Содержание:

Стрижка-укладка, маникюр-педикюр, массаж-солярий. Сегодня в салон красоты ходят не только из эстетических или гигиенических соображений, но и для того, чтобы быть или хотя бы казаться успешнее, богаче и счастливее. "Если хочешь добиться успеха, нужно выглядеть дорого" - золотая аксиома, на которой держится очень выгодный бизнес.

Парадоксально, но факт: людей с приятной внешностью мы бессознательно считаем умнее, добрее, честнее и талантливее всех остальных. Американские и европейские психологи выяснили, что красивых детей в детстве меньше ругают и больше хвалят и ласкают. Красивым взрослым чаще помогают, им больше доверяют, с ними быстрее и чаще соглашаются в споре. Даже неподкупные судьи и присяжные чаще выносят оправдательные приговоры, если подсудимый - неотразимый красавец или красавица. К такому выводу пришли психологи из университета Пенсильвании.

Исследование, проведенное в ряде американских и канадских компаний, показало, что служащие с ухоженной внешностью быстрее делают карьеру и получают зарплату в среднем на 12-14% больше, чем работники, не следящие за собой. Сотруднику с приятным внешним видом быстрее и проще убедить клиента оформить страховку, купить квартиру или драгоценность за 50 тысяч долларов. При приеме на работу соискатель с приятной внешностью имеет в два раза больше шансов получить место, чем его пусть и более опытный, но несимпатичный конкурент. По данным профессора из Бостона Эндикота, собранным в ходе опроса менеджеров по персоналу США, "жалкий внешний вид" - главная причина, по которой работодатели отказывают претендентам.

У нас в стране массовую моду на "презентабельную внешность" ввели западные компании, а вслед за ними следовать ей стали и российские. Правда, на Западе претензии к чужой внешности афишировать не принято - могут счесть дискриминацией и подать в суд. В Москве же работодатели открытым текстом требуют в объявлениях "приятную", "преуспевающую" или даже "фотомодельную" внешность и фотографию к резюме в придачу. Свою роль сыграли реклама и глянцевые журналы - перед загорелыми героями с копной блестящих волос и белозубыми улыбками распахиваются все двери. В привычной "старой" парикмахерской такого эффекта не добиться. И появились "новые" салоны красоты.

К содержанию

Видимость успеха

Принципиальная разница между ними вовсе не в цене и даже не в качестве предоставляемых услуг. По признанию многих специалистов, в соседней парикмахерской с неприглядным фасадом часто могут покрасить и подстричь даже лучше, чем в самой модной beauty studio. Разница в идее. В салоне красоты обещают найти ваш неповторимый стиль и - при условии регулярного посещения - слепить из вас того самого "преуспевающего человека". О том, как он выглядит, можно судить по стандартному набору услуг в обычном московском салоне красоты.

Герой нашего времени, будь то женщина или мужчина, подтянут, свеж лицом (массаж, косметология, макияж), с аккуратным маникюром и ухоженными волосами (стрижка, окраска, укладка). У него загорелая чистая кожа (солярий плюс эпиляция и косметология) без явных признаков старости (инъекции Botox, Restyline, гиалуроновой кислоты), и от него хорошо пахнет (ароматерапия). Назвать такого человека неудачником просто язык не поворачивается, нельзя заподозрить его и в проблемах с деньгами. "Мы создаем видимость успеха. А потом к нашему клиенту приходит реальный успех - и в карьере, и в жизни",- так формулирует главную миссию и секрет бизнеса Наталья Серуш, владелица трех известных московских Beauty Studio Guerlain.

К содержанию

Жертвы красоты

Не то что бы советские люди не имели привычки регулярно мыть голову и стричься в парикмахерских. Например, в один из лучших московских салонов - "Чародейка" на Арбате - даже велась запись чуть ли не на полгода вперед. Вдобавок к стрижке-окраске там можно было сделать химическую завивку, чистку лица, маникюр и массаж. Самым смелым красили ресницы и брови специальной несмываемой тушью секретного состава. Если ресницы после такой "процедуры" не выпадали, то становились гуще и длиннее, совсем как у Софи Лорен.

Взяв "дикий" советский парикмахерский ассортимент за основу, нынешняя индустрия салонов красоты за десять лет расширила его до почти заоблачных пределов и добилась поразительного размаха - охвачены буквально все слои населения, от женщин и мужчин до детей и домашних зверюшек. В типичном зверином салоне красоты "Мэджик дог" вашей собачке не только подстригут когти и почистят ушки, но и предложат сделать стрижку - стандартную или модельную.

Большинство людей не отдают себе отчета, что они уже давно и прочно "подсели" на салоны. Ведь красоту, будь то гладкая кожа или загар, нужно постоянно поддерживать с помощью все тех же процедур, поэтому, однажды начав, вы обречены ходить в салон красоты до конца жизни. И платить за это подчас совсем не маленькие деньги. Типичный постоянный клиент салона красоты - женщина в возрасте от 20 до 45, имеющая возможность тратить на свою внешность сто-двести долларов в месяц.

Впрочем, мужчины 25-35 лет сюда тоже захаживают, пусть не и регулярно. Для них даже открылись специальные мужские салоны красоты - таких в Москве сегодня наберется не меньше десятка. В прайс-лист специфически мужских услуг таких салонов входит, скажем, грумминг - этот термин из собачьей жизни означает удаление лишних волос из мужских ноздрей, ушей и бровей.

Именно здесь вывели совершенно новый вид представителей сильного пола - метросексуалов. От всех прочих мужчин метросексуалы отличаются повышенным вниманием к собственной внешности и постоянным стремлением ее улучшить. Они "подсели" на салоны так основательно, что жизнь без ежедневных массажей и косметики представляется им немыслимой. В качестве западных примеров называют обычно Дэвида Бэкхема и Бреда Питта - любителей подкрашивать глаза и наносить блеск на губы. Впрочем, и у нас с недавних пор тоже появились свои метросексуалы - министр Герман Греф или историк моды Александр Васильев.

Тело как улика
Тайская техника татуажа - цветной татуировки губ и бровей (с целью сделать их более четкими, ровными и т. д.) - впервые появилась в США в середине восьмидесятых. Об опасностях и последствиях этой процедуры клиентки, как правило, узнают слишком поздно. «Приходит восемнадцатилетняя девочка, которой хочется губки бантиком, и ей говорят: да-да, все будет так, как вы хотите,- делится личным опытом Анна Казакова.- И никто не предупреждает, что это, по сути, татуировка на всю жизнь и избавиться от нее невозможно. Что цвет губ может получиться совсем не тот, какой хочется. Что каждые полгода пигмент нужно обновлять, иначе губы выглядят пятнистыми, так как татуаж уходит кусками».
Сертификат соответствия
Безопасность процедур в салоне гарантирует сертификат соответствия. Его выдают салону после проверки ВНИИС Госстандарта и затем ежегодно обновляют. Копия сертификата должна быть вывешена при входе в салон. Если документа нет или он просрочен, салон работает нелегально, и за безопасность его услуг никто ответственности не несет.
Цены салон назначает сам (исходя из стоимости оборудования, аренды и так далее), чаще всего они завышены. Поэтому прежде чем отправляться делать прическу, стоит обзвонить несколько адресов и провести мини-маркетинговое обследование.
Клиент имеет право попросить показать ему сертификаты на те препараты, которые мастер использует при работе. В сертификате должно быть указано, что препарат гипоаллергенен и что срок годности этого косметического средства не истек. Препараты не фабричного производства, а приготовленные косметологом, применять запрещено, так как невозможно гарантировать их безопасность.
Отказаться платить за неудачную стрижку клиент не может. Но если волосы или кожу повредили при окраске или косметических процедурах, он вправе потребовать вернуть деньги и возместить причиненный ущерб в органе сертификации, к которому относится салон. Телефон и адрес указаны на копии сертификата соответствия.
Укол молодости
Радикальный вариант устранения мимических морщин - инъекции яда ботулина (уколы «Ботокс», средняя цена сеанса $300-500). В США препарат «Ботокс» был официально разрешен к применению в косметических целях только три года назад со множеством оговорок и требованием разъяснять в рекламных сообщениях побочные эффекты (тики, боли, паралич мышц). Сторонники метода ценят «Ботокс» за быстрый видимый результат - препарат начинает действовать уже на второй день после процедуры, максимальный эффект наступает на шестой-седьмой день и продолжается от шести до восьми месяцев. Стойкое длительное (около полугода) расслабление напряженных мимических мышц, блокируемых ботулином, приводит к разглаживанию кожных складок. При этом в мышцах не происходит атрофии, их кровоснабжение сохраняется. Противники «Ботокса» называют его не иначе как наркотиком, на который подсаживают ничего не подозревающего клиента. «Если делать инъекции постоянно, в организме вырабатывается иммунитет к препарату, и морщины возвращаются на прежнее место,- говорит Зураб Меладзе, заведующий отделением эстетической хирургии РУДН.- А по-другому не получается. Спустя какое-то время складки на лице снова обозначаются. Схема обычно такая: шесть месяцев, затем пять, три, а потом - все, эффект от уколов сводится к нулю. Процедура дорогостоящая и рискованная, до конца воздействие ее на человеческий организм не изучено. Вот почему очень важно, если уж решаетесь на «Ботокс», попасть к квалифицированному специалисту, у которого уже накоплен опыт этих уколов. У нас, к сожалению, его колют чуть ли не в парикмахерских».
Противопоказания к инъекции (миастения, гемофилия, локальный воспалительный процесс, применение антибиотиков) должны выявляться во время предварительной врачебной консультации. Тогда же определяются показания к процедуре, доза препарата, точки для инъекции.

К содержанию

Комплексный подход

Среди полутора тысяч московских салонов можно встретить и дорогие, и экономичные, и со средним уровнем цен. Процедур с каждым днем становится все больше, цены их все гибче. Разброс цен на женские прически колеблется в пределах 1000-5000 руб.; мужских - 500-2000 руб. Маникюр или педикюр обходится в 400-1500 руб., солярий - 600-1200 руб. за сеанс. Одна косметологическая процедура для лица или тела стоит 500-3000 руб.

Чем чаще ходит в салон и чем больше денег там оставляет клиент, тем большим количеством скидок его будут стимулировать. Сделайте у нас прическу три раза подряд, на четвертый уложим волосы бесплатно. Проведите девять антицеллюлитных процедур и получите десятую в подарок. Сагитируйте подругу/друга или родственников на день красоты - устроим такой же вам в половину цены. Можно купить подарочный сертификат, дающий право на несколько различных процедур в течение дня, недели или месяца, и вручить его знакомому на день рождения. Это называется "пакет красоты".

Красоту, а с ней и успех, продают повсюду. Во всех крупных парфюмерно-косметических сетях есть экспресс-салоны красоты, в которых бесплатно раздают профессиональные советы по макияжу и стилю, а заодно и рекламные "пробники" кремов, духов и декоративной косметики. Последняя новинка ЦУМа в подобном духе - beauty-кабинки, в которых можно поухаживать за лицом и телом под руководством консультантов. Для компаний это хорошая возможность "продвинуть" покупателям продукцию своей фирмы и порекомендовать какой-нибудь "замечательный салон". Постепенно салоны "переориентировали" своих клиентов на более выгодные для себя направления и озаботили их проблемами, о которых неискушенные советские граждане даже не догадывались.

Еще три года назад, по данным РОМИРа, самыми популярными услугами салонов красоты москвички называли стрижку (61%), укладку (22,2%), окрашивание волос (10%), маникюр (10%)и "химию" (10%). Сегодня на первом месте все чаще - более дорогие и требующие более частого посещения косметические процедуры по уходу за лицом и телом: многочисленные варианты эпиляций, пилингов, лифтингов, мезотерапии, лимфодренажа, обертываний, массажа.

Утомленное лицо, лишний вес и даже намек на целллюлит для успешного человека - повод для невроза и почти преступление. Сегодня только маникюр в обычном московском салоне красоты присутствует в десятках видах: классический, японский, французский, американский, даже Spa. Не хотите видимый, сделают невидимый - с прозрачным лаком. Решить, как лучше уложить волосы, тоже непросто: можно по-будничному, по-вечернему и для особо торжественных случаев вроде свадьбы.

Еще одна обязательная процедура для преуспевающего человека - жизнерадостный и сексуальный загар. Ведь успешный человек должен выглядеть так, будто только что вернулся с морского побережья и вот-вот туда отправится вновь. Поэтому у московских "тусовщиков" и офисных клерков, мечтающих сделать карьеру и произвести впечатление на шефа, уже давно вошло в привычку еженедельно "работать над своим загаром".

Загорать под искусственным солнцем в салоне предложат целиком или частями. Для открытых областей (декольте, шея, лицо, руки) изобрели особый вид солярия Light Shattle. Его порекомендуют и беременным женщинам, и тем, у кого загар слегка "побледнел". Хотите усилить эффект от солярия - вам порекомендуют специальную косметику, например, немецкую Jamaica Touch. Она наносится перед сеансом и способствует выработке меланина. Если кожа очень светлая и быстро обгорает, косметолог нанесет автозагар. В общем, без загара вы не уйдете.

Но, даже покинув салон, вы все равно привязаны к нему прочной нитью. Все просто. Как правило, мастера используют в работе две-три профессиональных косметических линии. В них входят кремы, гели, масла, маски, скрабы, краски для волос, шампуни, лаки. Вам скажут, что такая косметика гораздо эффективнее, чем обычная продукция масс-маркет, и потому пользоваться ею желательно и в домашних условиях. И в магазинах ее, увы, не купишь. Придется покупать у салона и, понятно, "немного" переплатить. Для волос лучше всего подойдет Kerastase от L'Oreal, для лица и тела - Guerlain, Guinot, Biosel, RVB, Academie, а для педикюра - Gehwol.

Клиентам салонов при фитнес-клубах часто предлагают попробовать еще и специальную фитнес-косметику. "Чем-то это напоминает мне мамины рассказы про ее походы в салоны красоты в молодости,- говорит сотрудница одного из московских издательств Виктория Козлова.- Косметолог брала крем "Янтарь", смешивала с кремом "Люкс", добавляла растительного масла в капсулах (куда же без витамина Е!), распределяла все это по баночкам и продавала посетительницам как какой-нибудь драгоценный омолаживающий крем Азазелло".

К содержанию

Бег по кругу

Говорят, если регулярно делать маникюр у профессионала в хорошем салоне, улучшается не только состояние ногтей, но и их форма - даже самые некрасивые становятся более изящными и округлыми. Так и салон красоты со временем меняет сознание своего постоянного клиента. "Хорошо выглядишь, значит, хорошо продаешься" - это западный капиталистический принцип срабатывает сегодня и в отношении продуктов в супермаркете, и в отношении соискателя при приеме на работу. С одной стороны, салоны делают нас красивыми и избавляют от комплексов. Но с другой - прививают нам новые комплексы и диктуют свои стандарты красоты.

Чтобы им соответствовать, европейцы и американцы все чаще выбирают более радикальный метод - пластическую хирургию. По этому пути развивается и российская индустрия красоты. Поразительно, но при этом число недовольных своей внешностью мужчин и женщин не уменьшается, а, наоборот, растет. Получается замкнутый круг.

Ксения Татарникова
Статья предоставлена журналом
Имеешь право