Содержание:

"Он стал совершенно несносен","отбился от рук", "все делает назло", "ни в грош нас не ставит", - на все лады звучат жалобы родителей, по сути, об одном и том же: ребенок не слушается. Как взять ситуацию в свои руки и сохранить покой в семье?

Итак, мы предлагаем 10 правил, которые помогут вам и вашему малышу прийти к мирному сосуществованию.

К содержанию

1. Правило десяти "нельзя"

Чем реже мы употребляем слово "нет", тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его. Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: "Не беги - упадешь", "Не трогай кошку - у нее наверняка блохи", "Не лезь в лужу!". При виде подобной картины так и тянет спросить маму: "А что же можно делать?!" Согласитесь, вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать. А раз "миссия невыполнима" - не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения "хороших мальчиков и девочек". Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных "нельзя". Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного "кодекса" и придерживайтесь ее. Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, "нельзя уходить с незнакомым человеком", "нельзя бить других детей" и т. д.

К содержанию

2. Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания. Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку. Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра "кто быстрее" (соберет игрушки, разденется). Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок - это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

К содержанию

3. Больше позитива!

Для того чтобы кроха уважал и принимал требования, чтобы ваши указания стали для него жизненным путеводителем, он должен понять их смысл. Исходя из этого, стоит давать небольшие простые пояснения. Недостаточно сказать ребенку: "Не трогай плиту", лучше: "Отойди от плиты, она очень горячая, можно обжечься". Расшумевшемуся чаду объясните, что в тишине людям легче думать, запоминать, разговаривать друг с другом. Причем формулировка правила должна быть позитивной - избегайте частицы "не".

К содержанию

4. Твердость в установлении правил

Каждый знает, что маленькому ребенку необходимы определенные ограничения, организующие его. В детстве кроха должен освоить понятия "хорошо" и "плохо", сделать для себя важными нормы, действующие в человеческом обществе. Однако родителям тяжело настаивать на выполнении правил, тяжело говорить своему ребенку "нельзя" - часто они боятся, что дети будут меньше любить их. К тому же и взрослые люди не всегда справедливы: принимая решение, мы рискуем ошибиться, например, из-за того, что не владеем полной информацией. Так, родители часто занимают сторону одного из детей в споре, не выяснив до конца истинного виновника и по-настоящему обиженного. Поэтому дайте себе время на раздумье, не рубите сплеча. Когда же тактика поведения определена, будьте уверены в себе и доведите выполнение того, что вы попросили, до логического конца. Дети очень тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в их поведении. В этом случае ребенок будет клянчить то, что ему хочется, до тех пор, пока вы не уступите. Заигрывание с ребенком в подобных ситуациях приведет к тому, что в следующий раз он вновь и вновь будет проверять вас на прочность. Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно, ведь такой взгляд подразумевает: "Мой милый, я говорю "нет", но меня всегда можно переубедить".

К содержанию

5. Глаза в глаза!

Не имеет значения, год ребенку или три, всякий раз, когда вы ему что-то запрещаете или требуете послушания, присядьте и посмотрите в глаза - это придаст вашим словам большую значимость. Если вы не смотрите, вас не слышат. Действительно, попробуйте построить беседу с человеком, который не смотрит на вас. Через некоторое время вы наверняка подумаете, что он погружен в свои проблемы или витает в облаках и попросту не слушает. Вместе с тем, опускаясь на уровень глаз ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на ваших словах. Исходя из этого правила, бессмысленно кричать из другой комнаты "сними ботинки": ребенок всегда может сделать вид, что не слышит.

К содержанию

6. "Один, два, три..."

Когда ребенок разбушевался, скажите ему, что будете считать до пяти или до десяти, чтобы дать ему время. Если вы досчитаете до конца, а он не послушается, вы его накажете. Этот способ эффективен для детей старше 2 лет.

К содержанию

7. Правило "тайм-аута"

Когда ваше любимое чадо становится по-настоящему невыносимым, лучшее решение - оставить его ненадолго в одиночестве. Используйте, например, проверенный веками еще прапрадедушкин способ - отведите ребенка в угол или выберите место, где нет телевизора и игрушек. Такой вынужденный тайм-аут - серьезное наказание для малыша, ведь стоять в углу или просто сидеть на стуле - это ужасно скучно. Кроме того, детское время течет иначе, чем у взрослого: когда ребенок даже в течение 10 минут занят чем-то неинтересным, ему кажется, что прошли часы. Не нужно переходить на крик, совершенно спокойно, но твердо скажите приблизительно следующее: "Ты очень сердитый, побудь здесь, пока пройдет злость" или "Сядь на стул и посиди 5 минут. Успокойся". Кстати, время изоляции зависит от возраста ребенка, на каждый год по минуте: 3 минуты для трехлетнего, 5 - для пятилетнего. Если ваше чадо оказывается рядом с вами явно раньше выделенного для тайм-аута времени, отведите его обратного, иначе наказание перестанет быть действенным. Ни в коем случае нельзя запирать ребенка в чулан или другое темное место, чтобы не напугать его. Однако у этого метода есть и сложность: чаще всего подобные наказания заканчиваются формальным "выпрашиванием" прощения. "Я больше так не буду" часто звучит лишь затем, чтобы вырваться из ненавистного угла. Поэтому лучше вообще не вступать с ребенком ни в какие переговоры до того, как истекло время наказания. Лишь затем выясняйте, осознал ли ребенок, за что его наказали.

К содержанию

8. Право на выбор

Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому. Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: "Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?", за завтраком спросите: "Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?". Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: "Что ты хочешь надеть сегодня утром?", вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.

К содержанию

9. Соблюдайте режим дня

Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм. Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д. Родители иногда удивляются - не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность. В обратном же случае рождается ощущение хаоса и, как следствие, - непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша - утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме. Когда он заранее знает "программу" дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится "дружить со временем": он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет доиграть. Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.

К содержанию

10. Правило положительного подкрепления

Хвалите ребенка за правильные поступки, даже за попытку вести себя хорошо. Хвалите развернуто, не экономьте на добрых словах. Малышу тогда захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребенку, проводите больше времени вместе - и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Запрещенные приемы

  • Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит "система двойных стандартов": "мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня". Получается - "что позволено Цезарю, не позволено рабу". Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: "Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время". Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно - по-человечески.
  • Пугать. "Буки" и "бяки", "дяди-милиционеры" и "бабаи" - кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.
  • Использовать угрозы, которые не сможете реализовать. Например, если вы скажете: "Я никогда не буду с тобой больше разговаривать" и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.
  • Поддаваться на провокации. Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: "Я тебя больше не люблю". Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: "Ты меня убил!", "У меня разболелось сердце!"
  • Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.
  • Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли "слишком далеко", если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.
  • Припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило "наказан - прощен - забыто".
  • Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.
  • Унижать. Презрительные выражения ("хныкаешь как маленький"), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.
  • Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка. "Вот придет отец, он тебе устроит", - нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Наталья Чудина
Педагог
Статья предоставлена журналом Parents/Счастливые родители