Содержание:

Об опрятности человека — и большого, и маленького — говорят, прежде всего, ухоженные, аккуратно причесанные волосы. Поэтому, формируя в ребенке навыки самообслуживания, надо обязательно научить его держать в руках расческу и уметь пользоваться ею самостоятельно, без напоминаний взрослого.

К содержанию

Чему и как учиться

До 1 года. Учиться причесываться можно начинать с раннего возраста. При правильном уходе малыш с рождения привыкает к расческе: утром мама приглаживает его пушок на головке щеточкой для волос, после купания аккуратно вычесывает корочки гребешком. В возрасте 9-12 месяцев можно дать ребенку в руки расческу. Пусть, глядя на вас, он сам попробует провести расческой по волосам. Конечно, это будет лишь повторение ваших действий, добиваться какого-либо результата еще рано. В этом возрасте важно вызвать у крохи интерес к расческе, развивать и поощрять стремление к самостоятельным действиям. Повтор действий (например, по утрам после умывания) ежедневно будет способствовать не только формированию привычки расчесываться по утрам, но и развитию мелкой моторики и координации движений рук.

1-2 года. В возрасте от 1 года до 2 лет ребенок начинает ходить, и руки у него по степенно освобождаются. После 1,5 лет происходит совершенствование ручных действий, требующих супинации предплечья (ребенок начинает поворачивать ручку двери, строить башенки из кубиков). Развитие координированного, произвольного разгибания пальцев и активного использования большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте активно осваивает предметы, их свойства и способы действия с ними. После 1 года начинаем обращать внимание на то, как нужно пользоваться расческой. Объясните ребенку, для чего нужна расческа. Встаньте перед зеркалом, чтобы малыш видел свои действия и результат. Покажите, как расчесываетесь вы, объясняя, что волосы станут гладкими и красивыми, если провести расческой по волосам сверху вниз. Поднесите руку ребенка к основанию волос и попросите провести расческой по волосам вниз. Первое время направляйте руку крохи своей рукой, постепенно отпуская руку ребенка. Сами помогите малышу расчесаться сзади, подкорректируйте прическу, если это требуется. После того как вы вместе расчесались, полюбуйтесь и порадуйтесь, каким красивым стал ваш ребенок (результат будет более наглядным, если перед расчесыванием волосы будут несколько взлохмачены). Волосики у годовалого малыша еще редкие и мягкие, расчесывать их совсем не трудно, поэтому формирование навыка в этом возрасте проходит весьма успешно.

Возраст от 1 года до 2 лет является одним из самых благоприятных для воспитания такого качества, как опрятность. С самого начала расчесывайтесь только в одном месте, например в ванне или перед зеркалом в прихожей. Приучайте малыша после расчесывания самого класть расческу в специально отведенное место.

Подражая нам каждое утро, малыш автоматически привыкает к процессу расчесывания волос, запоминая его как необходимое действие в жизни.

В 3 года малыш может капризничать, отказываясь причесываться ежедневно.

2-3 года. После 2 лег ребенок постепенно становится более терпеливым, он может дольше заниматься одним делом. Развитие мелкой моторики приводит к достаточно тонкому манипулированию с предметами, движения в лучезапястном суставе становятся более свободными. Постепенно формируя навык самостоятельно причесываться, следует усложнять действия, добиваясь качественного результата. В этом возрасте можно обращать внимание на то, что расчесывание — это не только приглаживание волос щеткой. Важно, чтобы ребенок сам постарался добиться состояния гладких и блестящих волос. Попросите кроху встать перед зеркалом, взять расческу в правую руку (или левую, в зависимости оттого, какая рука ведущая) и расчесать сначала волосы справа, затем слева, потом — сзади (здесь надо будет помочь малышу, так как расчесываться сзади ему еще долго будет неудобно), и в конце расчешите челку. Напоминайте малышу, что расческой надо проводить сверху вниз.

Расчесывайте волосы медленно, не торопясь, вместе с ребенком радуясь достигнутому результату, хвалите его после каждого причесывания. Если волосы спутались в узелок, помогайте малышу их распутать. После окончания попросите малыша внимательно посмотреться в зеркало и убедиться в том, что он причесался хорошо. Если сбоку «спряталась» от малыша запутавшаяся прядь, подскажите ему, где нужно еще раз провести расческой.

Ближе к 3 годам ребенок может отказываться от самостоятельных действий: это значит, что он уже научился тому, чему вы его учили, и ему неинтересно повторять одно и то же. Задерживаясь на достигнутом результате, малыш может потерять интерес к самостоятельности. Поэтому, если вы видите, что кроха овладел навыком простого расчесывания — идите дальше, постепенно усложняя задачу. Основным видом деятельности в возрасте от 2 до 3 лет становится игра, поэтому для поддержания интереса и закрепления навыка с девочкой можно играть в парикмахера. Можно приобрести готовый набор парикмахера или изготовить его самим из того, что найдется дома: старых расчесок, поломанного фена (у которого предварительно удалите шнур с вилкой), резинок, ленточек, заколок.

Позвольте малышке делать вам прически, периодически рассказывая и показывая, как можно причесать волосы, заколоть заколку. Показывайте, как заплетать косички и делать хвостики, закрепляя их при помощи резинок или бантиков. Игра в парикмахера будет закреплять навык и способствовать поддержанию интереса к столь важному делу. В этом возрасте ребенок с удовольствием будет играть с различными игрушками, имеющими длинные волосы: длинноволосыми куклами, лошадками с гривами и хвостами. Около 3 лет, когда пальчики стали более крепкими, можно учить девочек закалывать заколки и надевать ободки. Попросите малышку одной рукой захватить прядь волос, крепко прижав ее, а другой вставить в волосы заколку и защелкнуть. Первое время показывайте по несколько раз, как вы пользуетесь заколкой, помогайте дочке — и очень скоро она освоит эту нехитрую науку. Приобретайте заколки небольшого размера (на первое время — заколки-прищепки), достаточно гибкие, чтобы их можно было легко расстегнуть и защелкнуть на волосах самостоятельно, чтобы трехлетняя девочка могла справиться с ними. Ободки должны соответствовать размеру головы, не сжимать голову и не спадать, иначе интерес к таким вещам будет потерян.

В 3 года у ребенка обычно проявляются такие качества, как своеволие и негативизм. Малыш может капризничать, отказываясь причесываться ежедневно. В таком случае будьте довольно тверды в своих требованиях: причесываться необходимо, так как прическа — это наш внешний вид, и смотреть на неопрятного человека просто неприятно. Просите кроху прополоскать свою расческу в теплой воде, предварительно показав ему, как это делается. Пусть ребенок поймет, что расческа — это его личный предмет, за чистотой которого он сам следит. Раз в неделю как бы случайно спрашивайте малыша: «А ты уже помыл свою расческу?» — и кроха со временем сам будет периодически обращать внимание на состояние этого предмета гигиены.

После 3 лет бурное развитие претерпевает не только манипулятивная деятельность ребенка. Малыш начинает принимать первые в своей жизни самостоятельные решения. Восприятие в этом возрасте становится анализирующим и осмысленным. Знакомьте ребенка с различными прическами и стрижками, показывая их на картинках, по телевизору или на окружающих людях. При походе в парикмахерскую в этом возрасте уже следует спрашивать у малыша, какую бы ему хотелось стрижку, спрашивайте кроху, нравится ли ему его прическа. Если этот момент интереса к себе будет упущен, то в будущем из ребенка может вырасти человек, которого абсолютно не интересует собственный внешний вид. У мальчиков достаточно закрепить самоконтроль за своей прической: утреннее причесывание, причесывание после сна или после прогулки, когда снимается головной убор, должно войти в список обязательных дел ребенка. Никогда не заставляйте малыша причесываться силой. Если ребенку это не нравится, сначала выявите и устраните причины. Жесткую расческу следует сменить на расческу с более мягким прикосновением к коже головы. Мальчики и девочки с короткими стрижками после 3 лет могут пробовать расчесываться без помощи взрослого: достаточно поначалу в течение дня напоминать: «причешись, пожалуйста, ты лохматый», а когда малыш сам причесался, подкорректировать прическу. При постоянном контроле ребенок со временем привыкнет следить за собой сам.

Девочки с длинными густыми волосами еще долго будут нуждаться в помощи взрослого при причесывании. Если волосы густые, путаются, девочке очень неприятно причесывание, то обязательно нужно пользоваться средствами, облегчающими эту процедуру. Если расчесывание вызывает очень негативную реакцию, возможно, лучше отказаться от длинных волос. Главное — сформировать у девочки привычку самостоятельно, без напоминания обращать внимание на свою прическу. Например, утром, после сна, после прогулки смотреться в зеркало, приглаживать щеткой растрепавшуюся челку или выбившиеся из прически пряди, при необходимости обращаться за помощью к маме или другому взрослому: «Поправь, пожалуйста, хвостики; будь добра, заплети косички». Если у девочки постоянно будет аккуратная прическа, то в будущем ей будет некомфортно, если волосы будут не причесаны.

Советы родителям

  • Никогда не предлагайте малышу причесываться после купания. Мокрые волосы довольно тяжело расчесываются и могут запутаться. Ребенок может физически не справиться с этим делом, и у него возникнет негативное отношение к расческе, которая «делает ему больно» и «не хочет» расчесывать волосы.
  • До 1 года (пока волосы ребенка тонкие и редкие) используйте не расческу, а щетку: ее прикосновения к коже головы намного мягче и приятнее.
  • Если волосы запутались, придержите своей рукой прядь волос чуть выше узелка (чтобы не приходилось тянуть волосы), а малыш в это время пусть спокойно расчесывает запутавшуюся прядь.
  • Если у вашего ребенка выросли длинные густые волосы, обязательно поменяйте расческу с частыми зубцами на более редкую (или массажную): расчесывание должно приносить удовольствие и хорошее настроение, а не боль и раздражение.

4-5 лет. В этом возрасте у ребенка возникает потребность и желание не только подражать взрослым, но и по-настоящему помогать им. Настало время научить малыша мыть расческу с мылом при помощи губки или специальной щетки, периодически просите ребенка помочь вам помыть расческу. Просите малыша помочь вам причесать волосы сзади или сделать пробор, советуйтесь с крохой, какую прическу вам сделать, какая стрижка подойдет папе. Подобные «взрослые» просьбы будут способствовать закреплению навыка самостоятельно причесываться, развитию самостоятельности в выборе и принятии решений, развитию эстетического вкуса.

Ближе к 4 годам мамы девочек могут начинать учить своих малышек делать простые хвостики. Сначала поучитесь на кукле, чтобы пример был наглядным. Попросите девочку одной рукой собрать волосы, затем другой рукой перехватить волосы резинкой. Резинки должны быть мягкие, не слишком тонкие, среднего размера, чтобы малышка могла без труда справиться с хвостиком. Если девочка успешно справляется с кукольным хвостиком, предложите ей сделать хвостик на ваших волосах. Разделите сами волосы на пробор, попросите малышку перехватить резинкой сначала одну сторону, затем другую. Со временем крошка будет пытаться делать хвостики себе сама. Ближе к 4,5 годам можно показать, как плетутся косички. Чтобы было проще, плетите косички сначала из хвостиков. Учитесь завязывать бантики: мелкие действия развивают пальчики и мозг. В этом возрасте ребенку трудно совершать многие мелкие действия, поэтому не отказывайте в помощи и обязательно помогайте, если малыш вас об этом просит.

К содержанию

Выбираем расческу

Сейчас существует огромный выбор детских расчесок и щеток. Это щетки с натуральной и синтетической щетиной, круглые щетки, расчески с прорезиненной ручкой (чтобы не скользила рука малыша), музыкальные расчески, расчески с погремушкой на ручке. Главное при выборе расчески — учитывать материалы, из которых она сделана, удобство (соответствие возрасту ребенка и типу его волос), и, конечно же, расческа должна нравиться ее обладателю.

При выборе щеточек предпочтение лучше отдать тем, которые выполнены из синтетической щетины (натуральная щетина очень хорошо впитывает влагу и создает благоприятную среду для размножения микробов и различных бактерий). Обратите внимание на концы щетинок: они должны быть закруглены, что будет способствовать нежному прикосновению к коже головы. Не используйте металлические расчески — они очень сильно электризуют волосы. Натуральные материалы расчесок (дерево и кость) оказывают антистатическое действие, меньше раздражают кожу, волосы меньше «секутся». Однако при покупке нужно обратить внимание, чтобы дерево или кость были очень хорошо обработаны. Зубцы у расчески, так же, как и у щеточки, должны иметь закругленные, тупые кончики, чтобы избежать неприятных ощущений и царапин. Есть и пластиковые расчески, и щетки с антистатическим эффектом.

Помните: расческа — это предмет гигиены, такой же, как и зубная щетка, губка для тела, полотенце. Она должна принадлежать только ребенку, а если в семье несколько детей, у каждого должна быть своя расческа, лежащая в строго отведенном ей месте.

Наталья Бирюкова,
педагог, воспитатель д/с № 712, г. Москва