Содержание:

Маленький мальчик, элегантно подающий ручку девочке, крошечная принцесса, изящно приседающая в реверансе, — картинка из прошлых веков. Неужели дети с хорошими манерами остались лишь на старых рождественских открытках? До церемоний ли в наше суетящееся, спешащее время?

На последний вопрос можно без сомнений ответить: "Да". Ведь суть настоящей вежливости не в том, чтобы выучить, кто первым должен сесть за стол или войти в лифт. Вежливость — это прежде всего уважение к людям. Поэтому в основе воспитания должно быть золотое правило: "Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе!". Но как сделать так, чтобы дети руководствовались этой мыслью в своих поступках и были тактичны, внимательны к людям, скромны? Существует огромное количество правил хорошего тона, относящихся к самым разным жизненным сферам: как правильно одеться в той или иной ситуации, как вести себя за столом, как принимать подарки и т.д. и т.п. Прибавьте сюда кросскультурные различия в правилах поведения людей разных национальностей, разных религий — и весь груз норм станет ребенку не по силам. Именно поэтом важно не вымуштровать дитя, а сформировать доброжелательное, искреннее отношение к людям. Для этого нужно использовать любую ситуацию, в которой можно научить быть чутким и воспитанным в любом месте — на детской площадке, в поликлинике, дома. Вот соседский ребенок упал и заплакал — пусть вашему крохе всего год, обязательно скажите, что нужно пожалеть, подойдите к плачущему, вместе погладьте по головке или протяните свою игрушку.

Можно также не ждать, когда ситуация случится в реальной жизни, а создать ее модель дома, в игре. Например, разыграйте на куклах поход в гости или семейный обед. Почему не стоит тянуться через стол за пирожным, как похвалить то, что понравилось, как поздравить именинника — все эти вопросы сами собой возникнут и разрешатся в игре.

К содержанию

Рано или поздно?

Иногда нам кажется, что двух-, трехлетним малышам невозможно объяснить, что топать ногами, когда чего-то хочется, ползать под столом во время ужина и отнимать у друзей игрушки некрасиво и недостойно. Мы убеждаем себя, что обучение хорошим манерам стоит отложить до тех пор, пока малыш подрастет, но на самом деле, если вы начинаете воспитание рано, ребенок поймет, что быть внимательным к другим — это естественно, нормально, по-другому просто не может быть. Кроме того, привычки и нормы поведения, сформированные в раннем возрасте, остаются с нами на всю жизнь. Малыши действительно сосредоточены на себе и эгоистичны по природе, но они видят разницу между хорошим и плохим поведением: например, они вполне в состоянии понять, что плохо отнимать игрушки. Чтобы ребенку было приятно делиться, потренируйтесь, играя по очереди. Когда время закончилось, вежливо попросите у ребенка игрушку, затем ребенок так же вежливо должен будет попросить ее у вас. На детской площадке установите правила. Если нужно, засекайте время и занимайте ребенка другой игрой или игрушкой, чтобы облегчить ему задачу. Когда ребенок не знает, что делать, чаще всего он начинает вести себя агрессивно, поэтому, если ваш малыш начинает замахиваться на кого-то из детей, отведите его в сторону и объясните, что, если он хочет что-то получить, нужно попросить это словами. Если неприятная ситуация уже произошла, предложите извиниться перед другом. Бывает, что, несмотря ни на какие увещевания, ребенок замолчал, насупился и ни в какую не хочет произносить нужные слова. В этом случае придется это сделать за него.

Требования, сформулированные на высоком ценностном уровне, придают не внешний лоск, а внутреннее благородство, формируют кодекс чести, то есть решают одну из главных воспитательных задач.

В сложных ситуациях общения ребенка со сверстниками, там, где, уже не действуют ваши слова, удержать малыша в определенных рамках поможет замечание или введение правила посторонним человеком, например мамой другого ребенка. Ведь собственная мама — это "знакомая территория", а как поведет себя чужая тетя, если начать шалить и не слушаться, неизвестно.

Основным помощником в непростом деле воспитания леди или джентльмена нежного возраста станет стремление малыша радовать вас и получать похвалу. Хвалите за сказанное наконец "извините" и "здравствуйте", за то, что поделился шоколадкой или уступил место, даже если пока все это происходит лишь после ваших напоминаний. Вполне понятно также, что, чем младше ребенок, тем чаще придется повторять и закреплять правила.

К содержанию

Примерные родители — идеальные дети

"Примерный"... Этимология этого слова проста: эталон, тот, с кого можно брать пример. Но такой ребенок не появится, если у него самого нет перед глазами образца для подражания. Когда ребенок видит, что родители пользуются правилами этикета лишь в особых случаях (скажем, когда приходят гости), он вряд ли поймет, зачем нужна вежливость в повседневной жизни, наедине с близкими и даже с самим собой.

Хорошие манеры нужны нам не для того, чтобы впечатлить окружающих, поэтому, если в официальной обстановке вы сама вежливость, а в свободной атмосфере дома становитесь грубы, резки, забываете говорить "спасибо" и "пожалуйста", дитя быстро почувствует фальшь ваших поступков. Огромное значение имеет то, как мы общаемся с самими детьми, говорим ли им "приятного аппетита!", "спокойной ночи!", не перебиваем ли их рассказ, возмущаясь при этом, когда малыши влезают в наши "взрослые" разговоры. Корректными и деликатными нужно быть и делая замечания своим детям: так, если двухлетнему необходимо напомнить о том, что нужно поблагодарить за подарок, то пятилетнему, забывшему о вежливых словах, лучше сделать замечание не на публике.

Конечно, ни один из нас не бывает всегда безупречным примером для подражания, мы можем потерять контроль над собой, разгневаться, обидеть. Если это произошло при ребенке, не нужно делать вид, что ничего не случилось. Значительно лучше признать свою ошибку. Например, вы просите ребенка передать вам попкорн, а он замечает, что вы не произнесли "пожалуйста". Скажите: "Да, ты прав. Я должна была попросить вежливо. Спасибо, что заметил и подсказал". Разозлившись на продавца в магазине, вы бормочете "Идиот!" — и замечаете, как малыш хитро, изучающе смотрит на вас. Обязательно признайте, что вы не правы: обзываться нехорошо, даже если кто-то вывел вас из себя. Таким образом, малыш увидит, что можно с честью выйти из ситуации, даже если ты ошибся.

Меняйте негативную форму требования на позитивную. Вместо того чтобы указывать на то, как делать нельзя, расскажите, что нужно сделать. Например, вместо гневного "Не кричи!" лучше объяснить, что, если разговаривать тише, можно услышать те интересные истории, которые рассказывают друг другу собеседники. Призывая маленького соблюдать правила хорошего тона, возвышайте их до уровня общечеловеческих ценностей, прежде всего ценности человеческой личности: "Шуметь нельзя, потому что папа отдыхает", "Обзываться плохо, потому что это обижает человека, задевает его достоинство".

К содержанию

Судари и сударыни

Когда-то считалось, что в юном возрасте и мальчиков, и девочек нужно воспитывать одинаково, что психологические различия полов до определенного возраста просто не существуют. Однако это не так. Воспитание в соответствии с полом можно и нужно начинать рано, и обучение хорошим манерам дает для этого огромные возможности. Так, если девочку нужно научить быть нежной, создавать красоту вокруг себя, то мальчика — умению защищать, быть сильным. Например, готовясь к приему гостей, мальчики расставляют стулья, идут за покупками, а девочки накрывают стол. За столом мальчика можно попросить: "Поухаживай за мамой как настоящий мужчина, передай, пожалуйста, хлеб". В любом случае ждать правильного полового поведения от пятнадцатилетнего можно будет только в том случае, если это поведение формировали значительно раньте. Можно ли сетовать, что подросток не уступил место, если в детстве сердобольная бабушка говорила: "Посиди, деточка, ты еще маленький, а я постою".

Хорошей тренировкой светских манер мальчиков и девочек может стать поход в театр, на концерт, в кафе. Такие выходы в свет научат малыша спокойно реагировать на публику, уверенно держаться, вести себя с достоинством.

К содержанию

Волшебные слова и волшебные действия

Разговорные навыки детей развиваются с огромной скоростью, поэтому ваш маленький болтун должен с легкостью усвоить волшебные слова. Знакомя малыша с такими словами, можно сочинить сказка нарисовать картинки, на которых видно, как мрачно вокруг становится без вежливых слов, как все расцветает, когда люди не забывают говорить их друг другу. Улыбайтесь, когда ребенок произносит вежливые слова. Если же он забыл сказать "извините" или "будьте добры", нахмурьтесь и попросите его уга-дать, вспомнить, почему улыбка убежала с маминого лица. Если ребенок кричит "дай", попросите его сказать "пожалуйста" и только потом дайте то, что он просит. Хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, — здоровайтесь с ними первыми и громко. Ребенку останется только повторить за вами. Однако если вы заметили, что кроха застывает как вкопанный перед незнакомым человеком, не в силах выдавить "привет!", если вы чувствуете, что проблем в застенчивости малыша, как можно мягче напомните, что нужно поздороваться, и не настаивайте, если он еще не готов. Постепенно багаж красивых, вежливых слов необходимо пополнять — всей семьей поиграйте в синонимы, по очереди придумывая, как можно, например, поблагодарить за подарок или поздравить с праздником.

Переучивать всегда сложнее, чем учить. Лучше сразу обозначить правила правильного поведения за столом — конечно, те, которые доступны ребенку по возрасту: например, жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, не выходить из-за стола во время еды.

Первыми реальными действиями, демонстрирующими уровень воспитания детей, чаще всего становятся нехитрые действия за столом. Нужно помнить, что красивое поведение возможно лишь в красивой обстановке. Поэтому — никаких чашек с выщербленными краями, тарелок с облезшим рисунком и гнутых алюминиевых ложек. Лучше обойтись и без детской посуды на липучках. Тарелка с едой гарантированно не сдвинется с места, но как же ребенок научится есть из обычной посуды? Ведь как бы он себя ни вел, тарелка намертво прилеплена к столу — малыш не видит результата своих действий, не понимает, что посуда может падать, разбиваться, а еда оказываться на полу, если кушать неаккуратно.

Не выходить из-за стола во время еды — самое сложное для активных, подвижных детей. Но если вы ввели его, настаивайте на том, что, если уж ребенок вышел из-за стола, он не может вернуться снова. Обычно достаточно несколько раз довести требование до конца, чтобы малыш его усвоил. Вводите правило спокойно, уверенно, если вы сами ведете себя с малышом как хорошо воспитанный, вежливый человек.

Наталья Чудина, педагог
Статья предоставлена журналом "Parents/Счастливые родители", № 3 2008 год
Parents/Счастливые родители