Конец учебного года - тревожное время для родителей. Хотелось бы улучшить итоговые оценки своего ребенка, но понимаешь, что сделать уже ничего нельзя. И это удручает.

А наши консультанты из Центра нейропсихологии советуют в этой ситуации смотреть в будущее. Да, годовых оценок уже не исправишь, но можно сделать так, что новый учебный год (о котором пока не хочется даже думать) начнется для ребенка совершенно иначе. Как с чистого листа.

Дело в том, что в течение учебного года (и даже нескольких лет подряд) у учителя формируется определенное представление о каждом ученике: его способностях, знаниях, поведении. И даже если что-то из перечисленного начинает меняться к лучшему, учителю бывает трудно избавиться от сложившегося стереотипа. То же самое в какой-то степени касается и одноклассников ребенка.

А лето - достаточно большой период, он позволяет позабыть о школьной рутине, переключиться на другие дела, и в сентябре любой учитель воспринимает знакомых уже детей несколько по-новому. Особенно же эффект "чистого листа" работает при переходе из начальной школы в среднюю: учителя теперь другие, и они еще не составили о детях устойчивых представлений.

Конечно, для результативного "перевоплощения" в хорошего ученика мало просто прийти в школу 1 сентября отдохнувшим - хорошо бы преодолеть те трудности, которые мешали учиться раньше. Но и для этого весной и летом вполне достаточно времени. Особенно если рядом будут грамотные помощники из Центра нейропсихологии, которые в сжатые сроки проведут коррекционные занятия, а потом подскажут, как организовать с пользой летний отдых школьника.

Предлагаем вашему вниманию очередную публикацию из серии "Школа без двоек", подготовленную с помощью нейропсихологов Анны Потаниной и Александры Соболевой.

Дочери 6 лет, она левша. Учимся читать и писать, и столкнулись с тем, что она все это делает справа налево. Как ей помочь научиться читать в нужном направлении? На садик надежды нет - к ним два раза в неделю приходит учительница, которая готовит к школе, но дочка не высиживает 45 минут урока, очень нервничает и уже говорит, что не хочет в школу. Как нам быть?

К сожалению, заочно проконсультировать вашу дочь мы не сможем, дадим только общие рекомендации, и вот почему. Прежде чем начинать работу с леворуким ребенком, надо выяснить природу левшества. Мы не знаем, какая ваша дочь левша - приобрела она это качество по наследству или оно возникло из-за нарушений в развитии мозга.

Детей с подобным компенсаторным, или патологическим, левшеством сейчас становится все больше. В период активного формирования мозга что-то помешало становлению у них правильных пространственных представлений, и сейчас внутренняя "система координат" их тела нарушена. Прежде чем осваивать с детьми-левшами чтение и письмо - высшие нервные функции - нужно помочь им "простроить" свое тело, сделать его "понятливым", послушным, научиться ориентироваться в пространстве. В норме ребенок овладевает этим на первом году жизни, когда учится ползать и затем ходить. Но и 6 лет - вполне благоприятный возраст для прицельной двигательной коррекции, которая должна предшествовать любому обучению, - в противном случае оно просто не даст результатов и еще больше невротизирует ребенка. По своему опыту можем сказать, что положительный эффект от подобных занятий будет тем заметнее, чем младше ребенок. Помочь 12-летнему левше уже гораздо сложнее.

Тем, кто имеет схожие трудности, но не сможет прийти к нам на консультацию, мы советуем записать ребенка в группу общей физической подготовки или в секцию у-шу.

Сын готовился к школе в мини-лицее, там они писали печатными буквами и на почерк и аккуратность не очень обращали внимание. Мы не смогли продолжить обучение там, и в первый класс он пошел в другую школу, тоже очень хорошую. Но здесь пишут письменными буквами - так, как учили писать еще нас. Ему очень тяжело перестраиваться, письмо дается с трудом, вообще ему трудно что-то делать руками. Чем вы посоветуете позаниматься с ним дома, чтобы развить руку? Есть ли какие-то приемы, чтобы безболезненнее перейти от печатных букв к письменным?

Программа помощи вашему сыну должна включать два направления. Ему предстоит научиться руководствоваться правилами - именно отсюда, скорее всего, проблемы переключения с одного вида письма на другой. И, как вы правильно заметили, надо совершенствовать мелкую моторику. Итак, что мы предлагаем?

Научиться действовать по правилам 7-летнему ребенку проще всего в игре. Играйте с ним ежедневно в любые ролевые игры, лучше всего "в школу". По очереди берите себе роли учителя и ученика, ученика и ученика, учителя и другого учителя. На первом этапе ваш сын должен научиться четко следовать заданным вами правилам игры. На втором этапе часть правил он должен придумывать сам - ну, и следовать им вместе с вами, конечно. Наконец, вы подойдете к такому этапу, на котором он сам создает правила игры и сам же следит за их выполнением - за собой и за вами.

Когда в игре следование правилам будет восприниматься вашим ребенком естественно, начните обсуждать с ним (и осваивать) основные правила школьной жизни. Почему принято делать так, а не иначе? Что было бы, если бы эти правила не выполнялись?

После того как эти крупные, "жизненные" правила займут место в жизни ребенка, начните вводить правила конкретные: "Эта буква пишется так..."

Параллельно с этой работой займитесь совершенствованием мелкой моторики. Начать мы советуем с массажа воротниковой зоны с переходом на руки и пальцы - нужен профессиональный массажист. Затем можно овладеть приемами пальчиковой гимнастики - на эту тему много литературы, показать упражнения могут и наши специалисты. Потом присоедините занятия лепкой (выбирайте пластилин, который не пачкает руки и таким образом не вызывает отрицательных эмоций). Лепить вам предстоит... те самые "письменные" буквы или поначалу их элементы. Те же буквы-закорючки полезно изготавливать из проволоки.

И наконец вы подходите собственно к письму: в линованной тетради мама пишет первую букву (например, "е"), а ребенок повторяет за ней всю строчку, не отрывая руки.

Если у вас есть возможность обратиться в наш центр, эти и другие игры и упражнения мы включим в индивидуальную программу для вашего ребенка. По итогам тестирования с мальчиком будут заниматься опытные нейропсихологии и педагоги.

Сын заканчивает 4-й класс, но до сих пор пропускает буквы в словах, делает "глупые" ошибки, причем когда проверяет написанное, ошибок не видит. Впереди средняя школа, новые предметы, на русский язык будет оставаться все меньше времени... Что нам предпринять, чтобы улучшить грамотность?

Сейчас у вас очень благоприятный период для решения поставленной задачи. Позанимавшись с нашей помощью в мае и июне и грамотно отдохнув еще два месяца, ваш сын придет в 5-й класс новым человеком. Как мы уже рассказали вначале, эффект "чистого листа" особенно хорошо заметен при переходе из начальной школы в среднюю.

Приведем примеры упражнений, которые мы рекомендуем детям с подобными трудностями.

Определите, какие именно буквы чаще всего пропускает ваш сын. Затем возьмите текст из журнала или газеты (величину шрифта можно уменьшать постепенно) и предложите мальчику зачеркнуть в нем, скажем, все буквы "б". Через какое-то время давайте задание уже на две буквы - освоенную и новую.

Еще одно упражнение. Взрослый медленно и четко читает текст. Услышав заданную букву, ребенок должен хлопнуть в ладоши. При усложнении задания можно на одной букву хлопать, на другую - топать ногой, и т.п.

Подобные упражнения вы можете делать и самостоятельно, но лучше, если полную программу коррекции составит специалист-нейропсихолог.

Анна Потанина
нейропсихолог
Александра Соболева
нейропсихолог
Статья из майско-июньского номера журнала
Наш любимый малыш