Если у детей со "школой" ассоциируется "сентябрь", то у их родителей - "весна". Потому что именно весной люди начинают искать подросшим чадам школу и водить их по собеседованиям. Принципиально за год меняется немногое, но нам кажется, некая обобщающая информация, которая поможет сориентироваться в школьном многообразии, никогда не бывает лишней.

Государство за нас в ответе

Государственных школ по-прежнему больше, чем частных. Увы, ориентироваться в них становится все сложнее и сложнее. Не так много осталось школ, которые согласятся с названием "обычная". Большинство щеголяют всяческими приставками (гимназия, лицей, лаборатория) и демонстрируют свою непохожесть на другие. И если пять-десять лет назад школы достаточно четко делились по специализации, то постепенно все окончательно смешалось в попытках угодить каждому. Да и родители стали опытнее: сегодня уже никто не купится на одно название "гимназия с художественно-эстетическим уклоном". Но все же отличия есть, и с некоторым скрипом школы можно разделить на несколько условных групп.

Языковые

Языки (вернее, практически один язык - английский) превратились из роскоши в необходимость. В связи с этим научить ему теперь обещают не только в языковых, бывших "спец", но буквально в каждой второй школе. И лишь некоторые честно признаются, что язык не их специализация, что с педагогами проблема, текучка кадров заела и проч. Действительно, во многих школах с некоторых пор перешли на изучение языка с первого класса, но количество, как известно, не всегда переходит в качество. Поэтому, если хорошее знание языка видится вам залогом будущего успеха, стоит обратить внимание на те самые бывшие спецшколы.

Все же главное достоинство большинства этих школ вовсе не английский. Они ценны тем же, за что квартирам в центре Москвы прощают выхлопные газы, шум и старые перекрытия: историей, традициями, людьми, населявшими их. Про 45-ю (м. "Фрунзенская") многие могут спросить: "Это в которой Мильграм директор?" По коридорам 20-й школы (ныне 1239, м. "Маяковская") бегала от космических пиратов Алиса Селезнева, она же Гостья из будущего. Кстати, чего-чего, а легенд и традиций в бывшей 20-й хватит на десять школ. Например, яблоки из собственного сада, которыми встречали первоклассников в знак посвящения и объединения. Или тюльпаны, которые школьники каждый год высаживали, а потом с нетерпением ждали, когда зацветут. Правда, с яблоневым садом произошла история примерно по Чехову, поэтому яблоки теперь мамы первоклассникам покупают на базаре.

"Французских" школ традиционно меньше, не говоря уже о немецких. Но с традициями, уровнем знания языка и знаменитыми выпускниками у них тоже все в порядке. Большинство имеет старинные контакты со школами и организациями за рубежом, так что ученики могут рассчитывать на поездки и стажировки за границей. Например, одна из лучших "французских" школ, 1215 им. Ромена Роллана (м. "Проспект Мира"), член международной ассоциации европейских лицеев Horizon.

Но "на одном языке" сейчас далеко не уедешь (кстати, во многих школах их два - обязательно или по желанию). Прошли те времена, когда в западную фирму брали без образования - за одно лишь знание языка. Это понимают и в школах, поэтому многие помимо углубленного изучения языка предлагают в старших классах специализацию. Чаще всего гуманитарную и экономическую. Язык не теряет при этом своего значения, просто в гуманитарных классах большее внимание уделяется истории, литературе, русскому языку, а в экономических - математике и информатике. "В последнее время наши выпускники редко поступают на чисто лингвистические факультеты, предпочитая прикладные специальности, - рассказывает Инна Николаевна Тихомирова, директор 1215-й школы. - Без работы-то никому остаться не хочется".

Раньше на поступление в эти школы могли рассчитывать местные жители, а также люди со связями, известной фамилией и т. п. Из перечисленных школ вышло немало знаменитостей, высокопоставленных работников, их детей, родственников и проч. Так или иначе, на выпускников 1239-й (20-й), 45-й, 1243-й (возле Театра им. Маяковского), 1520-й (на Б. Никитской), 1250-й (Ленинградское шоссе), 1225-й (на Покровке), 1275-й (м. "Новослободская") и подобных школ смотрят с завистью. Они стоят на ступеньке, с которой удобно прыгать во взрослую жизнь. (Впрочем, в одном кадровом агентстве выпускнице 20-й школы авторитетно заявили, что она и прочие ученики этой школы "излишне культурны и закомплексованы", так что всякое бывает.) И сейчас не скудеет поток родителей, желающих отдать в бывшие спецшколы своих детей. Хотя конкурс в них как в институт (3-7 человек на место).

Физико-математические

Несмотря на бедственное положение инженеров и научных работников, умненькие мальчики (да и девочки в общем-то тоже) со склонностью к точным и естественным наукам никуда не исчезли. Именно для них продолжают функционировать математические, физико-математические, химико-математические и т. п. школы. Математика не иностранный язык, с пяти лет глубоко в нее погружаться не обязательно. Поэтому физико-математическая и химико-биологическая специализации появляются обычно в старших классах, тогда же идет активный набор учащихся. Вернее сказать, не набор, а отбор. Например, "Вторая школа" (м. "Университет"), 57-я (м. "Кропоткинская"), 91-я (м. "Арбатская") - школы с именем и репутацией; пройти собеседование и сдать экзамены в старшие классы - это уже хороший показатель. "Мы принимаем около 200 заявлений, - говорит замдиректора школы 57 Борис Михайлович Давидович, - это при том, что поступят человек 50. Мы отбираем тех, кто нам нужен. Зато поступаемость по математике в лучшие вузы страны - МГУ, МФТИ - у нас стопроцентная". В школу им. А. Н. Колмогорова вообще традиционно стекались юные таланты со всей страны - для двухгодичной "тренировки" перед МГУ. Несмотря на особое отношение к математике (или химии и биологии - в зависимости от специализации), в этих школах параллельно существуют общеобразовательные, а иногда и гуманитарные классы (как, например, в 57-й и 91-й; в них же на хорошем уровне преподается и язык). Хотя самое распространенное дополнение к математике - это информатика и экономика.

Гуманитарные

Если математиков у нас растили всегда, то гуманитарное направление вошло в моду несколько лет назад. Гуманитарных гимназий, лингвистических лицеев расплодилось великое множество. Родители увлеченно отдавали детей в школы, которые обещали просветить их в области логики, риторики, латыни, художественной культуры, правоведения и проч. Но при выборе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин надо быть осторожным: они весьма склонны к обилию приятных, но в сущности бесполезных предметов, которые будут отвлекать силы от главного (литературы, истории, языка). В 1531-й (м. "Алексеевская") и 1634-й (м. "Сокольники") школах начали работать с программой международного бакалавриата, что позволит выпускникам наряду с обычным получить аттестат международного образца и облегчит их поступление в западные вузы. Школа 1290 (м. "Первомайская") специализируется также на тележурналистике.

Большинство же школ, лицеев и гимназий не зацикливаются на одном направлении, предлагая ученикам в старших классах выбирать одну из нескольких специализаций.

Редкие специализации

Еще пару лет назад школы с юридической и экономической специализацией можно было назвать модными, однако за это время рынок вполне насытился юристами и экономистами. Тем не менее количество желающих ими стать по-прежнему велико, и выпускники престижных вузов по-прежнему в цене. Помимо углубленного изучения математики, языка, информатики эти школы предлагают делопроизводство, бухучет, политологию, основы экономики, психологию, правоведение и т. п.

Относительно новой можно назвать специализацию школ на экологии. В школе 446 (м. "Электрозаводская"), например, наряду с теоретическими занятиями проводится экологическая практика в парках, устраиваются экологические экспедиции, ученики участвуют в международных экологических программах.

В каком-то смысле родственными экологическим можно назвать школы, углубленно изучающие русскую культуру. В школе 1148 ЮНЕСКО (м. "Люблино"), например, изучают историю религиозной культуры, народоведение, мифологию, фольклор и проч.

Художественно-эстетические

Назначение школ с "углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" может быть разным. Многие отдают туда своего ребенка, желая, чтобы ему не было скучно и чтобы параллельно с получением образования он еще и творчески развился. Хотя чаще всего в эти школы поступают дети, чьи способности довольно очевидно указывают на будущую специальность. И если в первые классы этих школ шанс поступить есть у многих, то условия приема для старшеклассников усложняются: им придется доказывать свои способности в выбранной области. Школа 1318 - международная киношкола (район "Мосфильма") - вообще состоит лишь из старших классов, а в школу 1637 (м. "Перово"), напротив, принимают с трех лет. Школы прекрасно известны в соответствующих вузах, специальность в них ведут зачастую вузовские преподаватели, которые уже в школе присматриваются к способным ученикам. Например, в школе 123 (неподалеку от Театра им. Маяковского) работают преподаватели РАТИ. Так что шансы поступить в институт значительно увеличиваются. Но главное даже не в этом. Творческая школа, как и творческий вуз, - это некое собрание "братьев по разуму", где и ученики, и преподаватели говорят на одном языке, это возможность "понюхать" профессию, пожить ею. В школах 1318 и 123 дети не учатся, а живут, и даже у не поступивших в институт останутся по крайней мере друзья и сохранятся контакты.

Экспериментальные

Если вам неинтересно традиционное обучение, ищите школы экспериментальные. Например, в 91-й школе издавна разрабатываются и проверяются новые методы обучения - и ничего страшного, очень интересные в итоге получаются дети. В 1637-й малыши частично обучаются чтению и математике по системе Зайцева, о которой уже писал "Домовой" (декабрьский номер за 1999 год). В одних школах преподавание ведется по уже известным методикам (Занкова, Эльконина-Давыдова и проч.), другие разрабатывают собственные.

Сотрудничающие с вузами

Родителей, обеспокоенных главным образом поступлением ребенка в вуз, всегда привлекали школы, сотрудничающие с институтами. Найти их несложно: у большинства школ есть какие-либо взаимоотношения с вузами. К сожалению, сейчас они не такие прочные, как раньше, и рассчитывать на 100-процентное поступление не приходится, но польза таких школ несомненна. В старших классах углубленно изучаются предметы, необходимые при поступлении, или даже предметы первого курса института. Преподавать их часто приглашают вузовских педагогов, которые, разумеется, знают требования своего института. Например, в школе 46 (м. "Калужская"), ориентированной на МГИМО, такие занятия платные (500 рублей в месяц), зато поступают в этот почти закрытый вуз больше половины желающих. Информацию о таких школах можно найти в справочниках, однако она нуждается в проверке, поскольку отношения школ и вузов весьма непостоянны.

Напоследок добавим, что, во-первых, государственное - это не значит абсолютно бесплатное. В большинстве школ за те или иные услуги придется доплачивать. Что удивительно: чем лучше уровень образования и больше возраст школы, тем меньше она этим пользуется. Во-вторых, в большинстве школ прием заявлений заканчивается в марте, а собеседования происходят в апреле, так что поторопитесь с выбором.

Обратите внимание: государственные школы

Английский язык: 1, 19, 45, 78, 109, 264, 303, 312, 506, 624, 645, 668, 965, 1102, 1223, 1224, 1228, 1239, 1243, 1250, 1264, 1415, 1514, 1520, 1531, 1543, 1634 и др.

Французский язык: 668, 1095, 1203, 1215, 1216, 1225, 1251, 1265, 1275, 1541 и др.

Немецкий язык: 109, 624, 1212, 1233, 1249, 1283, 1513 и др.

Физико-математические, химико-математические и т. п.: школа им. А. Н. Колмогорова (специализированный учебно-научный центр при МГУ), лицей "Вторая школа", 1, 11, 15, 57, 91, 189, 363, 400, 444, 591, 692, 919, 939, 1502 и др.

Гуманитарные: 220, 613, 717, 875, 1035, 1054, 1290, 1305, 1310, 1508, 1513, 1520, 1531, 1535 (при ИСАиА), 1536, 1541, 1555, 1634 и др.

С классами разного профиля: 1, 17, 51, 57, 91, 109, 149, 155, 174, 199, 204, 299, 303, 330, 429, 596, 721, 807, 843, 848, 994, 1071, 1101, 1126, 1143, 1158, 1519, 1525, 1530, 1543, 1840 и др.

Экономические и юридические: 25, 26, 46, 124, 187, 320, 506, 900, 1102 и др.

Экологические: 446, 803, 1162 и др.

С углубленным изучением русской культуры: 1148, 514, 1842 и др.

Художественно-эстетические: 78 (театр, танец), 123 (театр), 324 ( музыка), 565 (живопись, скульптура), 600 (музыка, театр), 627 (телевидение), 1113 (музыка и хореография), 1318 (кино, телевидение, театр, издательское дело), 1405 - "Вдохновение" (балет), 1637 (музыка, хореография, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн), 1903 (музыка - особенно джаз, изобразительное искусство) и др.

Экспериментальные: муниципальная экспериментальная школа при правительстве Москвы (подготовка кадров для аппарата правительства Москвы), 1115 (военно-патриотическое направление), 1199 - "Лига школ" (для одаренных детей), 1716 - "Эврика-Огонек", 1811 - "Измайлово" - и др.

При институтах: МГУ - 17, 25, 26, 89, 91, 171, 204, 1022, 1101, 1264, 1290, 1531, 1637; РГГУ - 86, 189, 204, 220, 228, 328, 721; ММА им. Сеченова - 35, 721; МПГУ - 25, 46, 53, 224, 320, 952, 1115, 1290, 1531, 1637; Финансовая академия - 308; ГАУ - 329, 398; МФТИ - 57, 91, 503; РЭА им. Плеханова - 550, 553, 565, 1158; МАРХИ - 1219; РУДН - 46, 576, 919; МЮИ - 174, 717; МГЛУ - 1251, 1555.

Ирина Вохмянина, Юлия Пешкова, по материалам сайта "Домовой".