С чего начать и как играть?

Главное, чем отличаются развивающие игры Никитиных от многочисленных подделок и игр, именуемых "развивающими", является их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Эти игры, как пишет сам Никитин, - игры для всей семьи. В них может играть и стар, и млад. Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим родителям. Но об этом мы расскажем отдельно и на примерах.

Зачем нужны развивающие игры? Да затем, что в одну и ту же игру ребенок сможет играть и в год, и в три, и в пять, и в десять лет. А некоторые задания к этим играм, я знаю это из личного опыта, не так просто решить и нам, просвещенным взрослым, забывшим порой, что такое напряженная умственная деятельность. Эти игры учат наших детей, переходя от простых все к более сложным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, мучиться и радоваться, когда задача решена и одержана победа. Вот он - миг счастья: "Я это сделал! Смотри, мама, у меня получилось". Так как же сделать так, чтобы знакомство с этими играми запомнилось ребенку навсегда, чтобы отношение к ним было особенным, а игры оставались желанными на протяжении долгого времени. Б.П.Никитин пишет: "Очень важно первое впечатление от игры". Совсем не безразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если вы на глазах ребенка открыли крышку и - бух! - с грохотом высыпали все кубики на стол, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них.

Со мной как раз это и произошло. Разыскав с большим трудом вожделенные кубики "Сложи Узор", я примчалась домой и, просто вытряхнув их на пол, побежала на кухню готовить ребенку обед. На долгое время эти замечательные кубики были для нас потеряны. Когда я заглянула в комнату, мой сын уже возил их в кузове грузовика и строил что-то из них. На пол года пришлось убрать мне кубики прежде, чем мы смогли приступить к выполнению первых заданий с их помощью.

Сложи Узор

Кубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя - желто-синяя, нижняя - красно-белая (см. рис.). Никитин в своей книге "Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать". Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности". Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.

Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить дорожку.

Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда, когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных мамой образцов к самостоятельной деятельности.



Рамки и вкладыши Монтессори

Второй из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и вкладыши Монтессори". Автором этой игры является Мария Монтессори, выдающийся педагог и новатор идеи которой были популярны в России начала века, но долгие годы были недоступны широкой публике и переживают новый взлет популярности в наше время. Благодаря книгам Никитина некоторые наши соотечественники имели возможность использовать эту малую часть наследия Монтессори в развитие своих детей. Б.П.Никитин рекомендует начинать знакомство с этой игрой с полутора лет. Цели, которые она преследует, сформулированы следующим образом: "развитие техники владения карандашом, умение обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами". Игра представляет собой 16 рамочек одного цвета и столько же вкладышей к ним другого. В набор входят простые геометрические фигуры: круг, квадрат и т.д.

Почему именно такая игра, а не куб для проталкивания? Да потому, что многие из тех заданий, которые можно сделать с рамками и вкладышами, не сделаешь с этим кубом.

Но прежде, чем перейти к заданиям, которые предлагает Б.П.Никитин, надо познакомить и заинтересовать игрой. Знакомство следует начинать с двух - трех рамочек, заранее приготовленных вами для этого радостного мига. Для первого раза подойдут круг, эллипс и квадрат как самые простые фигуры. Вы выкладываете перед ребенком эти рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказываете придуманную вами сказку: "Жили-были круг, эллипс и квадрат (заодно показываете ребенку фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные, пошел квадрат гулять и заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз - и мы пытаемся запихнуть квадрат в круглое отверстие, но не тут-то было, - это не его домик. Пойдем дальше искать его домик… А вот и он! Смотри, как ему хорошо в своем домике". Сначала все действия вы будете производить сами, комментировать их, привлекать внимание малыша, а он в это время может перебирать предложенные вами детальки, грызть их и т.д. После того, как вы несколько раз продемонстрировали это малышу, вы можете проделать эти действия его ручкой и обязательно похвалить его, чтобы закрепить в нем положительный эмоциональный настрой на игру.

Можно играть в игру наоборот: вы вставляете вкладыш в соответствующее отверстие, а ребенок его вынимает, при этом вы ему говорите: "Это круг, это квадрат. Молодец! Достал кружок! Умница! Открыл квадрат!" Тут тебе знакомство с геометрическими фигурами и геометрической терминологией и взаимное удовольствие. Дальше можно добавить еще один комплект или заменить им один из имеющихся. Так постепенно вы освоите игру со всеми геометрическими фигурками. Возможно, что на каком-то этапе ребенок утратит интерес к игре. Лучше убрать ее на хорошо видное, но недоступное для ребенка место и вернуться к ней через месяц - два. А далее вы сами можете разнообразить занятия: можно обводить контуры фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, кружок - это солнце и т.д.), выкладывать орнаменты, играть в волшебный мешочек (сложить несколько фигурок в мешочке и на ощупь определять, какая фигурка попалась), можно играть в игры на внимание (положить 3-4 фигурки на стол, затем либо убирать одну из них, либо поменять местами и спрашивать, что изменилось).

Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Сложи квадрат

Теперь об игре "Сложи квадрат". Эта удивительная по своей кажущейся простоте игра дает такие безграничные возможности для творчества, что просто захватывает дух. Она пользуется неизменной популярностью у малышей от двух лет и старше. Так что же это такое "Сложи квадрат"? Эта игра имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Некоторые цвета в разных категориях совпадают между собой, что дает игре дополнительные возможности. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Прежде чем познакомить ребенка с игрой, подготовьте ее. Для детей младше двух лет оставьте 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь вы можете начинать: либо вы складываете их по кучкам (в каждой кучке детали одного цвета), либо демонстрируете, как из двух половинок у вас получается целый квадрат, комментируя свои действия, можете сами положить одну половинку и вместе вставить вторую, порадовавшись одержанной победе. Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите первую категорию сложности. Каждый раз, предлагая ребенку новый квадрат, дайте ему возможность самому решить эту задачку, если не получается, покажите, как это сделать, но не до конца, а до такого этапа, дальше с которым он справится сам. Дело в том , что во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному" и вы предыдущими, более простыми заданиями приводите его к умению собирать более сложные. Никитин пишет, что эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Как и со всеми остальными интеллектуальными играми, этот процесс может растянуться у вас на несколько лет, но каждая новая встреча со старым другом будет открывать вам новые его возможности и показывать, насколько подрос ваш ребенок.

Дроби

Хочу представить еще одну из серии игр Никитиных. В различных инструкциях к игре дан разный возраст начала её использования: 3 года или 5 лет. Мы начали, когда нам не было ещё и 2-х лет. Игра представляет собой комплект из 3-х фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все 12 кругов имеют одинаковый размер и разные цвета. Первый круг - целый, второй разрезан на две равные части, третий - на три части и т.д. вплоть до 12 равных частей.

Сначала для игры оставьте только 1-ую фанерку с 4-мя кругами. С их помощью вы можете повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, вы знакомите ребенка с математической терминологией. Можно попробовать сделать цветной кружок. При использовании этой игры соблюдайте те же принципы, о которых говорилось выше. Никитин определяет цели этой игры следующим образом: "развитие навыков устного счета, усвоение дробей". Но наши просвещенные родители пошли дальше: с помощью дробей можно ввести понятие кратности, научить ребенка операциям с дробями, узнать кое-что об углах, которые могут быть острыми и тупыми, прямыми и развернутыми. Очень интересно строить лесенку: вниз кладется целый круг, сверху половинка, затем треть и т.д., кусочки выравниваются по одной стороне, замечательная лестница в небо построена. С её помощью можно наглядно увидеть, почему 1/2 больше, чем 1/3, тогда как 3 больше чем 2. Ответ на этот долго не укладывается в голове ребенка. Можно выложить последовательность из разных частей в ряд на столе и, посчитав кусочки, сравнить их между собой (для самопроверки с обратной стороны можно подписать: 1/7 , 1/8, потому что на глаз это определить сложно). Игра можно усложнить, если работать с неокрашенными сторонами фигур. А далее идут задачки, над которыми придется подумать и родителям, например, сколько цветных кругов можно сложить из имеющегося набора деталей; можно ли сложить 12 разноцветных кругов и т.д. Есть мнение, что с помощью этой замечательной игры можно пройти половину школьного курса математики.

Познакомиться поближе с развивающими играми и купить их можно в нашем Виртуальном ДЕТСКОМ МИРЕ, или позвонив по телефону (095) 264-9302.

Московское представительство "Оксвы" oksva@mail.ru
 

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "С чего начать и как играть?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

24.04.1999
Обновлено 24.04.1999
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!