«Селянин!» — обижают друг друга в Софии бывшие сельские жители. А именно болгарские села сохранили национальный дух, силу традиций, неспешный и уютный образ жизни болгарина, который никогда не голодал и славился гостеприимством. Достаточно отъехать от большого или областного города, и вы увидите другую Болгарию. Здесь без пафоса и клятв берегут природу, уважают соседей, растят детей по дедовским правилам, прививая им трудолюбие и скромность.

Сельский туризм становится все привлекательнее не только для иностранцев, но и для болгар — городских жителей. На данный момент существует два разработанных маршрута — западная и средняя Стара Планина, Предбалкан и Родопы, на очереди — деревни вблизи морских курортов. Есть несколько населенных мест, где крестьяне сами решили сделать свои родные села местом посещения гостей из других стран: в них любовно берегут каждый плетень, каждый очаг, пруд и мельницу, по бабушкиным рецептам готовят блины и пончики. Жители вытряхнули из сундуков старые одежды с традиционным орнаментом — «носии», обули болгарские лапти — «цирвули», заново освоили ткацкое, кузнечное, ювелирное ремесло. Ни шума, ни суеты, ни показного радушия — просто по утрам свежее молоко и теплая баница на столе, под ногами — теплые, пестрые дорожки — «черги», в еде — ароматные и целебные приправы, а сама еда — в керамических горшочках и тарелках.

Ночью — серенады сверчков, луна в окно и хмель щедрых трав. В деревне хорошо отдыхать и молодоженам, и уставшим интеллигентам, и столичным пенсионерам. Вас ждут с. Осмар и с. Лозево (Шуменская обл.), с. Аспарухово (Варненская обл.), с. Казичене (Поморие), с. Малка Верея (Старозагорская обл.) — всего более 50 деревень и 30 монастырей, где есть место для ночевки и прогулок.

«Гость — только первые два дня». Туристы могут почувствовать себя в болгарской деревне частью местного населения, включиться в его деятельность, в походы на конях или в телеге, в старинные промыслы — деревообработку, резьбу, керамику, — и привезти к себе на родину сукно, горшок, подкову, сделанные собственными руками под контролем опытного мастера. Можно посещать кулинарные курсы, дегустацию вина, записывать народные песни, побывать на свадьбе, крестинах и других обрядах.

Очень сильное впечатление на туристов производит факт ненасильственного сохранения аутентичных методов ведения хозяйства: жатва вручную, доение коз и овец, производство брынзы и сыра, закваска молока, приготовление консервов и варенья.

По-прежнему сельские жители выращивают огромное количество овощей, фруктов, кормовых культур, винограда, а также домашних животных и птицу. Потому так богата и разнообразна болгарская кухня, нет равнодушных к «ракии», «качамаку» и «киселу». В каждом доме есть запасы домашнего вина — белого и красного, секреты его изготовления передаются от отца к сыну.

Если туристы размещаются в хозяйском доме, они вместе садятся за обеденный стол, на котором — щедрое меню из экологически чистых продуктов, свежайшие яйца, молоко, зелень. Гости могут принять участие в подготовке обеда, в сервировке стола.

В Бургасском регионе интерес представляют местные праздники и обычаи. Вас научат ездить на ослике, ловить рыбу удочкой из пруда, но самое яркое впечатление на вас произведут, конечно, нестинары своими танцами на углях.

Обычай танцевать босыми ногами поверх затухающего костра сохранился в нескольких районах Болгарии — в Страндже это села Болгары, Бродилово, Кости и Ново Паничарево. Немного осталось специалистов этого аттракциона, который относят порой к «нечистому». Обычно на главной площади деревеньки разжигают еще днем большой костер, лучше всего — из веток и пней дуба: от них жар горячей. Танцуют мужчины и женщины, в основном, в возрасте. Одетые в чистые нестарые одежды, они сами себя вводят в эмоциональный транс. Часто исполнители окружают действо религиозными атрибутами, уверяя, что освященная икона не дает сгореть коже, почувствовать боль. Основными покровителями нестинар считаются святые Константин и Елена. Он поднял христианство до уровня государственной религии. В ритуале присутствуют и языческие символы — круг солнца. Бубны бьют в ритме сердца, огонь костра догорает, нестинары берут в руки иконы и подходят к месту предстоящего танцевального действа.

Этим явлением интересуются многие — историки, этнографы, фольклористы, психиатры и психопаты, написано немало исследований на эту тему. Установлено, что нестинары — особая общность людей, которых нельзя назвать слишком религиозными — они, к примеру, не празднуют Рождество, а работают даже по воскресеньям. Не ходят в церковь, не исповедываются, не причащаются. Танец на углях — даже не самое главное в их системе ценностей, а только составная часть многовековых верований и обрядных действий. Обожествление Св. Константина — не типично христианское, неканоническое явление, часто они терпят упреки, обвиняются в кощунстве. Слабо похожие обряды встречаются в шаманизме, индуизме и в африканских религиях, что возвращает нас к мыслям о язычестве.

Главный вопрос, возникающий у зрителей необыкновенного шоу: кожа ступней не горит или эти люди не чувствуют боль? После медицинских исследований было установлено, что даже после 10 минут танцев по углям на ногах нестинар нет ожогов, ран, рубцов. Отчасти это объясняется их особым психическим состоянием: исполнителя должно «схватить» («прихващани»), у них меняется цвет лица, глаза вырываются из орбит, язык не умещается во рту... «Божье дело», «бесовщина» или «чудо»? На глазах у многочисленных зрителей из рук нестинарки «падает» платочек, но не сгорает на горячих углях. Не берет огонь и полы фартука. Весь необычный спектакль вы можете заснять на камеру или приобрести готовый фильм. Вы сможете задать вопросы участникам уникального действа, потрогать их руки, рассмотреть ступни ног.

Особым успехом пользуются у туристов международные фольклорные фестивали — в Бургасе, Пловдиве, Пернике, Смоляне, Копривштице. Именно сельские жители являются главными действующими лицами и хранителями этих праздников. Традиционные костюмы, старинные песни, обряды. В них включаются семьями — от мала до велика.

За честь считают дети надеть на себя костюмы кукеров — это обернутые козьи шкуры, высокие шапки, колокольцы по всей одежде, высокие палки-геги. По старым поверьям, кукеры изгоняют злых духов, их танцы, песни должны быть ужасающими, бурными, они могут дотрагиваться до зрителей, чем вызывают смех, соучастие, радость публики.

Очень важным моментом в разных обрядах является именно привлечение детей. С юных лет болгары чувствуют себя причастными не только к таинствам праздника, природы, но и к культуре и истории своей родины. Этот воспитательный момент должен поспособствовать тому, чтобы молодежь не покидала свою страну, гордилась ею.

Существуют праздники с участием только девочек, только мальчиков, незамужних девиц, молодых парней и смешанные. Их участники должны знать рифмованные песнопения, порядок вступления в торжество, значение символов. Венок, пущенный по реке, укажет на суженого. На шапку надо нацепить цветок, подаренный любимой девушкой. Пушистый помпон украсит коня, первым пришедшего к финишу. А на Рождество в дверь постучат сурвакари: похлопывая хозяев веточкой ивы по спине, они пожелают здоровья членам семьи, урожая — саду, полю, приплода — домашнему скоту.

Радостнее всего наступает в Болгарии март: еще с утра весь город, поселок, деревня выйдут на улицу с красно-белой кисточкой на груди. Белый цвет символизирует здоровье, красный — долгие годы жизни. Мартеницы будут висеть на окнах автомобилей, на костюме диктора телевидения, на президенте и на учительнице. В форму кисточек тоже заложена символика: с синей ниткой — от сглазу, косичкой на руку — чтобы помнить конкретного человека; специальные мартенички — для новорожденных, для родителей, коллег. А когда прилетит первый аист, с себя красно-белые украшения нужно снять и повесить на куст, ветку, дерево, на шею коня, козы, любимой собаки. Таким образом пожелать им урожайного, благополучного года. Разумеется, что «по-настоящему» праздники проходят именно в сельской местности, где все друг друга знают, почти все состоят в родстве. Там происходит и некоторое «соревнование»: кто правильнее подходит к празднованию. Люди делятся воспоминаниями о бабушках и дедушках, их рецептами проведения торжества. Конечно, в ход идут сравнения мартениц, обрядовых пирогов с начинкой — баниц , связанных носков и шарфов.

Страницей сельского туризма является архитектура. Сохраненные в возрожденском стиле дома, постройки, бережно реставрируются и сохраняются в болгарских деревнях. Все едины во мнении, что устройство быта болгар даже в суровые годы после турецкого рабства внушало надежду на доброе будущее. Оригинальны и прекрасны повисшие над землей балконы вторых этажей. Такое устройство наводит на мысль о большой, дружной семье, патриархальной и многодетной. Вечерами на таком балконе сидела, должно быть, бабушка со своей приятельницей и пила кофе с белым вареньем...

Самыми замечательными архитектурными районами Болгарии по праву считаются села Боженцы, Арбанаси, Жеравна, Брашлян, Ковачевица, Лештен, Долен, Момчиловцы; здесь есть этнографические музеи на природе «Этыр» (возле Габрово) и «Старый Добрич», а также известные православные монастыри и церкви. Именно к сельскому туризму вы отнесете неспешные прогулки у стен самых известных из них или совсем скромных, скрытых от шоссейных дорог. Вы встретите чистый ключ с ледяной водой с самых гор, исправную мельницу, деревянную скамеечку, сделанную добрыми руками неизвестного путника, увидите подзабытые еще в детстве незабудки и ландыши...

Кто устал от шумных улиц европейских столиц, найдет отдохновение в спокойной и красивой в любое время года болгарской деревне.

Добре дошли!

Статья предоставлена сайтом "Русская Газета"