Воспитанием ребенка в японской семье традиционно занимается мама. Она полностью посвящает себя малышу. В некоторых случаях доходит даже до фанатизма, когда молодая женщина начинает ходить вместе с ребенком в детский сад или начальную школу, чтобы следить за тем, как он развивается.

При этом японская мать никогда ничего не запрещает малышу. Она лишь предупреждает его о том, что то или иное действие может быть опасным или неприличным. Однако если ребенок действительно провинился, мама наказывает его довольно жестоко: говорит, что он ей больше не нужен. Отделение от группы, отчуждение, изоляция — самое страшное наказание для японца.

В детском саду, куда детишки начинают ходить с трех лет, каждый маленький японец учится считать, писать и читать, играет в спортивные игры, занимается рисованием и аппликацией. Но это не самое главное. Большое внимание здесь уделяется общению и знакомству с окружающим миром. Детей часто водят на экскурсии или просто на прогулки, которые носят познавательный характер.

Очень популярным занятием в японском детском саду и начальной школе является хоровое пение. Это один из самых ярких примеров того, как в японцах воспитывают дух коллективизма.

Если детский сад в Японии не является обязательной ступенью образования, то в начальную и среднюю школу должны ходить все.

Учебный год в Японии начинается 6 апреля, во время цветения сакуры. В начальной школе ребятам преподают обществоведение, арифметику, музыку. Здесь дети продолжают изучать нормы поведения в японском обществе, а также занимаются спортом и рисованием. Очень большое внимание уделяется воспитанию любви к природе. Ребят водят на экскурсии в зоопарки, а бывает и так: школьнику поручается завести маленького питомца и ухаживать за ним.

Особое место отводится изучению японского языка и японской культуры. Важным моментом здесь является обучение ребенка письму. Еще в детском саду малыш посещает занятия, направленные на развитие мелкой моторики: например, оригами (искусство складывания бумаги) и оятори (умение плести узоры и узелки из натянутой на пальцы веревочки). Такие занятия не только облегчают процесс обучения письму, но и приобщают ребенка к культуре страны.

Во многом начальная школа носит воспитательный, а не образовательный характер. Кроме правил поведения в обществе, школьник учится и тому, как правильно ухаживать за собой: его учат быть аккуратным и чистоплотным. Такое же трепетное отношение, как к себе, он должен проявлять и к окружающему миру. После окончания занятий дети проводят уборку в классе, а время от времени — и на школьной территории.

Во многих школах нет столовых, и дети приносят с собой обед из дома. Учителя тщательно следят за тем, чтобы это была здоровая пища. Для этого японские мамы получают специальный инструктаж: что и как нужно приготовить, чтобы ребенок получал все необходимые его организму вещества.

Кроме того, она должна позаботиться и о красоте блюда. Поэтому приготовление обычного школьного обеда превращается в настоящее искусство. Пища укладывается в коробочку очень аккуратно, так, чтобы ребенок не только утолил голод, но и получил эстетическое удовольствие.

Дети обедают прямо в классной аудитории. Если ученик ест неаккуратно или в неположенное время, его наказывают. В начальной школе ребенок посещает примерно четыре урока в день, каждый из которых длится сорок пять минут. В средних и старших классах число уроков доходит до шести, и ребенок получает возможность выбирать некоторые предметы по своему усмотрению. В этом японская система образования схожа с американской.

Все японские школьники, кроме самых маленьких, обязаны носить форму. Мальчики носят «гакуран» — брюки (или шорты) и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. Форма девочек называется «матросская фуку» и напоминает костюм моряка. Это рубашка и юбка. Также в комплект женской формы входят носки, кофта, шарф и даже нижнее белье. В отношении формы существуют определенные правила. Так, например, мальчики должны ходить в шортах и зимой, и летом, вплоть до седьмого класса, когда им выдаются брюки. Девочки же круглый год ходят с голыми ногами, а на линейку с директором школы, которая проводится три раза в неделю, обязаны приходить в кофте, даже если на улице стоит жара.

Самый сложный период для японского подростка наступает с окончанием средних классов. Именно в это время ему предстоят экзамены, по результатам которых он сможет поступить в старшую школу с тем или иным направлением. Если ученик плохо сдаст переводные экзамены, об обучении в университете он может забыть. Конкурс в вузы Японии очень высок, поэтому готовиться к поступлению нужно заранее, еще в средней школе.

Иногда самостоятельной подготовки к экзаменам бывает недостаточно. И тогда подростка отдают в специальную школу — дзюку. Это явление можно сравнить с широко распространенным в России репетиторством. Но если наши родители стараются договориться об индивидуальных уроках для подростка, то в Японии школьники готовятся к экзаменам коллективно. Дзюку — это целый институт дополнительного школьного образования. Занятия здесь проходят в будние дни после уроков в обычной школе, а также в выходные. Это учебное заведение не только помогает школьникам устранить пробелы в знаниях, но и играет важную роль в их социализации. Здесь дети имеют возможность ближе общаться с преподавателями и своими сверстниками, так как в дзюку группы состоят из нескольких человек.

Студент экономического факультета Токийского университета Казуя Хиросе делится своими впечатлениями: «В свое время я сильно отставал по математике. И если бы родители не отдали меня в дзюку, сам бы я не справился. В Токийский университет поступить очень сложно, сами понимаете. Еще в дзюку мне нравились преподаватели. Они обращали внимание на личные качества и способности каждого школьника. В обычных школах такое случается довольно редко».

«Торчащий гвоздь забивают»

Эта известная японская пословица как нельзя лучше описывает один из основных принципов, по которому живет японское общество. Здесь можно быть индивидуальностью, самосовершенствоваться, но при этом ни в коем случае нельзя забывать об интересах коллектива. Индивидуум существует только внутри группы, поэтому лучше не выделяться из толпы: «белых ворон» здесь не терпят. Эта особенность японской культуры отразилась на воспитании маленьких японцев и японской системе образования. В этом есть свои положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, с малых лет японец учится уважать других, соблюдать правила этикета, быть дисциплинированным. С другой стороны, он постоянно находится под давлением общества, боится сделать что-то не так и «потерять лицо».

Кому-то может показаться странным, что в обычных школах преподаватели не особо жалуют индивидуальный подход к каждому ученику. Но вспомним об особенностях японского менталитета, о том, что для японцев главное — влиться в коллектив. Все попытки казаться не таким, как все, приводят к плачевным результатам. Одноклассники начинают дразнить, а нередко и вовсе травить ребенка, который чем-то отличается от сверстников. Самое неприятное, что преподаватели чаще всего не пресекают, а иногда и поощряют моральное издевательство над «белой вороной».

В последнее время в Японии участились случаи суицида среди подростков, и эту проблему начали рассматривать на уровне министерства образования. Комитет по реформированию образования выработал ряд чрезвычайных мер, которые должны изменить ситуацию в учебных заведениях. Среди них — исключение из школы хулиганов, которые отравляют жизнь своим сверстникам, а также наказание учителей, которые поощряют насилие в классе.

Некоторые префектуры выработали свои методы борьбы с насилием среди школьников. Например, в Осаке школьников учат обращать внимание на достоинства своих товарищей и помнить о том, что каждый человек уникален.

Анастасия Пулич