Содержание:

К содержанию

История церкви Рождества Богородицы в Путинках

Сегодня нам трудно представить Москву конца ХVII века с числом жителей в 200 тысяч человек, старинную и уже отстроенную в границах Белого города, ворота которого открывались на все главные дороги, ведущие к столь же старинным городам древней Руси.

Малая Дмитровка (бывшая улица Чехова) - дорога на Дмитров - является продолжением Большой Дмитровки (бывшая Пушкинская), которая начиналась в центре города недалеко от Кремля. Стены Белого города стали утрачивать свою значимость, когда строительство домов вышло за его границы, с появлением в этом районе Дмитровской слободы, которая протянулась от современной Пушкинской площади до Садового кольца. Шатровая церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 гг.), о которой и пойдет наше повествование, была первым в этом районе каменным строением за воротами Белого города. Она построена на месте сгоревшей в 1648 г. деревянной церкви на пожертвования царя Алексея Михайловича.

К содержанию

Развитие шатрового зодчества в Москве

Архитектура церкви Рождества Богородицы в Путинках тесно связана с развитием и прекращением строительства шатровых культовых сооружений на Руси, которое в ХVI-ХVII вв. занимали особое место.

Шатровые храмы с высоким конусообразным граненым завершением (шатром) выполняли функции своеобразных "мемориальных памятников, отражавших в своих триумфальных формах общенародные патриотические идеи государства", в которых присутствовали победные мотивы одновременно память о русских воинах, героически сражавшихся за Родину.

Такой храм-памятник с высоким шатром, например, был построен в Медведково, в вотчине Дмитрия Пожарского.

Следует отметить, что за Москвой ХVI-ХVII веков уже давно было закреплено название "Третий Рим".

Получив статус столицы патриархальной, христианской Руси, спустя несколько веков после крещеного византийским священником Киева Москва соответствовала "Третьему Риму" лишь по прямой преемственности ею христианской веры от зародившегося христианства в Риме - через Константинополь - на Киевскую Русь, затем в Москву.

Однако, если Константинополь ("Второй Рим") был как часть империи отстроен по образу и подобию Рима еще до принятия христианства (с триумфальными колоннами и триумфальными арками, конными памятниками полководцам), то в златоглавой, христианской Москве внедрение западной культуры и архитектуры происходило медленно и стало вводиться позже - при правлении Петра. Поэтому в XVI-XVII вв. в древнерусской архитектуре возникли храмы с высокими шатрами, являющие собой единственные в своем роде памятники российской славы.

С середины XVII века культовое шатровое строительство в России претерпевает изменения: Россия вступает в полосу восстаний в городах, включая Москву. Крестьянское восстание Степана Разина добавило еще больше потрясений.

Все это не могло способствовать созданию новых памятников-триумфов, и шатровое строительство, обретя новый смысл, входит в последнюю, завершающую стадию - декоративную: шатры над основным помещением храма становятся менее высокими, более изящными, без внутреннего пространства, отделанными множеством декоративных деталей и выполняют роль архитектурных украшений. К этому роду шатрового строительства и относится церковь Рождества Богородицы в Путинках.

К содержанию

Реформы патриарха Никона и окончание шатрового строительства в Москве

С приходом на пост главы Русской церкви консервативного патриарха Никона (1653-1667 гг.), который добился запрета на возведение шатров непосредственно над молельными храмами и предписал вернуться к старому варианту (освященному пятиглавию), шатровое строительство над храмами прекратилось: считалось, что шатры, украшавшие палаты бояр и терема в посаде, предназначены только для светского строительства. Однако работы по строительству церкви Рождества Богородицы в Путинках уже заканчивались (1648-1652 гг.), поэтому в историю архитектуры она вошла как последний шатровый храм в Москве. На колокольни, приделы и крыльца эти запреты не распространялись: они покрывались шатрами.

К содержанию

Традиции деревянного зодчества и новации мастеров каменных дел XVI-XVII вв.

Церковь возводилась и декорировалась в свободной манере народными умельцами, которые, совершая благое дело, строили не по чертежам, а по рисункам, ведя обмеры и расчеты приблизительно, отчего архитектура древнерусских церквей получалась живой, подвижной и очень живописной. Понятие красоты дополнялось отделкой храмов богатым и разнообразным декором. Возможно поэтому церковь в Путинках утопает в декоративном убранстве.

Основной храм прямоугольный в плане отделан по верхнему периметру сложным орнаментом из профилированного кирпича и декорирован накладными деталями килевидной и треугольной формы - кокошниками, равно как и три декоративных шатра.

Примыкающий к храму придел Купины Неопалимой имеет фасад, выходящий на улицу, оформленный таким множеством декора, что завершается целой пирамидой из килевидных кокошников, увенчанной маленьким шатром с главкой.

Массивная восьмигранная шатровая колокольня, поставленная на четырехгранное основание, стремительно возносится вверх над всеми частями церкви, являясь общим композиционным центром всего сооружения. Внутри нее размещены колокола, а завершением служит также шатер с главкой.

Шатровое крыльцо с тяжелыми опорами было поставлено в 1880 г. вместо первоначально сложенного крыльца. В нем каменных дел мастера воспроизвели в камне характерные формы деревянного зодчества.

Церковь несколько раз реставрировалась и теперь предстает перед зрителем в обновленном виде. "Ассиметричная, с очень выраженным силуэтом, в прекрасных белых одеждах на фоне синего неба она преисполнена необычной, поэтической гармонии".

Людмила Шестаковская,
Статья предосталена сайтом
KDO.ru