Сила воображения, или воображение - это сила

Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Прорастает оно из детских фантазий и богатого воображения, о чем мы нередко забываем, когда в ответ на очередную сочиненную сказку или выдумку кричим своему ребенку: "Так не бывает!", "Ты сочиняешь!", "Врушка!".

Игры с ребенком

А ведь воображение и без наших окриков с возрастом становится беднее. Не верите? Давайте проведем простой тест.

На листе бумаги нарисуйте три окружности, три "галочки" и три волнистых линии. Раздайте "заготовки" всем членам семьи. Дополните каждую фигуру так, чтобы получилась картинка (всего на листе их будет девять). Сравните рисунки. Начислите по одному баллу за каждый оригинальный рисунок.

Баллы не начисляются, если: окружность превращена в мяч, лицо, апельсин, воздушный шар; из "галочки" получился стебель цветка, морковка или птичий клюв; волнистая линия стала змеей, червяком, веревкой, шарфом, ниточкой воздушного шара, рекой, облаком, дорогой, частью орнамента. Не засчитываются и рисунки, совпавшие хотя бы у двоих участников "эксперимента". Подсчитайте результаты и сравните их.

Как правило, дети в возрасте 5-7 лет "зарабатывают" не менее 7-8 баллов. Но, увы, чем человек старше, тем реже в его рисунках встречаются необычные, нестандартные решения. Однако смириться с этим фактом в наш век было бы просто недостойно здравомыслящего человека. Ведь времена, когда знание было силой, прошли, и теперь даже философ Бэкон вряд ли бы усомнился в том, что его место уверенно занимает воображение. А значит, о нем надо позаботиться как можно раньше. Вот несколько примеров того, как это можно сделать.



Старая сказка на новый лад

Выберите сказку, хорошо известную ребенку: "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белоснежка и семь гномов". Начните рассказывать "как обычно", но пусть в какой-то момент персонажи поступят неожиданно - например: "Козлята поняли, что за дверью злой волк, но совсем не испугались, а решили его проучить. Как ты думаешь, что они сделали?"

Играть с одной сказкой можно 2-3 вечера подряд, приближая и отодвигая "ключевой момент" - "вторжение в сюжет" (например, "Козлята все-таки попали в живот к волку, но стали придумывать, как же им спастись; и вот что придумали...").

Вариант этой игры - "сборная сказка". В ней участвуют герои разных сказок, разнообразные животные и, как правило, сам ребенок - в качестве главного героя.

Моя история

Попросите ребенка принести и сложить в корзинку или небольшую коробку 3-4 разных предмета - например, зеркальце, книгу, любимую игрушку и яблоко. "Тссс! Тише! Слышишь? Кажется, они заговорили. Наверно, знакомятся - ведь эти вещи никогда раньше не встречались. Давай послушаем, что они говорят?".

Придумайте вместе "биографию" этих предметов. Пусть ребенок поможет каждому из них "найти друга".

Для чего это пригодится?

В эту игру можно играть на прогулке, сидя в очереди в поликлинике или во время поездки в метро.

Назовите какой-нибудь предмет и по очереди с ребенком придумывайте нестандартные способы его применения. Например кирпич. Им можно колоть орехи, забивать гвозди, рисовать, его можно растолочь и сделать оранжевую пудру, использовать как гнет для квашеной капусты... С помощью зеркала можно пускать солнечных зайчиков, подглядывать из-за угла, перерисовывать картинки, писать зашифрованные письма. А для чего может пригодиться яичная скорлупка, пустая бутылка, прутик?

Закорючки

Эта игра напоминает тест, приведенный выше.

На листе бумаги каждый участник рисует какую-нибудь закорючку. Затем все меняются листами и стараются дорисовать закорючки так, чтобы получился известный, узнаваемый предмет.

Неведома зверюшка

Говорите ребенку: "Сейчас я превращу тебя в зверюшку, которую никто никогда нигде не видел. Раз-два-три! (Накройте малыша на несколько секунд платком, чтобы помочь ему "переключиться".) Ой, привет! Ты кто? Где ты живешь? Что ты любишь?".

Воображение помогает развить в ребенке эмпатию - способность сочувствовать, умение смотреть на ситуацию с позиции другого человека. В дальнейшем это значительно облегчает налаживание взаимоотношений с самыми разными людьми. Поэтому предлагаем поиграть с ребенком в игру, которую можно было бы назвать "Мир глазами другого".

Зачастую дети сами стараются "примерить костюм" другого: "Я буду мама, а ты - дочка", "Я - котенок, а ты - собака". Помогите малышу - предложите ему побыть мышкой, бабочкой, слоном, соседским мальчиком, инопланетянином, впервые попавшим на Землю, воспитательницей из детского сада. Попросите его нарисовать дерево (яблоко, коробку), которое видит он-улитка, он-жираф, он-птица, он-великан...

Нередко дети с богатым воображением создают себе чудовищ, которых сами боятся. Помните, у Чуковского, "Бяка-закаляка":
Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать?
Я ее боюсь!

Не пугайтесь, не старайтесь убедить ребенка, что это все выдумки и глупости, а "на самом деле чудовищ не бывает". Вспомните - у вашего малыша СИЛЬНОЕ воображение, и, во многом благодаря вашим с ним занятиям, он уже умеет управлять своей фантазией, которая наверняка пригодится ему в нелегкой взрослой жизни. Помогите ему придумать "оружие", способ самому победить придуманное чудище - и вы подарите ребенку уверенность в собственных силах и умение побеждать "монстров".

Родителям, склонным развивать воображение ребенка, стоит помнить, что необходимым условием позитивного творчества является ровная, доброжелательная атмосфера. Куда бы ни завела ребенка мысль, он должен быть уверен, что существует "тихая пристань", где он всегда найдет понимание и поддержку. Не отмахивайтесь от детских вопросов (даже, на ваш взгляд, "дурацких" и утомительных), поддерживайте творческие начинания, в том числе - самые фантастические научите малыша философски переживать неудачи, не отказываясь от задуманного, но изобретая новые возможности справиться с проблемой.

Чувствуя вашу поддержку, ребенок не только сможет значительно увеличить свой творческий потенциал, но и привыкнет использовать воображение для постановки целей и решения возникающих задач, что наверняка ему пригодится.

Статья из журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Сила воображения, или воображение - это сила"

Вы не авторизованы.

На эту тему существуют еще коробочки типа "озарение", или там "вдохновение" - правда, это название не самого образа, а процесса. Кроме того, галлюцинации ведь не всегда целостные и эмоционально окрашенные?

Я думаю, чтобы было комфортно, нужно учиться работать не с названиями, а с самими явлениями. Чтобы было все равно, как называть его - "галлюцинация" или "глас свыше", чтобы это ничего не меняло. Тогда уж можно любое название выбрать, или симпатичное, или общеупотребительное, или самому придумать, но чтобы если твою терпимость обозвали пофигизмом или твое искание смысла жизни - бездельничаньем, или твое пение, например - подвыванием, тебя это никак не задевало :))

Но, может, я про коробочки что-то не поняла? для меня это скорей ярлычки. как это ни банально.

Офф - У меня, кстати, еще одна формулировка появилась: терпимость - это когда спокойно относишься к отличным от своего мнениям по важному вопросу, а пофигизм - это если считаешь вопрос неважным :))
2002-08-09, U
Я сама пытаюсь это сейчас понять, поэтому невнятно :-) Ну, скажем, происходит с человеком НЕЧТО. Мышление у человека ассоциативное. Он пытается своими ассоциациями рассортировать это нечто по уже существующим у него коробочкам. Ассимиляция, если по Пиаже :-) А какие коробочки у человека существуют, скажем, на тему "внезапно возникающие в уме целостные и яркие образы, заряженные эмоционально"? Если подумать, "галлюцинация" - на такая уж неудобная коробочка... Гестальт - насколько я знаю, относится к целостности восприятия. Лучше мне это слово пока не использовать :-). Да, а я про что пытаюсь понять - какие "коробочки" и механизмы поиска и создания коробочек стоит показать ребенку, чтоб ему было потом комфортно со своими явлениями...
2002-08-08, Ржевски
Мне кажется, галлюцинации - это от недостатка каналов, в которые можно сформировать свои психологические явления. Ну, скажем, если бы средневековый человек увидел самолет, он бы его, наверное, для себя определил как "дракона" или "колдовское помело" или еще что в этом роде. У человека нечто происходит, скажем, он видит ясную мысленную картинку. Можно сформировать это явление как "гестальт" а можно как "галлюцинацию" :-) Причем формирование восприятия, называние даже, очень сильно на явление повлияет... Так что стоит ребенку помочь научиться свои явления воспринимать-называть-формировать в удобной для него форме, и еще о социальной допустимости думать...
2002-08-08, Ржевски
Спасибо за статью!:) Очень интересно! Возможно, пугающие фантазии - это и есть признак недостаточного развития воображения у ребенка или у взрослого, то есть недостаток личного опыта в общении с предметами и явлениями окружающего мира. Зато уже достаточно страхов, часто навязанных другими.
Это очень заметно, когда малыш или взрослый складывает головоломку-пазлы (простите за тафтологию:)) : в синем небе осталась всего одна "прореха" - необходимо найти кусочек, чтобы закончить картину. И вот взрослый человек старательно ищет синий кусочек, а от темного отмахивается - а этот темный кусочек всего-навсего самолет, а не пугающая "черная дыра"...
2002-08-08, Элла Прокофьева
Статья хорошая, мне понравилась. :) Вообще-то у моей дочки воображение пока очень сильное (ещё с двух лет). Мы сами не мешаем ей в этом, но особо и не развиваем. На самом деле иногда действительно думаешь - "Неужели она действительно акулу в ванной видит?" Это у неё уже год как - она купается вместе с акулой (воображаемой), иногда как-то очень сильно её боится, иногда вместе её прогоняем... :) Вот что меня в этой ситуации действительно интересует - есть ли связь между сильно развитым воображением и тем, что у некоторых (больных) людей возникают галлюцинации (навеяно недавно вышедшим фильмом про Дж. Неша).
2002-08-08, Клавка
Не за что, рада пригодиться :))

О смелости и прилюдности: начинает мой деть всячески комментировать людей: "Мальчик плачет. Мама не пускает на качели" - звонко так :)) Или того хуже - спрашивает, почему тетя сердится, и ответа хочет здесь и сейчас. Чувствую, скоро меня побьют, но и сыну объяснить, что так "неудобно", не очень возможно, а главное, через две минуты уже бесполезно с ним о таких событиях говорить - он уже и забыл, какая там тетя сердилась. Как вы с этим выкручивались, или просто русский язык спасал?
2002-08-10, U
И наоборот: повспоминать разные явления для одного ярлычка. Что, скажем, люди называют галлюцинацией? Тут и градации кстати будут. Ну, не мне тебя учить :))

Вообще-то офф, просто вспомнилось: когда-то в древнем советском психиатрическом учебнике попалось отличное название симптома (при какой-то там стадии алкоголизма) - микрозоогаллюцинации :))
2002-08-10, U
Поделитесь:

08.08.2002
Обновлено 28.08.2019
Близкие по теме статьи
6 типов роз: описание и уход. Какие розы посадить в саду?
6 типов роз: описание и уход. Какие розы посадить в саду?
Плетистая роза, чайная, кустовая: сорта роз. Подготовка роз к зиме
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!