Содержание:

Школа суперагентов. Часть 1

Точка 6. Учимся чувствовать пространство, не путать право и лево.

Группа выбирает "слепого" (ему завязываются глаза) и поводыря. Слепой и поводырь встают спиной друг другу, поводырь при этом стоит лицом ко всей группе. Ведущий прячет небольшую игрушку где-то перед "слепым", поводырь и "слепой" не видят, где игрушка (у "слепого" завязаны глаза, поводырь стоит спиной), но видит группа. Задача слепого — найти игрушку с завязанными глазами. Задача поводыря — помочь слепому это сделать, говоря вслух, куда идти, но стоя к нему спиной. Поводырь стоит на месте, двигается только слепой. Задача группы — показать жестами поводырю маршрут, по которому слепой должен идти к игрушке. Никто, кроме поводыря, не может говорить! Если позволяет время и у ребят есть желание, можно повторить эту игру несколько раз, с разными "слепыми" и поводырями. Если игрушка найдена, зачет могут получить все.

Реквизит: игрушка, бандана или платок, чтобы завязать глаза "слепому".

Точка 7. Чтение мыслей (заимствовано у Марины Ярославцевой).

Суперагент должен не просто хорошо уметь читать. Он должен уметь получать информацию, скрытую для всех остальных. Для этого ему необходимо уметь читать мысли других людей. В этом мы сейчас попрактикуемся.

Для этого этапа необходимо разделиться на пары. Сделать это можно разными способами, например таким:
Ведущий складывает пополам и зажимает в кулаке пучок разрезанных разноцветных ниток. Каждый участник берется за конец нитки. В пару идут те, кто взялся за концы одной и той же нитки.

Или таким:
Участники стоят в кругу. На счет "Раз, два, три" каждый показывает пальцем на любого другого человека из круга. Если выбор оказался обоюдным, пара считается сформированной и отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока вся группа не будет разбита на пары.

Одна пара выходит вперед, чтобы остальные участники могли ее видеть. Каждый член пары получает на бумажке вопрос с тремя вариантами ответа и обводит тот, который ему больше по душе. Бумажки собираются, и второму участнику задается вопрос первого: Как ты думаешь, что бы выбрал твой партнер? Потом первому задается вопрос второго (вопросы для пар мы брали разные). Тот, кто смог угадать правильный ответ, получал зачет (еще один штампик в зачетную книжку).

Очень жаль, что Марина в своем сценарии привела только три примера подобных вопросов. Я, как ни старалась, ничего настолько смешного придумать не смогла. Поэтому наши вопросы звучали так:

Что бы ты хотел научиться делать?
Скакать как кузнечик
Молчать как рыба
Квакать как лягушка

Что бы ты выбрал?
Быть умным, но некрасивым
Быть богатым, но глупым
Быть красивым, но бедным

Если бы ты работал в школе, то кем?
Водителем
Уборщицей
Поваром

Если бы тебе подарили вечный билет в кино, то ты бы ходил:
На 3 фильма в день
На все фильмы
Переехал бы жить в кинотеатр

Если бы ты выступал по телевизору, то ты
Пел бы песню "В лесу родилась елочка"
Рассказывал анекдот про Вовочку
Бегал по площадке и кричал "Мама, мама!"

Ты бы хотел завести дома:
Крокодила
Тигра
Слона

На пижаме тебе больше нравятся:
Слоники
Поросята
Уточки

Реквизит: бумажки с вопросами и вариантами ответов, 2 ручки или маркера

Точка 8. Тренируем проницательность.

Суперагент должен обладать сверхзрением. Он должен запросто выявлять переодетого шпиона, даже если тот прикинется букетом цветов или котенком.

Для этого и следующего этапов нам нужно поделиться на две команды.

Делаем это следующим образом:
Каждый ребенок получает бумажку с написанным на ней словом (это либо название животного либо что-то техническое — транспорт, бытовая техника и т.д.) По сигналу ведущего все начинают издавать звуки, которые произносит это животное или производит этот предмет. По звукам нужно найти "своих" — животных или технику.

У нас получилось две команды, приступаем к игре.

Здесь потребуется помощь одного взрослого. Помощник и ведущий держат ширму (мы использовали для этого большой плед), команды находятся по разные стороны от нее. Их задача — загримировать (переодеть, замаскировать) одного человека так, чтобы вторая команда не смогла его узнать. Время ограничено (например, 3 минуты).

Чтобы нельзя было вычислить загримированного участника методом исключения, команды не видят друг друга, они просто выставляют за ширму своего "шпиона". По обстоятельствам можно решить, кто получает штампы — те, кто угадали или те, кто лучше загримировал своего "шпиона", и его не угадала другая команда.

Реквизит: бумажки для деления на команды, ширма.

Точка 9. Перевоплощение (заимствовано у Марины Ярославцевой).

Суперагент должен уметь перевоплощаться. На это раз его задание — притвориться беременной женщиной, собирающей цветы.

Участникам скотчем прикрепляем к животу воздушные шарики, они должны собрать букет из 10 цветов или травинок. Поскольку мы были на природе, то букеты были самые настоящие (главным образом из сухой травы), а шарики лопались при первом соприкосновении с острыми стебельками. Так что зачет получили те несколько ребят, которые были наиболее аккуратны (сначала планировалась поставить зачет первым пяти, собравшим десять цветов).

Реквизит: воздушные шарики, скотч, ножницы

Точка 10. Тренируем внимательность.

Суперагент должен обращать внимание на все, даже самые несущественные детали.

Делимся на пары (варианты деления — см. выше). Ребята в паре встают лицом друг к другу, внимательно друг на друга смотрят в течение одной минуты. Потом они отворачиваются (встают спинами друг к другу) и за 1 минуту они должны поменять в себе 5 вещей (например, закатать рукав, надеть часы на другую руку, развязать шнурок и т.д.) По сигналу ведущего пары снова встают лицом друг к другу, теперь ребята должны обнаружить, что именно изменилась в их партнерах. Зачет получают либо первые (что довольно сложно отследить, так как ребята работают по парам), либо все, угадавшие все отличия. У нас несколько человек не справились с заданием до конца (нашли 4, а не 5 отличий), так что зачет справившимся был вполне оправдан.

Точка 11. Учимся связывать и развязывать.

Суперагент иногда тоже попадает в плен. Но никогда не задерживается там надолго. Ему крайне необходимо умение выпутываться из любых узлов, а также связывать пойманных врагов и шпионов.

Это испытание тоже проводится по командам, поэтому мы делали его после точки 8. Команда опять выбирает одного "шпиона", которого за 1 минуту надо связать длинной крепкой веревкой как можно прочнее. Здесь задача ведущего — следить за безопасностью детей, чтобы они не слишком увлеклись процессом и не покалечили друг друга.

Потом команды меняются "шпионами", и теперь их задача — как можно быстрее его развязать. Все члены команды, которая выполнила задание первой, получают зачет.

Реквизит: 2 веревки одинаковой длины, секундомер.

Точка 12. Секретные послания.

Довольно часто суперагент получает секретные послания, прочитать которые обычному человеку не под силу. Вот перед вами одно из них.

Дети получают "чистый" лист бумаги, на котором молоком что-то написано (в нашем случае — "Молодцы, так держать!") Можно дать им задание самим догадаться, как прочитать послание, а можно и подсказать — подержать листок над свечкой, чтобы написанные молоком буквы проявились — потемнели.

За этот этап штампики не ставим.

Реквизит: письмо (приготовить заранее), свечка, спички.

Точка 13. Ориентирование по компасу.

Суперагент должен всегда и везде уметь найти правильный путь. В этом ему помогают его сверхчутье и владение приборами навигации. Достаем компас. У нас многие в качестве элемента костюма взяли компасы, так что было достаточно удобно — не нужно было толпиться всем вокруг одного.

Знакомим детей с понятием "азимут". На табличке "Точка 13" есть еще какие-то цифры. Это — значение азимута и количество шагов. Отмеряем, отсчитываем, идем. Находим следующую записку, на которой тоже два значения. Идем дальше. Так, в несколько этапов, доходим до поляны, с которой начинали всю игру.

Реквизит: записки с азимутами (развесить заранее!), скотч, компас.

Мы проходили испытания в следующем порядке (напомню, следующую точку нам каждый раз по рации сообщала база): Точка 1. Смелость; Точка 2. Понимать без слов; Точка 6. Право-лево; Точка 10. Внимательность; Точка 3. Скорость реакции; Точка 4. Вкус, чувствительность; Точка 7. Чтение мыслей; Точка 11. Связывать, развязывать; Точка 8. Проницательность; Точка 5. Меткость; Точка 9. Перевоплощение; Точка 12. Секретные послания; Точка 13. Ориентирование.

Этот порядок может быть любым, важно, чтобы виды активности чередовались (спокойные задания — пантомиму и "чтение мыслей" — стоит разбить чем-то подвижным, например, игрой на скорость реакции "Джеймс Бонд, тостер и слон"). Также интересно, когда следующая точка достаточно (но не слишком) удалена от предыдущей, то есть закреплена не на соседней сосне, а ее еще надо поискать.

К содержанию

5. Допуск до экзамена

На поляне нас встречает заведующий учебной частью, который ставил штампики. Он (или ведущий, неважно), поздравляет всех с пройденными испытаниями и говорит, что тот, кто набрал не меньше стольких-то зачетов (штампиков в зачетной книжке), допускается до экзамена. Мы называли наименьшее число зачетов, которое было у ребят. То есть, из 12 возможных, кто-то получил 12 штампов, кто-то 10, а кто-то — всего 6. В этом случае ведущий объявляет, что проходной балл — это 6. Все возбужденно подсчитывают свои штампики и выясняют, что до экзамена допускаются все.

К содержанию

6. Экзамен

Ведущий объявляет, что в качестве экзамена ребятам предстоит выполнить командное задание. Можно делать что угодно, играть в любую командную игру, но мы строили пирамиду из самих себя. При ее построении должны быть выполнены следующие условия: она должна быть выше самого высокого участника, все должны быть соединены (то есть никто не может стоять в сторонке, каждый должен до кого-нибудь дотрагиваться) и количество опор (то есть точек, находящихся на земле) ограничено. В нашем случае, на 12 детей, это было 5 ног, 2 руки и одна голова. Пирамида должна простоять не меньше десяти счетов.

К содержанию

7. Суперимена

Поздравляем участников со сдачей экзамена. Теперь они все — суперагенты. Но, как у настоящих суперагентов, у них должны быть суперимена. Они придумывают себе имена (у нас кто-то стал Джеймсом Бондом, кто-то Крошем, кто-то Агнентом 001 и т.д.). Можно сделать себе бейджи (как предлагала Марина Ярославцева), но у нас на это не хватило не времени, ни сил.

Если делаем бейджи, то необходимый реквизит: сами бейджи (хотя можно обойтись и бумажкой на скотче), бумага, фломастеры, карандаши, скотч, ножницы, тематические наклейки.

К содержанию

8. Вручение сертификатов и подарков

Когда все определились с именами, новоявленные суперагенты строятся, и им торжественно вручаются сертификаты и подарки. Текст сертификатов у нас был такой:

ШКОЛА СУПЕРАГЕНТОВ
СЕРТИФИКАТ
Настоящий сертификат удостоверяет, что _______________ прошел(ла) курс Школы Суперагентов и зачислен(а) в группу особого назначения. По окончании курса присвоено секретное имя __________________________
______________________
Шеф (тут замысловатая подпись)
08 сентября 2007 г.

Разумеется, все напечатано красивыми шрифтами на цветной бумажке и снабжено соответствующими картинками.

В качестве подарков мы дарили детям фонарики — вроде как и в тему, и небесполезная вещь. Гости были довольны, наши дети тоже. На удивление, фонарики до сих пор работают, хотя прошло уже две недели после праздника.

Реквизит: распечатанные заранее сертификаты, ручки (чтобы вписать секретные имена), подарки участникам.

Программа получилась достаточно долгой (почти два с половиной часа), поэтому к концу экзамена наши суперагенты успели ужасно проголодаться. Так что церемонию награждения мы перенесли на после угощения. Как раз получился вроде как праздничный банкет по случаю успешного завершения школы. А уже после вручения сертификатов мы сели в круг, все, в свою очередь, вручили подарки имениннице, сказали теплые слова и услышали ответное благодарственное слово от нее.

И бальзамом на мою утомленную душу лились слова моей дочки: "Я надеюсь, что в следующем году вы все снова придете на мой день рождения, и что он будет такой же интересный, как этот!"

Тина Ларионова, tina@ymca.ru.