багаж не нашелся в течение 21 дня, авиакомпания обязана компенсировать пассажиру убытки. По нормам Варшавской конвенции 1929 года компенсация составляет 20 долларов за килограмм веса, который определяют по багажному талону. Если вы считаете, что ваш багаж стоит дороже, напишите об этом в претензии. Возможно, ваше требование будет удовлетворено.

СБ: Багаж поврежден во время международного транзитного рейса. К какой авиакомпании - осуществлявшей первую или вторую часть рейса - предъявлять претензию?

ЕС: Лучше всего обратиться с требованиями сразу к двум авиакомпаниям. В первом случае вы имеете на это право как отправитель багажа, во втором - как его получатель. По Варшавской конвенции перевозчики в данном случае несут перед вами солидарную ответственность.

СБ: Рейс отложен. Обязан ли перевозчик предоставить пассажиру номер в гостинице, питание и прочее?

ЕС: Согласно статье 106 Воздушного кодекса пассажир при задержке рейса имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице. При этом не имеет значения, откладывается вылет по вине авиакомпании или по чрезвычайным обстоятельствам.

По правилам перевозки пассажиров, багажа и грузов авиакомпания должна разместить клиента в гостинице, если рейс откладывается более чем на восемь часов. В соответствии с Гражданским кодексом и Законом "О защите прав потребителей" авиакомпания обязана предоставить вам горячее питание (если рейс откладывается больше чем на пять часов) и компенсировать остальные расходы, связанные с ожиданием рейса: телефонные переговоры, телеграммы, питание, проезд до гостиницы.

Елена Салова,
начальник юридического
отдела аэропорта "Домодедово"
Статья предоставлена журналом "Семейный Бюджет" N 04 2007 год
Семейный Бюджет