Содержание:

Опыт организации домашней развивающей группы для малышей.

К содержанию

С чего все начиналось

Идеи раннего развития, впитанные из материалов Интернета за долгое время ожидания чуда, в виде сыночка Илюши, привели нас в общество уже месяца в 4 от роду: детский бассейн. Ну очень хотелось нам плавать раньше, чем ходить! К тому же, это была возможность живого общения с такими же увлеченными родителями, коллективных занятий с крохами, источник литературы и методических материалов. Все это вдохновляло и придавало силы молодой хронически недосыпающей мамочке.

Малыши постарше уже делали нехитрую гимнастику вместе с мамами, водили хороводы, весело приплясывали и старательно показывали какого-нибудь "зайчика" маленькими ручонками. Многие детки были давно знакомы и явно радовались встрече друг с другом. Более умилительной и радостной картинки трудно было представить. Правда, мне тогда казалось все это еще таким отдаленным будущим...

Но вот позади у нас Первая Дата. Прием прямохождения освоен уже давно, а вот плавание и прочее... Отказался наш упрямый "Теленок" в один прекрасный момент от шумной озорной компании, не помогли никакие ухищрения мамы вместе с тренером. Все детки в хоровод - он на шведскую стенку, под потолок и наблюдает "свысока" за ребячьими радостями. В бассейн вообще не заведешь: визг, крики малышни он воспринимает, видимо (по причине низкой собственной эмоциональности?) ни много - ни мало как угрозу жизни. Подождали еще - все то же. Что ж, значит, характер! Как с горки двухметровой кататься - не оттянешь (народ вокруг аж поглазеть собирается). И самостоятельности хоть отбавляй. А тут какой-то инстинктивный страх: ну просто дикаренок - ни дать ни взять.

Вот и призадумалась. Если следовать принципам раннего развития - разве не стоит уделить внимание социальной сфере тоже, особенно если здесь намечаются проблемы?

Обнаружила как раз в психологической литературе информацию о том, что с 1,5 лет у ребенка впервые проявляется потребность в общении со сверстниками. То есть, выходит, самое время активно ее развивать!

Я решила, что наша проблема была в большом количестве людей - детей и взрослых, чужих к тому же. Если бы компанию поменьше, постоянных людей, привычную обстановку...

К содержанию

Идея

Так возникла идея создания собственной группы. Пусть это будут регулярные занятия - два раза в неделю, веселые, интересные и полезные. И устроить их по типу детского садика - с воспитателем.

К содержанию

Коллектив

Четверо малышей ровесников, два мальчика и две девочки показалось вполне достаточным составом. Да еще хотелось подобрать родителей - единомышленников. К счастью, это удалось довольно быстро. С одной из мам познакомились через Интернет, на конференции по раннему развитию 7я.ру (для Харькова это равносильно чуду). Юлина поддержка была важной для меня, придавала уверенности. Соседку, маму мальчика, сама увлекла еще раньше идеями раннего развития, и она восприняла идею с энтузиазмом. Из того же бассейна мамочка девочки нашлась желающая. Так собрали компанию детишек от 1.5 до 2.3 лет.

Воспитателя искали через газету. Желающих откликнулось немало, нужно было определиться с критериями отбора. Специальное образование, опыт работы... А тут сама молодая мама, с малышом чуть старше наших - такая же увлеченная современными представлениями о развитии, начитанная, с массой идей, жаждой творчества, с очень хорошим базовым образованием (хотя без специального). В выборе почти не было сомнений! Да, нужна была еще няня - ведь с четырьмя детьми трудно справиться в одиночку...

К содержанию

Помещение

Свою однокомнатную квартиру считала поначалу непригодной для этой цели. Хотелось просторное помещение, к тому же нейтральную территорию для всех детей. Но поиск оказался слишком сложным делом, поэтому начать решила у себя. Тем более что комнату свою всю мы уже давно оборудуем под детскую, отгородив себе часть под "кабинет". Большой спортивный уголок - с "рукоходом", многочисленным навесным оборудованием (авторского проекта и исполнения любящего дедушки). Он как раз стал последним, веским аргументом в пользу отказа от мягкой мебели, отнимавшей непозволительно много жилого пространства. Замена ее упругими матрасами (по совместительству матами, строительным материалом для домиков, тоннелей, батута и т.п.) оказалась просто идеальным решением. Две огромные детские карты на стенах: земли и космоса. Аудио-видеоаппаратура, тоже может быть полезной. Не говоря уже об изобилии игрушек и всяких там мудреных пособий по развитию, от которых тогда уже не было спасения в доме :). Ладно, попробуем!

К содержанию

Время

Выбрали вечерние часы, поскольку режимы детей пересекались только тогда. Продолжительность занятия - 2 часа. Немного сомневались вначале по поводу такой длительности, как оказалось напрасно: детей еще домой уговаривали собираться потом по полчаса. А мамы быстро сориентировались с использованием новых возможностей: кто домашние дела стал планировать на это время, кто шейпинг или бассейн. В общем, всем получилось удобно.

К содержанию

Первые впечатления

Удивительно быстро малыши привыкли к обстановке и полюбили это увеселительное мероприятие. Приходили, как к себе домой - тут же забывали о маме (хорошо, если помашут ручкой на прощание), и... по знакомым шкафам с игрушками. Исключение тут составляло мое чадо, для которого все эти игрушки были слишком хорошо знакомы. Он уходил в уголочек и наблюдал оттуда за происходящим. Изредка выползая поближе полюбопытствовать затеями воспитателя, и ее же игрушками. Таким образом, почти все внимание детей в то время было обращено к игрушкам. В процессе же игры возникали контакты друг с другом, которые тоже поначалу были привязаны исключительно к предметной сфере. Это же характерная особенность возраста - предметная деятельность. Вот на этой основе и стала строить программу воспитатель, обновляя ее к каждому занятию.

К содержанию

Чем занялись

Это были и дидактические игры, направленные на сенсорное восприятие, мелкую моторику, инсценировки сказок с мягкими игрушками, подвижные затеи с использованием горок, тоннелей, домиков (готовое оборудование, или приспособленные под него домашние предметы). Очень большим успехом у всех малышей пользовались тогда аппликации, коллажи. Дети, едва умевшие тогда что-то выговаривать, требовали на каждом занятии "клеить!". И Оксана (так зовут нашу воспитательницу) проявляла чудеса изобретательности, стараясь удивить их каждый раз чем-то новеньким, а заодно усложняя постепенно задачи. Стремясь разнообразить нехитрый репертуар доступных по возрасту игр, даже мастерить их стала сама. Ее великолепная серия оригинальных пазлов из толстого картона, к примеру, стала у малышни хитом на несколько недель. В общем, слово "сюрприз" очень быстро вошло, пожалуй, в лексикон каждого ребенка. А занятия стали желанной яркой искоркой в их жизни, итак достаточно насыщенной впечатлениями, благодаря заботливым родителям.

К содержанию

Как удавалось

Оксана вспоминает теперь об этом так. "Самое сложное - организовать выполнение задуманного, увлечь своей затеей. Тем более, когда они еще настолько маленькие. И тут не может быть универсальных рецептов успеха. Постепенно изучая каждого ребенка, подбирала к нему свой "ключик", а точнее "целую связку" :). Со временем и общие приемы появились. Ну, об этом можно говорить очень долго..."

А удавалось ей на самом деле много. Детишки все активнее вовлекались в предлагаемые затеи, быстрее схватывали смысл игровых заданий, больше интереса стали проявлять друг к другу. О своем ребенке могу сказать, что от занятия к занятию наблюдались просто чудесные перемены. Не утратив своей осторожности, он все же стремился участвовать во всех событиях, а иногда даже стал проявлять игровую инициативу. Притом, еще дружеская привязанность возникла с одной из девочек. Так что к моему ребенку "ключик" видимо оказался подходящим :). Воспитатель же поясняла: "чтобы увлечь Илюшу необходимым занятием, приходится сначала подключаться к его собственному делу и постепенно переводить в требуемое ". Как мама, я хорошо понимала, насколько это верно для моего малыша.

К содержанию

Первые итоги

Итак, через пару месяцев уже не оставалось сомнений в перспективности затеи. К тому времени дети уже с нетерпением поджидали очередной встречи. Наблюдая за этой веселенькой компашкой просто невозможно было устоять перед соблазном съемки, в итоге - созрел полуторачасовой фильм по 3-4 занятиям. Лично для меня в то время самым сильным впечатлением стало поразительное различие и яркая выраженность характеров этих карапузов. И действительно, даже сами родители смогли лучше узнать своих детей, увидев "другими глазами" в совершенно отличной от домашней обстановке. Кстати, многие этому очень удивились и до сих пор частенько "не узнают" своего ребенка: на занятиях они видимо раскрывают какие-то другие свои стороны, ведут себя иначе. И еще мы подметили что такие "изменения" касались в основном тех детей, чьи мамы не присутствовали на занятиях. Вообще они были активнее, самостоятельнее, легче вступали в контакт с другими малышами, меньше капризничали.

К этому времени родители, вместе с воспитателем, уже успели сблизиться между собой. На благодатной почве темы развития и воспитания общение быстро стало продуктивным и значимым для всех. Обмен собственным опытом, идеями, информацией, диспуты на тему очередной открытой вновь кем-то из нас педагогической теории, просто советы в сложной ситуации. В общем, вскоре мы с удовольствием отметили, что и на нас самих это все оказывает достаточно развивающее влияние. Стимул своего рода получился для более серьезного подхода к воспитанию ребенка. Активнее стали участвовать родители и в подготовке занятий - помогать воспитателю материалами, литературой. Оксана же вскоре почувствовала свое призвание в такой работе и даже стала подумывать об изменении квалификации преподавателя биологии.

К содержанию

Выбор цели, средств

И вот нам уже захотелось определиться с целью самих занятий, что бы сделать их максимально эффективными. Всего полезного не охватишь, да и нет смысла - с детьми ведь много занимаются дома. Разнообразие само по себе тоже неплохо, конечно. Особенно если оно связано с положительными эмоциями. Но так ли нужно дублирование самостоятельных занятий - обучающих, к примеру? В нашем случае имело смысл скорее дополнение - выбрать задачи, которые лучше решать на занятиях, чем дома. Оставалось только определиться с самими этими задачами...

Пожалуй, именно этот поиск и породил наш творческий энтузиазм. Стали изучать специальную литературу, знакомиться с научными теориями и подходами, собирать разнообразную информацию в этой области. Многое перепробовали на практике. В результате выделили для себя главные направления.

Во-первых, развитие общения со сверстниками. Научить их учитывать интересы других и защищать свои, помогать и просить помощи, договариваться в спорных ситуациях; сочувствовать, обсуждать, беседовать; находить себе комфортное место в коллективе, не ущемляя при этом других. И конечно, радоваться друг другу. Иными словами, учить продуктивному общению и просто дружбе.

Во-вторых, развитие воображения, творчества. Ведь прогрессивная педагогика именно эти качества признает определяющими в становлении личности ребенка. И к тому же считает, что при общении со сверстниками возникают особенно благоприятные условия для развития этих качеств. Пусть детишки создают что-то вместе, экспериментируют, пробуют, фантазируют - а мы будем предлагать им интересный разнообразный материал, поддерживать инициативу, подчеркивать индивидуальность. А заодно удастся привлечь их внимание друг к другу, вызвать интерес.

Ну и, кроме того, на наших занятиях складываются особые возможности для развития эмоций, самостоятельности, волевых качеств характера. Тоже стоит использовать.

Вышеперечисленным целям идеально соответствует игра. Вернее, все возможные ее виды: сюжетная, ролевая, режиссерская, игры с правилами и прочие. Этому так много уделяется внимания в современной педагогической литературе, называющей игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. К тому же психологи бьют тревогу по поводу значительного отставания современных детей в этой сфере. Поэтому мы решили уделять особое внимание именно ей. Показывать малышам разные виды игр, и развивать у них игровые способности и навыки. Чтобы они смогли потом сами находить себе источники игрового замысла, материалы для его исполнения, умели взаимодействовать с партнерами по игре, инициировать игры и создавать свои.

Читайте в продолжении:

  • Что получилось
  • Проблемы
  • Текущие результаты
  • Некоторые выводы
  • Планы

Ольга Черемисова, olcher@list.ru.