Как грамотно и эффективно можно стимулировать маленьких школьников к развитию своих способностей? С таким вопросом несколько родителей однажды пришли ко мне.

Известный психотерапевт Эриксон в одной из своих книг как-то высказал следующую мысль: "Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать". Мы последовали его совету.

Теперь уже несколько лет при входе в школу на стене висит плакат, который у непосвященных неизменно вызывает удивление. На нем написано: "В школу пришел - белый гриб нашел!"

Все задают вопрос: что бы это значило? А дело вот в чем. В младших классах учителя рассказывают детям сказочную историю про двух маленьких братьев ежиков. Один не хотел ничему учиться, а второй - сам приставал ко всем с вопросом: как им удается найти самые вкусные грибы? И вот наступил день рождения братьев, скоро соберутся их друзья. Молодые ежи радостно отправились в лес за угощением для своих гостей. Первый, понятно, насобирал одних поганок, которые сами попадались ему на глаза, второй - самых вкусных молоденьких белых грибов. Дальнейшее развитие событий всем понятно, но разными учителями преподносится неодинаково.

Это и не столь важно. Главное, что после своего рассказа учитель просит детей придумать и рассказать похожую историю, например, про ласточек, которым пришло время учиться летать, или про медвежат, живущих на севере, где, чтобы пережить зиму, надо уметь строить теплую берлогу. Разнообразие тем в этой области безгранично. Но весь фокус в том, что именно тогда, когда ребенок что-то придумывает сам, он непременно создает в своей голове мотивации и приоритеты: к чему стоит прилагать больше усилий, к чему - меньше, и почему. Этот самый ценный "багаж" останется с ним уже на всю жизнь.

Конечно, проще всего потребовать: "Ты должен...", и сделать вид, что воспитательная работа проведена. Все эти бесконечные "должен" и "надо" на какое-то время, безусловно, могут сдавить человека, а ребенка - тем более, как пружину. Но однажды она или сломается, или так распрямится, что ничего не останется кроме того, что ссылаться на переходный возраст, неуправляемость и конфликтный характер... И кому от этого будет хорошо?

Поэтому нами и был выбран другой путь.

В развитии детских мотиваций важная роль принадлежит и их семьям. Родительский комитет взял на себя работу с ними. Папам и мамам они также рекомендовали как можно меньше принуждать своих чад. Пусть малыши ходят в школу не за оценками, пусть ходят за "грибочками". Теперь, когда взрослые провожают их в школу, то говорят: пойди, пойди, насобирай грибов повкуснее!

И ведь собирают. Да еще с таким энтузиазмом. Причем, этот родительский прием одинаково хорош как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Все они дети, и "школа-сказка" нравится им, понятна и манит, а не пугает.

Опыт начальной школы очень быстро распространился на все возрастные группы, причем без всякого принуждения или уговоров с чьей-либо стороны.

Из школы выходит восьмиклассник, еле тащит свой ранец. Спрашиваю:
- Неужели такой тяжелый?
- Так ведь полный "белых грибов", - радостно отвечает он, улыбаясь, и легко забрасывает свой ранец на плечи.

Он чувствует себя настоящим добытчиком, несущим домой свой урожай! И это здорово!

По всей вероятности, необычный плакат у входа в школу, часто попадаясь на глаза, легко восстанавливает в сознании детей все те понятные им мотивации, которые были привиты им с помощью сказочных историй.

Еще одной проблемой маленьких школьников, впервые очутившихся на занятиях, является неорганизованность процесса их мышления. Они думают, "как ни странно", о том, о чем само думается. Кстати, у многих людей эта неорганизованность, увы, сохраняется на всю жизнь, становясь привычной и создавая для них в жизни огромную массу самых разнообразных проблем. А ведь человек всегда имеет выбор - о чем думать. И желательно как можно раньше научить ребенка совершать этот выбор сознательно и самостоятельно.

В этом вопросе вообще почти вся работа легла на плечи родительского комитета. Они встречались с родителями, вели разъяснительную работу, постоянно напоминали и раздавали на руки распечатанные рекомендации. Кратко они заключались в следующем.

Вы родитель, и вы с ребенком, например, на кухне готовите фарш для котлет, спрашиваете его:
- Как ты думаешь, о чем мне сейчас лучше всего подумать?

Делаете паузу, как бы ожидая его ответа, но в первое время отвечаете сами:
- Сейчас мне лучше всего подумать: а все ли, что нужно, я положила в фарш? Да, все. Еще очень хорошо подумать: а можно ли сделать котлеты еще вкуснее? Можно, добавим немного зелени укропа. А вот о том, что эти котлеты могут кому-то не понравиться, я думать не буду.

Именно таким или подобным образом желательно показать ребенку, как вы совершаете сознательный выбор того, о чем собираетесь думать, как образуются эти предпочтения. Исследования здоровых и успешных людей очень наглядно показали - они напрочь отметают все мысли, которые могут вызвать негативные эмоции. И научились они этому еще с детства!

Все, что бы вы ни делали, можно сопровождать вопросом: о чем мне сейчас лучше всего подумать? Важно, перед тем, как самому же на него ответить, делать паузу. В какой-то момент ребенок начнет отвечать вместо вас. Поддержите его вначале робкие попытки, скажите: правильно, правильно, именно об этом и следует подумать, улыбнитесь ему в этот момент и непременно погладьте. Это усилит его стремление подражать вам.

Расскажите ему историю, например, про маленького зайчика, у которого заболела мама, и ему надо было принести морковку с дальнего поля, а путь к нему лежал по висячему раскачивающемуся мосту. Зайчик очень боялся этого моста. Но когда он бежал туда, он думал только об одном: маме нужна морковка, а когда возвращался, то думал лишь, как обрадуется мама, когда он принесет ей морковку, как быстро она теперь сможет выздороветь. Поэтому он даже и не заметил, как мост раскачивался под ним.

Таких историй вы сами можете придумать бесконечное количество, но лучше, если придумывать их вы будете вместе: про медвежат, про лисят, про ежат... за медом, за рыбой, за грибами... для брата, для друга, для гостей на праздник... через овраг по тонкому бревну, за тридевять земель на воздушном шаре, мимо своры собак, охотников... Не забывайте обращать внимание ребенка на то, как важно думать именно о том, что сейчас будет наиболее полезным.

Через какое-то время вы можете развесить по комнатам небольшие объявления-напоминания с вопросом: "О чем сейчас лучше всего подумать?". Пусть они как можно чаще попадаются ему на глаза.

Начните и ему задавать этот вопрос. Например, когда он собирается идти гулять с товарищами. После того, как он выскажет свои предположения, добавьте, что можно подумать и о том, чтобы вовремя вернуться, и о том, чтобы не сломать случайно молодые деревца во дворе...

Не забывайте радоваться появлению у ребенка полезных самостоятельных мыслей. Ведь он осваивает довольно сложный мыслительный процесс - выбор, и ему очень важно ваше признание и одобрение. Попросите его напоминать вам, чтобы вы сами не забывали задавать себе этот вопрос. Уча или напоминая другим, он сам обучится этому непростому делу быстрее всего.

Ребенок, который не научится управлять своими мыслями и своим вниманием, будет постоянно отвлекаться на уроках по пустякам. На его успеваемости это скажется самым негативным образом.

Понятные мотивации и организованный процесс мышления детей очень быстро сделали свое дело - учиться им стало легко и интересно. Так они и пойдут по жизни, даже не подозревая о том, какую огромную работу им во благо провели несколько неравнодушных родителей.

И еще. Их же усилиями в учебных кабинетах начальной школы были установлены стенды, озаглавленные: "Вот такие мы настоящие!". Под заголовком были размещены "улыбающиеся и смеющиеся" портреты всех одноклассников. Эти портреты стали для них важным символом собственной доброжелательности, тем ориентиром, которому они с удовольствием старались соответствовать.

Алексей Чалый, a.i.psiholog@rambler.ru.
психолог
Г. Краснодар