Апрель в разгаре. По совету нашего преподавателя я сняла с дочки (3.2) мощную интеллектуальную нагрузку. Учебный год и так был достаточно плодотворен. Возник вполне реальный вопрос - чем бы таким-эдаким её занять? Чтобы не очень уставала и в то же время была при деле. Поделки? А почему нет? Правда, я не умею рисовать, но зато умею срисовывать. Из чего? Жизнь подскажет. На том и порешили.

Я тебе помогу. Мы вместе мастерим разные поделки. Я не вижу ничего плохого, если мама помогает. Одновременно можно научить, помочь и похвалить. В процессе мне тоже приходится чему-то учиться. Не сложно догадаться, что верхнюю строчку списка занимает терпение.

Есть идея. Перед тем как что-то сделать мы вместе ищем сюжет и материалы. Например, я вижу, что в "Детских прописях" дочь часто возвращается к картинке с ёжиком и зонтиком. Благодаря наблюдениям появляются сюжеты.

Иногда идеи подсказывают прогулки. Мама кричит своему сыну: "Выбрось этот мусор немедленно!" Ну-ка, ну-ка, что там у вас? – кусок сухой травы, да это же ёжик. Берём. Дома подрисуем ему носик карандашом… На клёнах висят свистульки. Они давно засохли. Пока собираем, спрашиваю, на что похоже – на кустик, а ещё? На хвост.

Гуляем. Пока дочь изо всех сил наступает на меня (точнее, на мою тень), мы обдумываем, чей же это будет хвост. Как насчёт павлина? Возражений нет. Никто не говорит, что с улицы нужно тащить всё подряд. На поделку из дождевого червяка мы и сами не решимся. Идеи черпаем отовсюду. В книгах, в "паутине" на детских сайтах и даже из рекламы. Как-то мне в журнале на глаза попалась реклама детского питания. Рядом с "продуктом" была замечательная картина (домик и поляна с коровой) из круп. Воплотить идею целиком у нас пока не получилось. Но домик с коровой мы осилим, когда подрастём.

Материалы. Далее мы "роемся по сусекам" – ищем всё то, что может нам понадобиться. Крупы, нитки, краски, клей – это целое богатство. И я даю Алисе с этим поиграть. Да, просто повозиться. Если хотите, бесцельно. Порезать бумагу, как ей хочется, приклеить так, как ей хочется, засунуть палец в ёмкость с пшеном. Главное, чтобы ребенок понял многообразие использования материалов, осознал широкий диапазон назначения. Покатать горошины, сделать из них дорожку, поиграть с лоскутками тканей. Свобода действий для того, чтобы заинтересовать, привлечь внимание. Чтобы от неё шла инициатива. Поначалу я в глубине души ругала себя за некое расточительство, но позже пришла к мысли, что всё это опыт.

В рот. Оказывается, дочь с удовольствием ест не только сырую картошку, но и сырые крупы – гречку, рис, макароны. Слава богу, диспансеризация проходит раз в году. Представляю, что подумали бы лаборанты, исследуя "материал" – совсем мамаши обленились. Собранные после уборки крупы мы относим птичкам (так сказать, безотходное производство).

Никаких временных ограничений. Сегодня мы сделаем… почему сегодня? можно делать день, два – да сколько нужно. Обычно поделка лежит у нас в комнате на видном месте. Вырезала пять деталей – иди, отдохни. Устала шарики из ваты катать – ладно, пошли обед готовить.

Работа с ножницами, как и другое занятие, не терпит суеты и резких движений. Аккуратно - значит, медленно. Стоит ли удивляться, что ребёнок быстро устаёт? Вырезая сложные фигуры (например, овалы и круги), берегите свои руки. Делали мы как-то овечку (сплошной полуовал, а не животное). Я помогала держать овечку, а дочь вырезала – чуть пальцы не поранила. Конечно, ножницы у нас удобные, безопасные (с тупым концом), но острые.

Кисточки. Не стоит жалеть денег на кисточки. Опыт показал, что дешёвые наборы (5 кисточек за 20 рублей) служат недолго и плохо. Щетина вылезает в самый неподходящий момент.

Картон служит у нас основой к поделкам. Поэтому картонные упаковки большого формата мы не выбрасываем. Лучший картон – крышки от обувных коробок, толстый картон от крупногабаритных предметов (телевизор). От влаги почти любой деформируется. Заметили мы это, когда делали овечку. Много клея, много гуаши сделали своё дело. Полянка не то чтобы свернулась в трубочку, но форму приобрела весьма странную. Нас это не расстроило. Чем не урок? Не на выставку же, для себя…

Не туда. Ну и что, что краской закрасила не то, приклеила не туда. Всё исправимо. Гуашь чем удобна – подсохла, наносим нужный цвет. Клей тоже исправит – наклеит снова.

Своего часа терпеливо ждёт тряпка, убирать следы творчества приходится, как бы аккуратно мы ни старались творить. Увы, старый линолеум на кухне покрыт разноцветными пятнами: если сразу не отмыть гуашь, с пятнами придётся смириться. Но моё чёткое убеждение – кто не делает, тот не научится. Нужно отдать должное – ребёнку нравится мыть полы. У неё своя собственная розовая тряпочка. Это её ценность.

Заключение. Да, в основном она копирует предложенное мною, но иногда радует меня собственными идеями. Я ничего не жду. Некоторые могут сказать, что "амбициозные родители хотят утвердить ребенка в качестве… (далее список)".

Ей нравится. И это главное.

Анна Казновская, a125@yandex.ru.
Поделки можно увидеть в фотоальбоме
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=159829