Содержание:

Еще в прошлом году, сразу после праздника "Амазонки и воины", моя дочь заявила, что в следующий раз праздник должен быть какой-нибудь "боевой", чтобы понравился мальчишкам. Год пролетел стремительно, и за пару недель до даты Х я судорожно начала бороздить просторы Интернета. К счастью, подвернулся сценарий Марины Ярославцевой "Слет шпионов". Я безгранично благодарна ей за идею и массу интереснейших конкурсов. Я долго думала, имеет ли смысл публиковать свой сценарий, в котором много заимствовано, но потом решила, что все же стоит — вдруг кому-то пригодится?

Мы, как и всегда, праздновали на природе, что предоставляет массу возможностей, хотя и накладывает некоторые ограничения.

Детей на этот раз было немного (по нашим меркам) — 10 мальчиков и девочек одного возраста (9-10 лет) и в равном соотношении, один мальчик постарше (13 лет, он неоднократно очень помогал) и один помладше (6,5, ему моментами было сложновато, но старший брат ему помогал, да и остальные не бросали). Еще было два пятилетних малыша, они постоянно не участвовали, но присоединялись на некоторых испытаниях.

Гости заранее получают приглашения с тематической картинкой на обложке.

Текст приглашений (спасибо Марине Ярославцевой за идею с костюмами):

"Настя!
Приглашаем тебя на выездную школу суперагентов, которая пройдет тогда-то и тогда-то в квадрате 25 точка 8. Сбор кандидатов в 12:00. Для выяснения деталей позвони по тел. ххх-хх-хх, назови пароль "День рождения".
Форма одежды — удобная, подходящая для занятий на пересеченной местности. С собой обязательно иметь элемент одежды суперагента — очки, плащ, компас или что-то еще (на выбор).
Даша".

Собираемся, на импровизированном столе — легкое угощение (фрукты, бутерброды). Перед началом испытаний всем надо немного подкрепиться.

К содержанию

1. Начало

Для разогрева играем в "Эволюцию", любимую игру моей дочки и некоторых ее друзей. Все участники — амебы. Они перемещаются на корточках, болтают руками и издают характерные звуки (блюм-блюм-блюм). Две амебы встречаются и играют в "камень-ножницы-бумага". Та, которая победила, поднимается на одну эволюционную ступеньку и становится курицей. Проигравшая остается амебой. Курица (тоже ходит на корточках, руки-крылья согнуты в локтях, говорит "ко-ко-ко") ищет себе в партнеры курицу, они снова играют. Выигравшая поднимается вверх — становится динозавром. Проигравшая опускается на одну ступеньку вниз — становится снова амебой. Из двух динозавров (ходят на двух ногах, руки подняты вверх, издают страшные звуки) выигравший становится суперменом (или супергероем), для него игра окончена, он поднимает одну руку вверх и отходит в сторону. А проигравший динозавр опускается на ступеньку вниз — становится курицей. Важно, что играют в "камень-ножницы-бумага" друг с другом только существа одного уровня: амеба с амебой, курица с курицей, динозавр с динозавром.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется три человека, не ставших супергероями. Можно придумать для них какое-нибудь смешное задание — фант. А можно и не делать ничего, так как в данном случае эта игра — просто разминка, небольшое введение в тему.

К содержанию

2. Зачисление в Школу Суперагентов

На самом деле, стать супергероем не так уж просто. Для этого надо многому научиться. Мы рады приветствовать вас в Школе Суперагентов! Для зачисления в Школу необходимо пройти тест. Главное умение суперагента — не показывать своих чувств и эмоций. Играем в игру cо смешными вопросами (заимствована у Марины Ярославцевой).

Каждый участник вытягивает один ответ на листочке. Ведущий задает ему вопрос, и он с очень серьезным видом должен ответить на него так, как написано на бумажке. Задача участников — не засмеяться, сохранять серьезное выражение лица.

Примеры вопросов:
Это правда, что тебе шнурки завязывает бабушка?
Правда, что ты часто влюбляешься?
Когда тебя не видят, ты ковыряешься в носу?

Примеры ответов:
Я не представляю свою жизнь без этого.
Да, часами, особенно в темноте.
К этому у меня склонность с детства.

Вопросов и ответов должно быть не меньше, чем участников игры.

Реквизит: вопросы, ответы на отдельных листочках.

К содержанию

3. Получение зачетных книжек

Поскольку всем вам предстоит учеба в Школе суперагентов, каждый должен получить Зачетную книжку, в которой будут проставляться оценки (зачеты) за каждый пройденный этап. Все участники получают зачетные книжки (лист А4, сложенный пополам книжечкой, на обложке картинка и место для имени, внутри разлинована табличка в соответствии с количеством этапов игры). Подписываем и убираем в карманы книжки. Выбираем старосту группы (в нашем случае — именинницу), староста получает рацию для связи с базой. Придумываем позывные, с которыми будем выходить на связь. Контрольная связь с базой ("База, база, это сокол!").

Тут нужна помощь одного взрослого, который выполнит роль "базы". Он заранее получает маршрутный лист — порядок прохождения испытаний — "точек".

Реквизит: зачетные книжки, рации.

К содержанию

4. Испытания

Заранее по окрестному лесу, не слишком далеко от поляны, были развешены листы с "точками" — "Точка 1", "Точка 2" и т.д. по количеству испытаний. Чтобы было интересней, наш маршрут проходил не по порядку, а, например, сначала точка 5, потом точка 2 и т.д. Мы каждый раз связываемся с базой, чтобы узнать, куда нам следовать дальше, и что именно в этой точке мы будем тренировать. Например, база: "Проследуйте в точку 5, отрабатываем умение понимать друг друга без слов" и т.п.

Реквизит: для всех этапов нужны таблички "Точка..." и скотч, чтобы их закрепить.

Прошедший испытание (по оценке ведущего) бежал в "учебную часть" — на поляну, откуда мы начали игру. Там еще один (или тот же самый, отвечающий за "базу") взрослый помощник отмечал пройденный этап в зачетной книжке — ставил зачет. Это можно делать любым образом — ставить подпись, рисовать маленькую смешную картинку, смайлик и т.д. У нас был набор маленьких печатей с различными картинками, мы пользовались им. То есть в итоге у каждого в зачетной книжке стоял десяток различных печатей. Если бы позволило время, можно было бы потом их раскрасить или придумать историю, в которой все эти картинки были бы как-нибудь задействованы.

Важно сразу настроить ребят, что, если они не прошли испытание, ничего страшного в этом нет. Ведь если каждый раз у всех все получается без особых усилий, то им самим это просто неинтересно. 9 лет — достаточно серьезный возраст, чтобы не впадать в истерику от временной неудачи. У нас проблем с этим не было, слава богу. Хотя в некоторых обстоятельствах, может быть, и не стоит использовать такую зачетно-незачетную систему, если вам кажется, что это может обидеть кого-то из участников и испортить весь праздник.

После получения зачета участник возвращался на исходную точку, к своей команде. Таким образом, на тех этапах, где все заканчивают не одновременно, а последовательно, мы хоть ненадолго занимали освободившихся детей. Пока первые бегали в учебную часть и обратно, остальные успевали закончить испытание.

Испытания перечислены по порядку, однако, как уже было сказано выше, шли мы другим маршрутом. Я обозначу его чуть позже.

Итак, отправляемся на первое испытание

Точка 1. Испытываем смелость

Отвес. Это стандартное упражнение веревочного курса, одно из самых легких. Детям оно очень нравится, так как выглядит сложнее, чем является на самом деле.

На некоторой высоте (около 1 метра, можно чуть выше) между двух деревьев горизонтально натягивается веревка. Еще одна веревка одним концом закрепляется на третьем дереве, находящемся на расстоянии 2-3 метров от горизонтальной веревки, желательно, в районе ее середины. То есть все три дерева образуют равнобедренный треугольник, веревка, натянутая между двух вершин — его основание, на третьей вершине закреплена веревка со свободным концом. Задача участников — пройти по натянутой веревке, держась за висящий конец.

Очень важно! На этом этапе нужно обязательно привлечь пап к страховке. Упражнение не очень сложное, но неудачное падение может не только испортить праздник, но и серьезно травмировать ребенка.

Прошедшие испытание, по указанию ведущего, бегут в учебную часть и получают штампик (подпись, рисунок) в графе "Точка 1". Те, что не смогли пройти испытание (упали, не дошли до конца, вообще побоялись залезть на веревку), зачет не получают.

Связываемся с базой, узнаем, куда нам идти дальше. Ищем табличку со следующей точкой.

Реквизит: 2 веревки достаточной длины и прочности.

Точка 2. Учимся понимать друг друга без слов (заимствовано у Марины Ярославцевой).

Очень важное умение суперагента, необходимое для связи и общения с другими агентами — умение понимать друг друга без слов. Иногда хорошему суперагенту достаточно одного взгляда, чтобы понять, что ему хочет сказать коллега.

Ребята вытягивает бумажку, на которой написано какое-то место секретной встречи с шефом или другим суперагентом (например, школа, магазин игрушек, детский сад и т.д.) Задача — по очереди показать пантомимой это место, остальные участники должны догадаться, о чем идет речь. Зачет получают те, чья пантомима была разгадана.

Реквизит: бумажки с обозначением мест.

Точка 3. Отрабатываем скорость реакции.

Быстрая реакция очень важна для суперагента. Почему? В каких ситуациях она может ему пригодиться? Может спасти жизнь? В качестве подготовки к игре можно поговорить об этом с ребятами.

Эта игра существует во множестве вариантов, мы взяли тот, в котором хоть что-то подходило нам по тематике. Все участники стоят в кругу. Ведущий показывает на одного и говорит "Тостер", "Слон" или "Джеймс Бонд". В зависимости от того, что было названо, тот, на кого показал ведущий, и двое его соседей изображают названное.

Тостер — двое крайних берутся за руки так, что центральный человек оказывается в кольце их рук (это тостер), центральный подпрыгивает, изображая готовый тост, и кричит: "Я готов!"

Слон — центральный изображает хобот (одной рукой берется за нос, вторую просовывает в получившееся кольцо. Соседи изображают уши слона, приставляя обе руки полукругом к "носу" — центральному.

Джеймс Бонд — центральный изображает ДБ — складывает руки "пистолетиком" и стреляет, соседи изображают подружек ДБ, складывают руки, смотрят на него и говорят: "О, Джеймс!"

Когда дети освоились с фигурами, игра идет в достаточно быстром темпе. Кто не успел что-то изобразить или, наоборот, поторопился, перепутал фигуру и т.д. — выходит из круга. Когда в кругу останется пять (или сколько-то еще, на ваше усмотрение) человек, игра заканчивается. Оставшиеся в кругу бегут в учебную часть за зачетом и получают штампик в графе "Точка 3".

Точка 4. Тренируем вкус и чувствительность.

Суперагенту очень важно обладать сверхчувствительностью, он должен уметь определять на вкус любые продукты, распознавать все вещества, чтобы понять, не отравлена ли его еда.

Ребята закрывают глаза, ведущий кладет им в рот кусочек чего-то съедобного (мы использовали орехово-фруктовую смесь и клали изюм, банановые чипсы, орешки, цукаты и т.д.) Нужно догадаться, что именно у тебя во рту. Хотя эта игра, вообще-то, рассчитана на детей 2-3 лет, у наших 9-летних гостей она прошла на ура. За этот этап мы зачеты не ставили — я думала, что это будет слишком просто, хотя, в итоге, ошиблась.

Если в организм попал яд, надо срочно выпить противоядие, которое суперагент всегда носит с собой в незаметном месте. Дети получают по бутылочке иммунеле (или еще чего-нибудь, что всем можно пить и что расфасовано в маленькие бутылочки), их задача — спрятать это "противоядие" как можно незаметнее. Когда все готовы, объявляется следующее задание: увы, вас попытались отравить. Нужно срочно выпить противоядие. Но суперагент никогда не оставляет за собой следов, поэтому по свистку достаем бутылочку (из носков, капюшонов, рукавов и т.д.), отрываем, выпиваем, бежим метров 20 до мусорного мешка, закрепленного на кусте, бросаем пустую бутылочку в мешок, возвращаемся к ведущему, поднимаем руку. Первые пять человек получают зачет.

Реквизит: еда (сухофрукты, орехи, печенье и т.д.), иммунеле, мешок для мусора.

Точка 5. Тренируем меткость.

Владение оружием — важное умение суперагента. На веревке (мы использовали две, так как ветер был достаточно сильный) закреплены мишени — на белой ткани нарисована цель. Ребята получают водяной пистолет, заряженный краской (в воду можно добавить тушь или чернила — недорого и цвет получается насыщенный), их задача — попасть в цель с определенного расстояния. Мы еще выдавали резиновые перчатки, чтобы не испачкать краской руки и рукава. Пистолетов у нас было два, так что стреляли по очереди. Попавшие в цель бегут ставить зачеты.

Реквизит: перчатки, веревка, ткань (с нарисованными мишенями), прищепки (чтобы закрепить мишени), краска (разведенная, в бутылках), пистолеты.

Школа суперагентов. Часть 2

Тина Ларионова, tina@ymca.ru.