Детям школьного возраста (особенно младшего и среднего), как правило, не знакомо всерьез чувство боли в спине или суставах (естественно, посттравматические состояния или некоторые виды врожденной патологии являются исключением). И лишь неоднократно появляющееся у ребенка чувство "усталости" в спине, головные боли, и снижение успеваемости в школе заставляет родителей задуматься о том, что пора бы посетить врача и получить необходимые рекомендации.

К сожалению, экономические и бытовые проблемы сегодня отвлекают родителей от факта осознания неправильного образа жизни, который ведут их дети. В связи с этим разбалансированный и непродуманный режим учебы, активного отдыха и достаточного сна наших детей оставляет желать лучшего. Причин, по которым в жизнь ребенка вошли такие недетские диагнозы как "переутомление", "синдром хронической усталости", "синдром вегетативной дисфункции", "сколиоз", "головные боли напряжения" и "мигрень" - множество. Но все они являются звеньями одной цепочки, ведущей общество в недалеком будущем к такой глобальной проблеме как "слабое поколение".

Есть важные составляющие в жизни современного школьника, которые даже при желании обойти невозможно:

  1. Насыщенность школьной программы.

    Если мы хотим дать детям полноценное образование, не стоит критиковать педагогов, которые нагружают их знаниями - целесообразнее научить ребенка правильно планировать свой рабочий день!

  2. Персональный компьютер.

    Умение использовать персональный компьютер в учебе и работе - обязательный атрибут современного человека! Но заменять пребывание на свежем воздухе 3-х часовым сидением перед монитором, да еще и с сутулой спиной - это недопустимая жертва техническому прогрессу.

  3. Часто неполноценные уроки физкультуры в школе Профессионально грамотное построение урока физкультуры - залог продуктивных занятий, которые не только не нанесут вреда здоровью детей, но и укрепят его.

    Зачастую учителя физкультуры не имеют необходимых знаний по физиологии и анатомии детского организма, особенностям роста и развития в различных возрастных группах. А также не имеют практики по грамотному построению урока как тренировки.

И, увы, среди учителей физкультуры сегодня не часто можно встретить мужчин (причина, конечно, экономического характера). А это важный психологический аспект, о котором тоже нельзя забывать. Авторитетный для детей образ мужчины-учителя (особенно, по физкультуре) не скоро в нашей стране станет обычным явлением.

Но есть обидные и совершенно недопустимые просчеты в работе с детьми школьного возраста, исправить которые можно и нужно. А еще лучше - вовремя.

  1. Нерациональное использование свободного времени

    В связи с нерациональным использованием свободного времени уменьшается и время ночного сна, необходимого для восстановления сил. Не выспавшиеся дети встречают утро в негативном психо-эмоциональном состоянии, чувство "разбитости" заменяет радость от вновь наступившего дня: Помогая детям правильно спланировать свой день, мы приучаем их выделять время для регулярных занятий здоровьем - бассейн, спортивные секции, тренажерные залы, гимнастика, и т.п. Мало того - это должно постепенно стать образом жизни, потребностью, удовольствием! Здесь никак не обойтись без психологической поддержки родителей - дети (в силу своего малого и безоблачного жизненного опыта) не в состоянии увидеть в гиподинамии своего врага. И нелогично ставить им это в вину. Но, научив детей, самим родителям полезно пересмотреть свой образ жизни и поразмышлять о режиме сна и отдыха (Docendo discimus (лат.) - уча, мы сами учимся). А гимнастический зал или тренажерный - места не для ленивых! Наше здоровье еще потребуется детям, мы обязаны его беречь - это атрибут внутренней культуры.

  2. Низкий уровень просветительской работы

    Все еще имеет место повальное невнимание к гиподинамии со стороны педиатров: многие проблемы со здоровьем не рассматриваются как неизбежное следствие этого современного "монстра".

    Пищевые добавки - хорошая и разумная вещь: Но повальное их распространение районными врачами, назойливые рекомендации по приобретению, порой без убедительной мотивации - лишь настораживают родителей, отвлекая от настоящих проблем. Участковым педиатрам приходится зарабатывать себе на жизнь распространением этой продукции: (вновь мы сталкиваемся с чисто экономической проблемой). Разумнее и честнее - выделить время для разговора с родителями о необходимости регулярно делать гимнастику, посещать бассейн и т.д.

    Что получаем мы при пересечении всех факторов и причин, влияющих, так или иначе, на здоровье наших детей и в совокупности называющихся "гиподинамия"? Мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем и, как следствие, - маячащие в недалеком будущем глобальные проблемы со здоровьем.

    Врачи-педиатры не имеют права забывать, что за счет прекрасных компенсаторных механизмов детский организм значительно дольше не подает тревожных сигналов с просьбами о помощи.

  3. Отсутствие врачей-специалистов по работе с детьми школьного возраста в фитнес-центрах и спортивных клубах.

    Девчонкам и мальчишкам сегодня нужна помощь в создании тела гармонично крепкого, гармонично здорового, а не программа-"качалка", направленная на подкормку бицепса или уменьшение объема бедер. Это все психологически тоже для них, красивых и юных, важно - но вторично по отношению к здоровью и грамотной о нем заботе. Родители, которые берут семейные абонементы на регулярное посещение спортзалов, должны знать, что программа занятий для них и для их ребенка - это разные вещи: последствия ошибок несравнимо различны: И составлять эти программы нужно после осмотра врача-кинезотерапевта (или кинезитерапевта), знающего особенности растущего организма и имеющего соответствующий опыт работы, с дальнейшими занятиями под его контролем.

    В идеале - в каждом спортивном клубе или спортзале подобные специалисты должны стать необходимой штатной единицей. И быть для этого просто врачом ЛФК - мало: очень мало для того, чтобы не бояться работать с детьми, имеющими реальные проблемы со здоровьем. Традиционная ЛФК на сегодняшний день - это хрестоматийная база для думающих врачей, но не руководство к действию, т.к. эффекта от столь щадящей терапии приходится ждать довольно долго. А то и вообще надежда на выздоровлении растворяется во времени: К тому же инструкторский состав спортзалов редко бывает реально, а не из методических публикаций, знаком с огромным, увы, разнообразием функциональных отклонений у современных подростков. Поэтому скоординированная работа команды "врач + инструктор", основанная на опыте, взаимопонимании и достаточно радикальном мышлении - это залог успеха в принципе!

  4. Неполноценное питание.

    Если ваш ребенок ест дорогие продукты, это еще не означает, что они ему полезны. Питание должно быть сбалансированным! Растущий организм нуждается в этом больше, чем организм взрослого человека по уже обозначенной причине - последствия ошибок различны: Например, уже к 18 годам в "рюкзачке Здоровья" вашего ребенка находится ровно столько кальция, сколько он возьмет с собой "в дорогу". А после 30-летнего возраста этот запас станет убывать: Сколько ребенок успел "запасти" кальция? - зависит от родителей. И такая проблема как "остеопороз" вряд ли рано побеспокоит вашего ребенка, если с раннего детства он получал продукты, богатые этим важнейшим микроэлементом. В настоящее время можно без проблем найти специалиста по питанию, который разрешит волнующие вас вопросы - надо только захотеть вовремя их решить.

Чтобы проанализировать состояние здоровья современных подростков, не обязательно быть педиатром. Не вдаваясь в профессиональные детали, взгляните другими глазами на детей, которые учатся в одном классе с вашим ребенком, или на детей родственников, друзей:

Приходится признать, что в большинстве своем мы с вами, уважаемые родители, толчемся на месте, не предпринимая необходимых мер, и отправляем в результате наших детей в долгую и непростую дорогу с пустым "рюкзачком здоровья". А ведь совсем несложно вовремя обратить внимание на то, что ваш ребенок делает часами уроки, приняв немыслимую, но привычную для себя, позу. Что он, ребенок-подросток, быстро вырос за последнее лето, вытянувшись настолько, что непоправимо коротки стали все джинсы: Что он, вытянувшись, еще и похудел, а значит, потерял определенный процент мышечной массы и сделал межпозвонковые, к примеру, структуры (диски) незащищенными от компрессии. Что он совсем не гуляет, а просиживает часами за компьютером. Что он приходит совершенно разбитым после уроков физкультуры, а не гордым своими достижениями: Что он утром тяжело встает, бледный и раздраженный, потому что не успевает выспаться. Дальнейшие перечисления бессмысленны, если вышесказанное - о вашем ребенке!

Скорее всего, для вас уже является очевидным: убедить или заставить ребенка в возрасте 7-14 лет регулярно посещать тренажерный зал (не реже 3-х раз в неделю) - достаточно трудно в силу многих причин! Хорошо, если у родителей это получилось... Еще лучше - если в тренажерный зал отправляется дружно все семейство! Взаимная психологическая поддержка - драгоценный фактор и даже вознаграждение за Труд человека ради самого себя. Если по каким-то причинам ваш ребенок не может посещать тренажерный зал - ведите его в бассейн: пусть он начинает именно там воспитывать в себе "плодотворное упрямство", положив его в "рюкзачок здоровья".

Если не бассейн - начните с гимнастических комплексов, выполняемых дома с применением современного гимнастического оборудования - амортизаторы, утяжелители, мячи, гантели и палки, турник:

Обратитесь к специалистам, чтобы они интересной формой ведения занятий, не снижая при этом интенсивности воздействий на зоны неблагополучия (а это означает, что иногда будет "больно"), заинтересовали ребенка, включили здоровый азарт ("я тоже это смогу")! От того, каким будет "старт" зависит не малое - желание заниматься собой возникает или когда "уже болит", или когда ребенок начинает себя уважать за реальные результаты! Ну, а ваша гордость за него - вообще без комментариев.

Если у вашего ребенка уже возникли серьезные проблемы со здоровьем, то как конечную цель проведения регулярных занятий обозначьте "стойкий терапевтический эффект", иначе мотивация будет недостаточна. Успокоительные фразы типа "будет лучше" или "давай попробуем" - не вселяют уверенность в завтрашнем дне.

Не упустите время: пообещав еще невзрослому человеку выздоровление, стимулируя усердные занятия, вы не должны его обмануть - а это означает, что проблемы со здоровьем еще не зашли непоправимо далеко. Научите ребенка получать радость от движения! И этот багаж, можете быть уверены, он возьмет с собой в дорогу! А "рюкзачок Здоровья" поможет ему стать счастливым!

Воробьева Виктория Викторовна,
педиатр, врач ЛФК, 417@comail.ru.