Содержание:

Школьный класс — копия любого другого коллектива. В нем обязательно есть свои умник, клоун, изгой, ябеда... По какому принципу дети распределяют между собой эти роли? Что скрывается под масками? И как вести себя взрослым, чтобы та или иная манера поведения ребенка не мешала его учебе?


На эти вопросы отвечают Оксана Раздувалова, учитель начальных классов, победитель конкурса "Лучший учитель России" в рамках национального проекта "Образование", и школьный психолог Елена Блохина.

Когда дети приходят в 1-й класс, примерно до Нового года все они только знакомятся и стараются быть хорошими. Но уже через 3-4 месяца, освоившись в новой обстановке, каждый начинает проявлять индивидуальность. И, как следствие, исполнять в коллективе определенную роль. Психологи утверждают: под масками, которые примеряют на себя наши дети, чаще всего скрываются их внутренние страхи и проблемы. К сожалению, рамки, в которые ребенок загоняет сам себя, могут мешать не только учебе, но и полноценному развитию его личности. Постараемся этого не допустить.

К содержанию

"Застенчивый ботан"

Когда третьеклассника Сережу вызывают к доске, по классу прокатывается смешок. Ребята с удовольствием наблюдают, как лицо товарища заливается ярким румянцем смущения. Сережа с трудом выдавливает слова. Оговаривается. И под хохот класса замолкает окончательно.

— Садись на место, — безнадежно машет на него рукой учитель.

И при этом всем известно: Сергей — один из лучших учеников в своей параллели.

Оксана Раздувалова:
Перед нами — наглядный пример гиперстеснительности. Такие дети с трудом выдают информацию, панически опасаясь ошибиться.

Для того чтобы преодолеть этот страх, учитель может организовать работу ученика в группе. То есть дать одно задание на 2-3-х человек. Ведь застенчивому ребенку общаться со сверстниками легче, чем со взрослыми. Поэтому он может тихонько сказать правильный ответ партнеру по группе. А тот уже озвучит его от имени всей группы. Важно помнить, что при этом учитель должен похвалить каждого!

А еще страх стеснительного ученика перед публичными выступлениями можно побороть, поручая ему время от времени готовить доклад на интересные для него самого темы. Например, если дома у него живет собака или кот, пусть ребенок расскажет на классном часе о повадках своего домашнего животного.

Елена Блохина:
Корни подобной стеснительности обычно кроются в семье. Так, если родители нагнетают ужас перед школой, учителями, плохими оценками, замечаниями по поведению, то чего ждать от младшеклассника?

Безоговорочный культ успеваемости и дисциплины способен вогнать маленького ребенка в ступор. Школьнику страшно ошибиться и, как ему кажется, опозориться перед учителем и классом. И подвести тем самым своих родителей.

К содержанию

"Номер один"

...Начало урока. Учитель просит сдать тетради с домашним заданием. Но четвероклассники Игорь и Максим объявляют, что не выполнили его.

— Это какое-то недоразумение! — восклицает мама Максима, которая пришла в школу выяснить, почему сын получил двойку. — Мы ведь это задание вместе дома разобрали. И Макс все записал в тетрадь!

Учительница стала разбираться, и выяснилось: задание не выполнил Игорь — мальчик, который стремится к лидерству во всем, в том числе и в учебе. Неудивительно, что, даже поленившись, он не захотел оказаться хуже всех. Вот и подговорил друга проявить солидарность.

О.Раздувалова:
В этом случае мы имеем дело с ребенком, перед которым стоит цель во всем быть первым. Ради этого он готов клянчить пятерки. А в любой невыгодной для него ситуации стремится извернуться и выйти сухим из воды. Или и других утянуть за собой. Порой такие дети могут даже отказываться выполнить задание учителя, если не уверены, что сделают все на пять! И со сверстниками будут общаться только при условии своего успеха и лидерства. Как правило, установку "быть № 1" они получают в семье. Поэтому учителю сложно найти общий язык с их родителями — ведь они всегда на стороне своих детей, что бы они ни совершили.

Е.Блохина:
Родители, которые внушают своим детям: "Ты — гений! Ты можешь быть только первым!" — рискуют. Причем не только здоровьем ребенка, но и его жизнью. Истории, когда выпускник идет на золотую медаль, но сбивается с этого пути и после выпускного прыгает из окна — именно про них. Про тех, кто не вынес давления и груза ответственности.

К содержанию

"Выскочка"

— Меня! Спросите меня! — первоклассник Никита тянет руку, подпрыгивая на стуле от нетерпения. Хотя учитель даже не успел до конца объяснить задание. Он всегда торопится высказать свою точку зрения. Пусть даже не всегда правильно. У него есть мнение по любому вопросу. Никита часто подает реплики с места, мешая отвечать товарищам...

О.Раздувалова:
В каждом классе обязательно есть такой "выскочка". Конечно, он досаждает учителю: ведь на уроке каждая минута — золотая. А подобные ученики, начиная отвечать по существу, обычно уходят в отвлеченные рассуждения. Но если не дать ему договорить, он все 5 уроков будет настаивать, чтобы его выслушали. Где выход? Пусть он всегда отвечает на вопрос первым. А потом учитель спросит ребят: в чем всезнайка прав, а в чем — нет. А в 3-4-м классе нейтрализовать его активность поможет индивидуальное письменное задание по той же теме, которую в данный момент изучает класс.

Кстати, поведение "выскочки" — сигнал для родителей. Возможно, они недостаточно с ним общаются. Или их позиция такова: пусть болтает все, что хочет, лишь бы не мешал! И ребенок в итоге не приучен правильно строить диалог и доводить мысль до конца.

Е.Блохина:
Цель любого младшеклассника — заявить о себе. А также — как бы это парадоксально ни звучало в данном случае! — понравиться учителю. Дети ведь не в состоянии реально оценивать впечатление, которое производят на окружающих. Вот кто-то и берет на себя роль "выскочки".

Как правило, это дети холерического склада, и у них слабо развит самоконтроль. Отсюда — бурные переживания, безудержное веселье. Они не выносят безразличия к себе. При этом у "выскочки" обычно высокая самооценка. Поэтому все замечания ему нужно делать тактично. И стоит направить энергию в спортивное русло: такому ребенку, например, подойдут командные виды спорта.

А вот флегматик, которому любую тему необходимо обдумать и обсудить до конца, "выскочкой" никогда не бывает, даже если знает столько же, сколько и более "расторопные" одноклассники.

К содержанию

"Клоун"

...У 4 "Б" урок математики. Учитель объясняет новую тему, но ученики не могут сосредоточиться. Ведь в центре внимания — опять Костя. Сегодня он забрался под парту и оттуда запускает бумажные самолетики.

— Отправляйся в угол! — не выдерживает учитель. И через минуту класс заходится от хохота. В углу над Костиком — телевизор. И он, накрутив на шею телевизионный кабель, изображает повешенного...

О.Раздувалова:
Умненькие, но чрезвычайно подвижные дети — примета нашего времени. Они просто физически не способны просидеть спокойно 45 минут. При этом, например, в 1-м классе возникший смех остановить практически невозможно. Так что важно его не допустить.

Поэтому во время урока я ориентируюсь именно на такого "клоуна". Как только заканчивается его запас терпения, я устраиваю для класса физкультминутку. А еще мы иногда играем в "вопрос-ответ": я задаю вопрос и кидаю мячик ученику, который должен ответить. Так вот, именно "клоун" обычно кидает мячик вместо меня.

Е.Блохина:
Как правило, дети-"клоуны" растут в сложных семьях: там, где слишком строгий папа или не слишком ласковая, неэмоциональная мама.

Так что родителям стоит задуматься: из-за чего так тревожен их ребенок? Школьная клоунада — это, чаще всего, способ справиться с каким-то внутренним напряжением, со скрытыми страхами.

Порой, веселя одноклассников, ребенок стремится отвлечь их внимание от своих проблем с учебой.

Чем помочь таким детям? Во-первых, ликвидировать возможные пробелы в учебе. Во-вторых, как можно больше хвалить: их чувство юмора, пластику... А вот сердиться на "клоуна" и призывать его к порядку бесполезно!

К содержанию

"Тормоз"

...Звенит звонок на перемену, а второклассник Денис опять не успел сделать заданное. К этому уже все привыкли. Как и к тому, что когда учитель его о чем-то спрашивает, мальчик часто отвечает невпопад. Ребята над ним смеются: "Тормоз! Все как до жирафа доходит!"

А он становится только медлительнее.

О.Раздувалова:
Если речь не идет о каких-то функциональных нарушениях, все поправимо. Например, тугодума можно вовлекать в групповые задания. Причем включать его в сильную группу. Коллективный поиск ответа демонстрирует ребенку: у него тоже все получается. Нужно только подучить что-то конкретное. Дело в том, что дети такого склада часто становятся в классе изгоями, посмешищем. И педагогу необходимо внушать им уверенность в себе и поднимать их авторитет среди ровесников.

Е.Блохина:
Главное в работе с тугодумом — никогда его не торопить! Ведь его поведение — врожденное свойство нервной системы. То есть кто-то на внешние раздражители реагирует мгновенно, а он — медленно. Родители таких детей часто впадают в крайности: либо без конца его ругают за нерасторопность, либо сидят над уроками вместе с ним и для скорости делают все, в основном, сами. То и другое для тугодума неприемлемо. Так что просто наберитесь терпения и будьте к нему добры!

К содержанию

"Болтушка"

...Что третьеклассница Юля вошла в школу, узнать несложно: ее звонкий голосок разносится по всем коридорам. Звучит он и на уроках — чуть тише, но почти не смолкая. При этом она отлично слышит все, что объясняет классу учитель.

О.Раздувалова:
Такая "болтушка" обычно мешает, но может и пользу принести. Она неглупая, просто не в состоянии молчать. Я обычно выхожу из положения так. Сажаю "болтушку" с самым слабым учеником.

И поручаю ей повторять ему все, что я говорю классу. И объяснять, что и как требуется делать во время урока. Ведь "болтушки", как правило, прекрасно учатся!

Е.Блохина:
"Болтуны" и "болтушки", как правило, представляют собой смешанный тип темперамента. Они — олицетворение утверждения ученых о том, что чистых психотипов в природе не существует.

Откуда же берется потребность постоянно болтать? На это есть два варианта ответа.

Первый — так проявляется повышенная тревожность и слабый самоконтроль. Таким детям необходимо как можно больше двигаться, а болтовня подменяет собой движение.

Скорректировать поведение помогут занятия танцами — они отлично раскрепощают. А бисероплетение или вязание помогут научиться концентрироваться.

Другой вариант — младшеклассник-болтун просто психологически еще не вырос, "недоиграл".

Дело в том, что мотивация к учебе в начальной школе формируется не сразу. Поэтому некоторые дети воспринимают школу, в первую очередь, как место для общения и развлечения.

В этом случае родителям необходимо всячески демонстрировать важность школьных дел. Составить распорядок рабочего дня. Сформировать максимально серьезное и ответственное отношение к выполнению домашнего задания. Нужно внушить ребенку: школа — это работа.

К содержанию

Не спешите убегать

Ольга Коршунова, школьный психолог-консультант, кандидат психологических наук.


Порой, если навязанная коллективом роль угнетает ребенка, родители принимают решение перевести его в более сильную школу. Они надеются, что новые одноклассники, ориентированные на учебу, будут доброжелательно относится к "тормозу" или застенчивому "ботану".

Но насколько оправданны эти надежды?

Рассмотрим все "за" и "против" перехода в другую школу.

"За":

  • сильный, опытный учитель;
  • эффективная учебная программа.

"Против":

  • перевод из школы в школу в начальных классах — это серьезный стресс для детской психики, особенно для застенчивого и робкого ребенка;
  • для обучения по углубленной программе ребенок должен иметь 1-ю группу здоровья и несомненную психологическую устойчивость, иначе одолеть повышенные нагрузки ему будет просто не под силу.

К содержанию

Определите темперамент вашего ребенка

Холерик отличается повышенной импульсивностью, сильными эмоциональными переживаниями. При отсутствии духовной жизни может быть раздражительным, неспособным к самоконтролю. В школе он, как правило, "выскочка" или "клоун".

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми. Мимика богатая, выразительная. Он непоседлив и нуждается в новых впечатлениях. Не переносит монотонной работы. При отсутствии серьезных целей вырабатывается поверхностное отношение к жизни. В школе он чаще всего "клоун" или "болтун".

Флегматик медлителен и спокоен в действиях, в мимике, в речи. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя. Обычно доводит любое дело до конца. Поддерживает ровные отношения с окружающими, но не любит попусту болтать. Если поведение не скорректировать, может вырасти малоэмоциональным, склонным к выполнению одних лишь привычных действий. Может быть "тормозом".

Меланхолик испытывает глубокие и сильные чувства, но выражает их слабо. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Перемены, необходимость действовать энергично часто вызывают у него тормозную реакцию ("опускаются руки"). Он застенчив, нерешителен. Помогите ему, и он станет глубоким, содержательным человеком, успешно справляющимся с жизненными задачами. Иначе вырастет замкнутым и тревожным. В школе он — "застенчивый ботан" или "тормоз".

Мария Трофимова