Содержание:

Главное, чем отличаются развивающие игры Никитиных от многочисленных подделок и игр, именуемых "развивающими", является их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Эти игры, как пишет сам Никитин, - игры для всей семьи. В них может играть и стар, и млад. Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим родителям. Но об этом мы расскажем отдельно и на примерах.

Зачем нужны развивающие игры? Да затем, что в одну и ту же игру ребенок сможет играть и в год, и в три, и в пять, и в десять лет. А некоторые задания к этим играм, я знаю это из личного опыта, не так просто решить и нам, просвещенным взрослым, забывшим порой, что такое напряженная умственная деятельность. Эти игры учат наших детей, переходя от простых все к более сложным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, мучиться и радоваться, когда задача решена и одержана победа. Вот он - миг счастья: "Я это сделал! Смотри, мама, у меня получилось".

Так как же сделать так, чтобы знакомство с этими играми запомнилось ребенку навсегда, чтобы отношение к ним было особенным, а игры оставались желанными на протяжении долгого времени. Б.П.Никитин пишет: "Очень важно первое впечатление от игры". Совсем не безразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если вы на глазах ребенка открыли крышку и - бух! - с грохотом высыпали все кубики на стол, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них.

Со мной как раз это и произошло. Разыскав с большим трудом вожделенные кубики "Сложи Узор", я примчалась домой и, просто вытряхнув их на пол, побежала на кухню готовить ребенку обед. На долгое время эти замечательные кубики были для нас потеряны. Когда я заглянула в комнату, мой сын уже возил их в кузове грузовика и строил что-то из них. На пол года пришлось убрать мне кубики прежде, чем мы смогли приступить к выполнению первых заданий с их помощью.

К содержанию

Сложи Узор

Сложи узорКубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя - желто-синяя, нижняя - красно-белая (см. рис.). Никитин в своей книге "Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать". Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности". Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.

Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить дорожку.

Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда, когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных мамой образцов к самостоятельной деятельности.

Продолжение статьи...

Наталья Виноградова, oksva@mail.ru, компания RNToys.