Содержание:

Наш рассказ о семи важнейших стратегиях защиты детей от преступлений. Помимо прочего, сила этих стратегий заключается в том, что они становятся более действенными в сочетании друг с другом. Применяя их комплексно, вы создаете действительно надежную защиту от преступлений. Мегастратегии настолько универсальны, что время не способно оказать на них свое разрушительное действие: они были эффективны десятилетия назад и будут эффективны десятки лет спустя.

Недавно мы проанализировали все сообщения о преступлениях, опубликованные за месяц в одной из газет, и даже эти краткие заметки позволили нам обнаружить, что в 90 процентах случаев пострадавшие пренебрегали как минимум одной из основных защитных стратегий.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из стратегий, но сначала приведем их список:

  1. Не теряйте контакта с детьми.
  2. Хорошо обучайте детей.
  3. Закрывай и запирай.
  4. Быть на виду.
  5. Выбирайте безопасные места.
  6. Проверяй!
  7. Не ссорьтесь.

К содержанию

Мегастратегия первая: не теряйте контакта с детьми

Чем теснее общение между вами и вашими детьми, тем менее вероятно соприкосновение их с преступным миром. Фраза "иметь контакт с детьми" подразумевает несколько моментов, включая знание того, где ваши дети находятся в данный момент и куда они собираются пойти после. Для этого, быть может, поначалу придется прибегнуть к наблюдению за детьми, по крайней мере, до тех пор, пока вы не убедитесь, что они достаточно выросли для того, чтобы выходить на улицу самостоятельно. В противном случае вы рискуете "потерять след" ваших детей.

"Быть в контакте" предполагает наличие открытой двухсторонней связи между вами и ребенком. Важность этого невозможно переоценить. Дети никогда всего не расскажут, но они должны быть уверены, что вам можно доверить самое сокровенное, если в этом возникнет необходимость.

С учетом волны преступности, захлестнувшей наши города, и в плане использования первой мегастратегии вам следует знать о своих детях две вещи: во-первых, быть в курсе происходящего с ними ("Что происходит?") и, во-вторых, определить свое отношение к происходящему ("Как ты к этому относишься?"). Всегда зная ответы на эти вопросы, вы окажетесь способны предпринять гораздо более эффективные действия в случае, если с ребенком возникнут проблемы. Вам совершенно необходимо знать, что происходит с вашими детьми вне дома, не приходится ли им терпеть унижения и побои.

Подробное описание техники общения с детьми выходит за рамки содержания статьи, однако существует несколько очень важных моментов, на которых необходимо заострить внимание.

Во-первых, беседуйте с детъми обо вceм, и не важно, если это будут сущие пустяки, главное — общение друг с другом. Во-вторых, уважительно относитесь к рассказам детей, не смейтесь и не перебивайте. Каким бы странным и необычным ни выглядел их рассказ, старайтесь не выносить суждений и не давать советов, пока ребенок сам не попросит об этом. Но советовать просто, следовать же советам — куда сложнее, и, конечно, некоторые промахи неизбежны. После того как ребенок закончит рассказ, можно сказать: "Ну, я думаю, может..." или что-нибудь в этом роде. Даже столь простое общение создаст у вашего ребенка такой уровень доверия к вам, о котором раньше вы не могли и мечтать. Вы узнаете гораздо больше о происходящем с вашими детьми и сможете заранее уловить появление каких-либо тревожных признаков: например, в случае, если ребенок вступает на преступный путь.

Никогда не смейтесь над чувствами, мыслями и страхами ребенка. Дети очень ранимы, вам наверняка известно это по собственному детскому опыту. Насмешки над чувствами ребенка приводят к нарушению того, что психотерапевты называют "межличностным мостом"; при этом ребенок либо замыкается в себе, либо находит другого слушателя. Ни один родитель (или ребенок) не может придерживаться указанных правил постоянно, однако к этому необходимо стремиться. Если бы люди научились слушать и не судить, половина проблем в мире была бы решена.

Позвольте детям иметь собственное, отличное от вашего мнение, или это произойдет независимо от вашего желания. Увидите, что ваше общение с детьми станет более открытым и доверительным. Старайтесь быть такими родителями, которых дети смогут спросить всегда и обо всем.

"Контакт с детьми" предполагает вашу эмоциональную открытость перед ними. В идеале и вы, и они должны без стеснения выражать друг перед другом всю гамму своих чувств и эмоций. Если вы достигнете такой степени взаимопонимания, что сможете быть открытыми перед ребенком духовно и эмоционально, то он многому сумеет научиться от вас и в зрелом возрасте ему не придется проводить время в кабинете у психотерапевта, учась осознавать свои чувства и выражать свои мысли. Кроме того, у ваших детей будет гораздо меньше желания пользоваться суррогатами, заменяющими реальную жизнь.

Помните также, что ни в коем случае не следует взваливать на детей свои жизненные тяготы — финансовые и семейные проблемы, трудности на работе и т. д., потому что дети все равно не в силах вам помочь. Достаточно сказать: "Ненадолго нам придется потуже затянуть пояса" или что-нибудь подобное, не вдаваясь в подробности.

К содержанию

Мегастратегия вторая: хорошо обучайте детей

Никто из родителей не имеет возможности постоянно проводить время с детьми. Причиной тому — современный образ жизни, когда или родители работают оба, или кто-либо воспитывает ребенка один. Навыки же, которые дети усваивают благодаря вам, вполне могут сохраниться навсегда, на всю жизнь.

Конечно, родители осознают, что времена изменились, и это отражается на результатах опросов общественного мнения. Полвека назад качеством, наиболее ценимым родителями в детях, было послушание. В последние десятилетия произошел сильный крен в сторону детской самостоятельности и независимости, что является прямым следствием изменившихся условий жизни. Дети теперь гораздо чаще предоставлены самим себе или находятся дома одни. Сегодня приобретение навыков самозащиты от преступлений им необходимо так же, как и умение пользоваться туалетом, одеваться, завязывать шнурки. Прежде всего, обучать детей надо на собственном положительном примере. Видя, какие меры предосторожности вы предпринимаете, дети схватывают, запоминают их и затем начинают применять самостоятельно. Например, если они замечают, что вы никогда не забываете закрыть машину или никогда не бываете пьяны, то с очень большой вероятностью можно утверждать, что они будут поступать точно так же, когда станут взрослыми. Не ограничиваясь исключительно собственным примером, предоставьте детям возможность самим во всем попрактиковаться, как только они достаточно подрастут. Позвольте им самостоятельно закрывать окна и двери, включать свет в коридоре и на крыльце, убирать игрушки, оставленные на улице. Не надо делать все за них, в противном случае упомянутые действия никогда не войдут у них в привычку, или, что еще хуже, они будут выполнять их без должной тщательности, рассчитывая на то, что кто-то все равно это сделает.

Будьте терпеливы, обучая детей, — они должны обрести в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя. Вначале вам придется проверять их работу. Хвалите ребенка за хорошо выполненное дело. Обнаружив ошибку, исправляйте ее, не ругая и не критикуя ребенка. Не только давайте ему указания, но и помогайте на первых порах. Наглядно продемонстрировать то, чему вы хотите научить ребенка, гораздо эффективнее, нежели рассуждать об этом, так как при таком обучении активно работают оба полушария головного мозга. Подходите к процессу обучения не просто как к курсу лекций для ребенка, а как к серьезным практическим занятиям, на которых вы учите детей обеспечивать себе (и вам) безопасность. Как и при обучении любому другому виду деятельности, ключ к успеху — в повторении пройденного и большой практике.

Используйте повторение и репетиции. Одна из превосходных форм последних — это ролевые игры типа "Что, если?..", рекомендуемые экспертами по детской безопасности. Для ребенка все это — действительно, игра. "Что ты будешь делать, если незнакомый человек остановит тебя и предложит конфету? ". "Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?". "Что ты сделаешь, если старшеклассники потребуют у тебя денег?". "Как ты будешь действовать, если мы потеряем друг друга на улице?". Подобные игры имитируют реальные ситуации, могущие произойти с ребенком, поэтому он должен проиграть все свои возможные действия и с вашей помощью выбрать правильные. После этого у него будет гораздо меньше шансов быть захваченным врасплох. Обучение в виде игры придает детям смелости и уверенности, в то время как просто беседы и описание ужасных случаев, происшедших с другими детьми, способны лишь напугать их. Помните, что вы даете детям знания о том, как вести себя, не только на сегодняшний день, но выковываете своего рода защитную броню, которая будет оберегать их всю жизнь.

Не стоит забывать про устные инструкции — они тоже необходимы, потому что вряд ли вы сможете проиграть дома такие ситуации, как нападение хулиганов или попытка ограбления. Надо учитывать, что дети склонны забывать все, что, по их мнению, их не касается. Например, пятилетний мальчик торжественно заявил авторам, что плохой человек тот, кто ходит в грязных штанах. Другой мальчик сказал, что школа — это место для наказания, куда детей отправляют за плохое поведение. А одна маленькая девочка считала, что человека, который вламывается в чужие дома и ворует чужие вещи, нужно отшлепать.

Учитывая все вышесказанное, будьте конкретны при обучении ваших детей, старайтесь включить в него побольше реальных ситуаций, особенно во время обучения малышей. Определитесь насчет того, что они могут делать уже сейчас, и чему было бы желательно научить их в будущем.

К содержанию

Мегастратегия третья: закрывай и запирай

Как это ни странно, но более одной трети всех краж частного имущества и множество преступлений против личности являются результатом недооценки закрывания окон и дверей, что дает злоумышленникам шанс для совершения преступления. Не будь родители и их дети столь беспечны, шанс преступнику мог бы никогда не представиться. Как мы уже говорили, преступников привлекают легкие цели, поэтому любые действия, усложняющие задачу преступника, будут эффективными.

Обычно люди закрывают входную дверь дома, двери машины, сцепляют колеса велосипеда цепью с замком, когда больше уже не собираются куда-либо выходить или уезжать. "Спотыкаются" они на пренебрежении проверкой других потенциальных мест проникновения в дом или из-за лени подстраховать машину и велосипед на время коротких остановок. Подвальное окно и дверь в гараж должны быть закрыты так же, как окна и двери, ведущие на веранду. В машине всегда следует держать запертой дверь со стороны тротуара, а велосипед замыкать цепью даже в том случае, если вы оставляете его "на минутку". Закрывание и запирание должно стать вашей неизменной привычкой, даже если кто-то скажет вам: "Не беспокойтесь, в этом районе абсолютно безопасно". Незапертые двери дома или машины можно рассматривать как приглашение для воров, в то время как всего-навсего закрыв и заперев их, вы избавляетесь от посягательств самой крупной группы правонарушителей, совершающих преступления лишь при стечении благоприятных обстоятельств.

Жизненно необходимо как можно раньше научить ребенка закрывать и запирать двери; именно дети часто забывают это сделать, пробивая брешь в крепости вашей семейной безопасности.

К содержанию

Мегастратегия четвертая: быть на виду!

Около двух третей преступлений — как против детей, так и против взрослых, — совершаются, когда мы находимся, во-первых, одни, и, во-вторых, в пустынных местах. Безопасность двух человек, в том числе и детей, более чем вдвое выше по сравнению с одиночкой. Находясь в людных местах и избегая пустырей, ребенок повышает собственную безопасность во много раз.

Дети, гуляющие в парке или на улице одни, подвергаются гораздо большему риску, чем те, которые гуляют компанией. Дети, одиноко играющие в заброшенных зданиях или сокращающие дорогу домой, проходя через пустырь после наступления темноты, играют уже с судьбой, ставя на кон собственную жизнь.

Практически все преступники избегают свидетелей и, соответственно, людных мест. Это обстоятельство можно превратить в весьма эффективное средство защиты от преступлений, направленных против детей и подростков.

Встречая двоих и более детей, гуляющих вместе, злоумышленник просто проходит мимо, потому что риск возможных осложнений для него увеличивается во много раз. Бандит думает: "Один человек — это еще вероятно, два — скорее всего, невозможно".

Порой преступления совершаются и в местах большого скопления народа: на людных улицах или рок-концертах. Но даже в этих случаях жертва, как правило, пребывает в одиночестве и пренебрегает другими важными правилами защиты.

Пребывание в людном месте практически предотврщает любой вид преступлений. Если ребенок попал в беду или просто напутан, то наиболее простое и полезное для него — оказаться на виду у людей. Постарайтесь получше обучить детей этой мегастратегии, проведя с ними беседы и разыграв несколько ролевых игр, и, конечно же, продемонстрировав все это на собственном примере.

К содержанию

Мегастратегия пятая: выбирайте безопасные места

Вероятность того, что против вас может быть совершено преступление, повышается в определенных районах, в определенное время и при определенных обстоятельствах. В связи с этим большое значение приобретает то, где вы живете, когда и куда ходите со своими детьми. Например, преступность в отдельных районах больших городов может быть во много раз выше, чем в соседних с ними районах. В свою очередь, в таких опасных местах уровень преступности в 5 раз выше вечерами выходных дней по сравнению с утренними часами рабочих.

Места, где вы паркуете автомобиль и где ваши дети играют, занимаются спортом, останавливаются перекусить, тесно связаны со стратегией предотвращения преступлений против вас и ваших детей. Умение отличить безопасное место от опасного должно стать неотъемлемой частью ваших навыков избежания преступлений.

Действия, направленные на обход определенных мест в определенное время, и требование того же от детей могут показаться вам ущемлением гражданских прав и свобод. Может быть, это и так. Но подобное поведение благоразумно и обусловлено окружающей нас реальностью, — это то же самое, что прятаться от плохой погоды.

Если вы все-таки решили побывать в районах, являющихся небезопасными, придерживайтесь прочих стратегий и это избавит вас от дополнительного риска. Например, если кабинет зубного врача вашего ребенка находится в "опасном" районе, то будет правильно выбрать для визита к нему первую половину рабочего дня и при этом сопровождать ребенка, а машину припарковать в людном, оживленном месте, по возможности недалеко от входа в дом.

Со временем относительное благополучие определенных мест меняется. Теперь парки и набережные стали более опасны, чем в прежние времена, а тихие улочки превратились в места сборищ хулиганов и наркоманов. Вы должны внимательно следить за такими переменами.

В следующих главах вы найдете много советов, как правильно выбирать безопасные места.

К содержанию

Мегастратегия шестая: проверяй!

С незапамятных времен проверка, чего бы она ни касалась, остается краеугольным камнем благоразумного поведения. Эта привычка появилась у человека в ту пору, когда он боролся за выживание в окружающей его дикой природе. Понаблюдайте за поведением кошек или птиц, постоянно уточняющих и оценивающих обстановку вокруг себя, с тем чтобы не быть захваченными врасплох.

И вам следовало бы использовать этот древнейший навык в самом широком смысле: идет ли речь о новом друге вашего ребенка, слухах, рекомендациях врача, собственной романтической истории или о предстоящей поездке в незнакомые места.

Проверка поможет вам принять обдуманное и взвешенное решение и не позволит совершить непоправимой ошибки. В определенном смысле всем нам следует стать частными детективами — это не позволит обстоятельствам одержать верх над вами, и вы не поддадитесь на сомнительные рекомендации мнимого профессионала.

Привычка проверять способствует развитию острой наблюдательности, проницательности и так называемого "шестого чувства", которое предупредит вас о возможной опасности. Очень многие жертвы вспоминают, что у них было ощущение необходимости уйти с вечеринки, не ходить по той улице, но они этим пренебрегли. Никто не может найти удовлетворительного объяснения "шестому чувству", однако специалисты считают, что оно постоянно присутствует в нашем подсознании, будучи унаследованным от предков, живших во враждебном, преисполненном опасностей мире: чтобы выжить, им нужно было всегда быть начеку и обращать внимание на мельчайшие изменения в окружающей обстановке. Доказано, что тренировка помогает развить это чувство.

Проверка вовсе не обязательно будет для вас обременительной. Речь может идти всего лишь о звонке по телефону, чтобы разузнать о школе или яслях, в которые вы намереваетесь отдать свое чадо, или о вечеринке, на которую собрался ваш ребенок.

К содержанию

Мегастратегия седьмая: не ссорьтесь

Говорят, что хорошее воспитание каждого отдельно взятого человека сглаживает острые углы в деятельности общества в целом. Не вызывает сомнения, что миролюбивое поведение имеет такое же важное значение для предотвращения преступлений, как и привычка запирать двери. Разногласия и ссоры составляют большую часть всех конфликтов, происходящих как между детьми, так и среди взрослых. Очень часто преступление бывает спровоцировано самой жертвой. Как показали расследования многих случаев, корни скандалов, мелкого воровства и проявлений жестокости нередко кроются именно в неумении людей установить контакт, договориться. Важно с детства учить ребенка не держать зла на окружающих, так как на преступление — от драки до убийства — часто толкает чувство мести. Даже самые простые переговоры могут уменьшить шансы подвергнуться насилию. Существует немало способов, как мирно уживаться с окружающими и не выглядеть при этом назойливыми, и было бы очень хорошо, если бы вы научили своих детей вести себя должным образом. Помимо того, что это поможет им избежать преступлений, они получат еще и возможность приобрести новых друзей. Ведь всякий человек становится лучше, чувствуя к себе доброе отношение.

Обычно разрешить сложную ситуацию возможно тем, что просто не усугублять ее. Прислушайтесь к совету бывшего шефа полиции Сан-Хосе Джо Мак-Намары: "Будьте трусами и ступайте домой".

Дети — от малышей до подростков — крайне непостоянны в своих симпатиях и союзах, поэтому преподанные им главные уроки межличностных отношений помогут вам оградить их от беды. Например, специалисты в области техники общения рекомендуют делать замечания собеседнику от своего имени, используя местоимение "я", а не "ты", что-то вроде "я устал" вместо "ты мне надоел". Следует избегать в своих высказываниях скрытого обвинения, и, конечно, они ни в коем случае не должны быть провокационными.

Стратегия "Не ссорьтесь" предполагает, что вы будете общаться с другими без грубостей, используя всю возможную дипломатию, и по мере необходимости объяснять причины тех или иных своих действий, чтобы не вызывать у окружающих злобы.

Детям не следует подшучивать над окружающими, так как те, кого они высмеивают и, быть может, даже унижают, могут принять обиду слишком близко к сердцу, и, кто знает, какая месть зародится в их душе? А если кто-то посмеется над вашими детьми, то это вовсе не повод для того, чтобы хвататься за оружие.

Очень важен также язык жестов. Положение тела, при котором собеседник видит ваши руки и может посмотреть вам в глаза, расценивается как признак дружелюбия. Такая же поза, при которой вы всем телом подаетесь вперед, словно намереваясь наброситься на собеседника, будет, конечно же, воспринята как провоцирующая.

Криминалистами обнаружено нечто вроде "предрасположенности быть жертвой", что сродни открытой работниками страховых компаний "предрасположенности к несчастным случаям". Некоторые люди многократно становятся жертвами преступлений, в то время как со многими другими ничего ужасного никогда не случается. Использование стратегии "Не ссорьтесь" — наиболее важное звено в плане избежания сказанного выше.

Полезно обучить детей и таким методам общения, при которых выигрывают обе стороны. Попробуйте мысленно встать на место оппонента, взгляните на себя со стороны, а затем, принимая в расчет свои наблюдения, ведите себя соответственно сделанным выводам. Это поможет избежать недоразумений и в ваших отношениях с детьми. Кроме того, поведение, при котором вы идете на уступки, открывает вам своеобразный "кредит" и, вероятно, в следующий раз уступка будет сделана уже для вас.

Как говорилось ранее, мы не можем дать вам полных гарантий безопасности, но какими бы ни были сложившиеся условия, описанные семь стратегий, если применять их комплексно, усиливают действие друг друга, создавая мощную защиту для вашего ребенка.

Дж. Симонсон,
Г. Маккол