Родительское собрание - смех сквозь слезы

Всем родителям, которые вынуждены ходить на родительское собрание посвящается.

Полезность: 3,2 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (698 оценок)

Всем родителям, которые вынуждены... посвящается!

Ходить на родительские собрания - пустая трата времени и нервов. Я так считаю. И все равно прусь - а вдруг что-то скажут, о чем я не знаю! Ну к примеру, что каникулы отменяют, или что пятерки вышли из моды и дети их всячески скрывают, чтобы не позориться.

Другой информацией меня не удивишь, мой сын отличается открытостью неимоверной и говорливостью, всю школьную информацию я получаю из первых уст и немедленно. Ежедневный мини-спектакль в лицах и красках, эмоционально украшенный и сдобренный весомой порцией тинейджерского юмора. Я не выдерживаю - ржу, и в этом нет никакой педагогики, сплошное баловство. Классная на собрании выдает свою версию, причем скучно и извращенно. А я привыкла, что все "про школу" - это смешно, и хихикаю, как ненормальная, все собрание. Родители серьезно пишут что-то в блокнотики, кивая в такт учительской речи, а я давлюсь от смеха на задней парте.

- ...Контрольную по биологии написали очень плохо! Из рук вон плохо! Ну как может ученик седьмого класса написать, что... (роется в листочках, чтобы воспроизвести первоисточник дословно) "...опоссумы опыляют вербу"!!

Со мной истерика! У меня очень живое воображение, работает мгновенно, хотя я опоссумов видела только на картинке. Беззвучно трясусь, а все остальные пишут.



- И это после того, как я целый урок им объясняла, что верба цветет в период отсутствия насекомых, пыльца разносится ветром... И вообще, при чем здесь опоссумы?

Если она еще раз скажет слово "опоссумы", я выбегу, как будто мне стало плохо. Пронесло, перешли к дисциплине. И только я решила отдышаться, как новый удар!

- Дети бегают на переменах!!!

Вступаю в мысленный диалог, чтобы дожить до конца собрания:

"Да что вы говорите! Максимум, что они могут себе позволить, - это ходить взявшись за руки, строем, парами - мальчик с девочкой. Причем отличники должны поддерживать неуспевающих везде и во всем, даже в хождении по коридору. В мои времена так и было..."

- Мы на прошлой неделе ездили с Ивановой Дашей на олимпиаду по русскому языку в Петергоф. Так знаете, как у них с дисциплиной? Все дети ходят на переменах спокойно, парами, никто не носится и не орет...

Я не выдерживаю:

- Может, они больны?

Одинокий мужской смешок слева. Спасибо хоть на этом, я не одинока, в самые невыносимые моменты буду отворачиваться в его сторону. Классная восприняла мою реплику за чистую монету и пояснила: "Нет, школа обычная, для здоровых детей". Она вообще воспринимает меня очень серьезно и, кажется, побаивается. Она знает, что я психолог.

В начале учебного года она попросила меня выступить на собрании с сообщением "Психологические особенности детей 12-13 лет". Я выступила. Все начистоту, с примерами и педагогическими рекомендациями заодно, так как имею еще и пед.образование, десятилетний опыт воздействия на чужих детей и тринадцатилетний родительский. Суть доклада была вкратце такова: "В этом возрасте дети "забивают" на учебу, и это нормально. Наберитесь терпения, отыщите в себе мудрость и переживите этап с наименьшими моральными потерями..."

Закончила в гробовой тишине. Классная онемела. Некоторые родители выглядели так, как будто я врач и объявила только что о смертельном диагнозе. Надо же, такой эффект, а я ведь еще не сказала, что в девятом классе "забой" учебы будет еще сильнее. Классная взяла себя в руки, наигранно бодро бросилась спасать ситуацию: "Некоторые ученики на "отлично" написали сочинение "Как я провел лето", поделились впечатлениями о новых прочитанных книгах, новых друзьях и полезных делах...".

После собрания ко мне подошли несколько мамочек и задали вполне разумные вопросы. Тогда я поняла: они боялись это озвучить при учительнице. Когда мы садимся за парты - взрослые, состоявшиеся, с образованиями и достижениями, то становимся детьми тридцатилетней давности. Со мной этот фокус не проходит, я и в детстве-то учителей не боялась, а сейчас и подавно. Поэтому я одна ничего не пишу в блокноте, задаю провокационные вопросы типа: "А если учитель забрал какую-либо вещь из кармана ребенка, является ли это нарушением его (ребеночьих) прав?" (отобран был маленький безобидный мячик - сокс, мечта и гордость того периода). Но вообще-то я веду себя неагрессивно, вступаюсь за свое чадо только в вопиюще несправедливых случаях, все остальное рассматривая как прививку против жизненных реалий. Вот только смеюсь часто и шучу понятно только для себя самой. Наверное, это списывают на мою профессию, мол, все психологи слегка...

А тема между тем развивается:

- Дети не любят заниматься общественно полезным трудом! (- Вот это новость!) Мы должны убирать листья на школьном участке. (- Уже декабрь, видно, сильно ее это взволновало.) Пока я закрывала класс и ходила в учительскую, половина разбежалась! (- Если бы я имела намерения довести незамотивированных подростков до места отбывания трудовой повинности, то организовала бы конвой и продумала все возможные способы побега. А ходить в учительскую - это просто провокация, даже взрослые бы разбежались.) Остались почти одни девочки. (- Времена меняются, а девочки остаются такими же - то ли ответственными, то ли пугливыми.) Нам повезло - нам достались клены. (- Не предложение, а шедевр!) У кленов листья крупные, падают медленно. (- А, ну если с этой стороны...) Сначала их надо граблями собрать в кучу под деревом. И вы представляете, что они придумали? (- Я бы забралась на дерево и сиганула в эту кучу!) Они стали залезать на дерево и прыгать в листья! (- Здоровые дети!) А вы представляете, что бы было, если бы в листьях лежали грабли! (- Нездоровые фантазии!) Примите меры, проведите воспитательные беседы (- Ведь сейчас декабрь, о чем беседа-то? До следующей осени забудут.)

Я не могу больше слушать, я начинаю смотреть. На нашу классную руководительницу. Симпатичная тетя, наверное, моя ровесница или где-то близко. Зачем она делает химию - немодно и старит?! Почему, как учитель, так пиджак? И к нему что-то должно быть приколото - в данном случае веточка рябины. То ли о женственности, то ли о биологии, которую она ведет. А туфли на каблуке должны быть обязательно в сочетании с шерстяными колготками.

Наверное, я бы не была столь жестока в своих мыслях, если бы эта тетя периодически не высмеивала моего подрастающего юношу за любую попытку намека на свой стиль. Белая футболка в сочетании с черной рубашкой спортивного стиля - это что, очень вызывающе или в этом учиться нельзя? Нет, обязательно должен быть пиджак! Сын стал носить ненужный пиджак в рюкзаке и вешать на спинку стула. А когда я по его просьбе собственноручно покрасила ему волосы на тон темнее, высмеивание дошло до наивысшего накала: "Мальчик покрасился, какой позор!!!". Он терпит. И шутит. Это у него защитная реакция. У меня такая же. Уж если я вынуждена быть участником абсурда, то пусть это будет комедия!

В конце собрания выдают дневники. Констатация ума, знаний и умений ученика? Или педагогического бессилия педагогов? Опять куча "3" по алгебре - это за дело, я не спорю и ничем не могу помочь: математика - не наша семейная гордость. Несколько "2" по физкультуре - не сошлись характерами и темпераментами. Было даже такое замечание в дневнике: "Бегал на уроке физкультуры". Это наследственное, я тоже в свое время бегала... Литераторша поступает честнее: "2" за поведение не ставит, признает явные литературные способности ребенка, но замечания тоже пишет, разнообразные, конкретные и в большом количестве. Очень литературно: "Ел семечки на уроке, примите меры!", "Выкрутил на уроке шурупы из своей парты, она развалилась, примите меры!", "Забыл сдать тетрадь, примите меры!". У физички нет филологического образования, ее шедевр таков: "Постоянно не сдает тетрадь для решения зада!" (наверное, речь все же о "задачах"). Дневник рецидивиста, а я его мать. Приму меры, только придумаю, какие.

Заключительный ритуал - сбор денег. На унитазы в мужской туалет и новогодние подарки. Сдаю - не жалко. Раз уж не разрешают красиво одеваться, пусть мой мальчик писает в красивый унитаз!

На учительском столе вижу стопку листочков с контрольной по биологии. Верхний - моего сына. Красным подчеркнуто несколько строчек. Выхватываю взглядом слово "опоссум". Улыбаюсь классной, пытаюсь увидеть в ней человеческое, мудрое, а не казенное и формальное. Пытаюсь ее оправдать, мол, детки - не сахар, и родители типа меня, с обостренным сарказмом и самоуверенностью. Единственное, чего я не могу принять и понять - это отсутствие чувства юмора. Ведь наше родительское собрание - это шедевр, "Кривое зеркало" отдыхает!

Ирина, irinashevcova@inbox.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Родительское собрание - смех сквозь слезы"

Вы не авторизованы.

29 марта у меня родительской собрание. 2 собрания.
сначала в одном - месте, как у мамы.
потом в другом месте - уже как не у мамы.

Сначала все просто - расскажут о планах, о том, на что надо деньги (то, что хорошего бесплатного образования не бывает, я прекрасно понимаю, поэтому не возмущаюсь, а наоборот), попросят еще раз проговорить с ребенком, что драться - не есть хорошо, расскажут об успехах и неудачах. еще и лично подойду ко всем интересующим персонажам...

потом встану по другую сторону баррикад...
нет, описания работ на класс не будет.
будет в общем, планировали, сделали, будем делать. лучше, хуже. похвалить, да, прилюдно.
потом деньги.
вопли возмущенных мам, что, оказывается, туалетная бумага сама в туалете не растет.
и словари на полках в шкафу тоже.
Ладно. Проехали.
ПОслушали мам, которые не понимают, что вообще-то родители тоже заинтересованное лицо, поэтому очень неплохо поговорить с теми, с кем твои дети проводят много времени...Сказали спасибо тем, кто понимает.
Потом личные беседы. Схема одна: сначала похвалить , потом рассказать о проблемах.
Мама Леши не придет, ей тут слишком ржачно, а у Леши есть проблема с одноклассницей. Большая и болезненная.
Ладно.
Мама Коли тоже не придет. У Коли большой спор, поэтому при чем тут школа. ПРидет потом, когда снова до нее дозвонятся и расскажут, что Коля давно не ходит на такие-то предметы, потому что у него большой спорт, а аттестовывать надо. Придет и будет требовать принять зачет в послеурочное время. Да, оплачивать эти часы работы не будет.
Еще есть Вика. Очень хорошая девочка. Очень хочется поговорить с мамой о том, что Вика слишком редко меняет прокладку. От нее воняет иногда. Дети смеются. Намеки не помогают, МОжет быть, маме будет удобнее сказать об этом дочери, чем чужой тетке? Но Викина мама тоже не придет. И я не скажу. Буду мучаться, как сказать об этом лично Вике, чтобы ничего не нарушить, но и не сказать нельзя - ведь есть еще и инфекции, кроме смешков.

Еще у меня лежит перочинный ножик, который я в нарушение законов отобрала у Андрея. Когда он в шутку пытался порезать им соседа по парте. Действительно, в шутку - смысла поднимать буду и вызывать родителей экстренно нет - можно подождать неделю и отдать потом в руки. Но они тоже не придут. И я буду решать вопрос, что делать с отобранной вещью. То ли отдать назад ребенку и не нарушать его права, то ли оставить у себя, боясь следующей шутки.
Это все была лирика.

Резюме: Ваши дети проводят с учителями часто больше времени, чем с родителями. Неужели не интересно поговорить с этими людьми? Обсудить что-то (а это всегда есть)? ПРосто наладить человеческий контакт что ли и не держать по умолчанию за идиотов, потому что тогда возникает вопрос, а зачем детей в такое место отдавать...

Ну да ладно.
ПОтому что я согласна с вами, родительское собрание - ржачное место. Но если я себе позволю ржать над мамой с последней парты в розовых бриджах на 56 размер, я не смогу адекватно общаться с ее дочерью.
И очень смешно слушать, как папа рассказывает о том, какая у него скромная девочка, а ты знаешь, что девочка переодевается в туалете, и даже школьная форма у нее такая, что...гм. И в качестве закладок использует картинки эротиццкого содержания...
Но, поскольку взаимное уважение - это наше все, ржать не буду, да.
Лучше спрошу, кто будет выковыривать жвачки, прилепленные к мебели. Сами дети, родители или уборщице заплатят...

Прошу прощения за опечатки, нет времени исправлять.
2007-03-22, ТТ
Ребенок не может спросить! Потому что запрещено.....Запрещено все, что не разрешено учительницей (директором)!
Хорошо подготовленным детям снижают оценки за беглое чтение, потому что отстающие не успевают следить за текстом - цель не обучить отстающих и подтянуть их, а опустить всех до уровня, устраивающего учительницу - дабы она не напрягалась, а то чуть что, у нее отговорка - "ох, как будто за 3 урока тонну угля перекидала".
Про форму - я в принципе не против, видела на примере класса, когда учился старший, в чем девицы могли заявиться в школу - формы не было. Но форма должна быть демократичной - под пиджак белый (светлый) верх ... Но почему обязательно надо ходить с галстуком? Почему нельзя светлые водолазки? Насколько мне известно, Президент страны тоже должен соблюдать определенный дресс-код (имидж страны), но ему позволительно носить водолазки и поло, а детям нет? А у нас каждое утро борьба со рвотой (простите!) - ребенок совершенно не выносит давления на горло. Только не надо говорить, что я слишком туго галстук затягиваю, а то здесь очень любят давать подобные советы! Просто у него близко рвотный рефлекс, он с младенчества научился докторам горло показывать до самого желудка, лишь бы ему в рот ничего не пихали. А за водолазки его при всех ругают! Типа мама не может себе позволить галстук купить! Он учительнице говорит, что у него 4 разных галстука и 2 бабочки, но его тошнит. А она ему - тошнись дома, а здесь нужно ходить в галстуке! Это нормально? И кстати, формой допускается только черный галстук, и когда я попыталась возразить, что во всем мире черный галстук надевают только во время траурных мероприятий, мне сказали "Ишь какая умная-образованная выискалась!"
В общем почитала я всю эту дискуссию.... сразу видно, где и какие посты пишут люди от так сказать образования.... Мое определенное мнение, что учителя начальных классов, про среднюю и старшую школу вообще не говорю, должны иметь как минимум высшее образование, а не урюпинское училище для воспитателей детсадов младшей группы. Нелепо получается, что детей образованных родителей, ставящих определенные цели для детей, пытаются учить люди, не имеющие элементарного образования и воспитания, но при этом претендующие на руководящую и направляющую роль в жизни чужих детей.
И еще, все-таки при формировании классов необходимо учитывать уровень родителей.... ну не может ребенок образованных интеллегентных родителей находится в одном социуме с детьми наркоманов - пьяниц и прочих асоциальных элементов. Норма жизни, стиль поведения другие! ИМХО!
2007-03-27, не хочу
Я вот перечитала всё обсуждение... Имхо - школа слишком много на себя берёт. Она и образовывает, и воспитывает - и трудовое, и нравственное воспитание, и этика. Ну, и в итоге - не справляется ни с чем, ничего толком не делает - ни образовывает, ни воспитывает. Когда мои дети учились, у меня было одно желание - чтобы их ТОЛЬКО УЧИЛИ! Оставьте воспитание РОДИТЕЛЯМ! Да, из кого-то вырастет быдло, но оно и так вырастет, вне зависимости от усилий или бессилия педагогов.
Дальше. Про уважение к старшим и педагогическую этику. Я, конечно, неправильная мама, но я учу своих детей думать своей головой, учу, что дурость человеческая - это понятие вневозрастное, что подлость в человеке, бывает, растёт вместе с возрастом и положением - чем старше и чем выше положение занимает - тем подлее. Я ни в коем разе не говорю, что все такие, но что такие тоже бывают - да, бывают. И учителя тоже. Вам разве не попадались?
Про педагогическую этику. У нас в 9-10 классе классная руководительница была... как бы это сформулировать... Она на учёте стояла в психоневрологическом диспанесере. Она не наркоманка, не алкоголичка была, просто психбольная. И все учителя об этом знали. И все молчали - а как же, этика! И психически больной человек имел власть (пусть ограниченную рамками школы, но всё же!) - над 36 учениками. К счастью, мы были уже достаточно взрослыми, и могли оценивать адекватно и себя и исходящую от неё опасность. Но паре человек она всё-таки жизнь поломала.
Теперь про эстетику. Не стоит думать, что дети слепые и не видят, в чём учителя ходят. У нас одна дама под белую гипюровую блузку ухитрялась одевать красный лифчик. Другая всей обуви предпочитала огромные шпильки, хотя и ноги кривые и на каблуках хдить не умела. Ещё одна классная дама всегда ходила в шерстяном костюме, даже в майскую жару. Запах пота не под силу было замаскировать никаким духам. Опять же, как такие дамы могли читать какие-то лекции по этике и эстетике - мне был непонятно в мои школьные годы, непонятно и сейчас.
Как говаривал ещё Козьма Прутков: "Нельзя объять необъятное". Школа должна образовывать, а родители - воспитывать.
О родителях. Мои на собрания ходили исправно, ни одного не пропустили, но никогда за меня не заступались. И я, ещё будучи девчонкой, решила, что своих детей на откуп нашей воспитательно-образовательной системе не отдам. И, вообщем-то, успешно с этим справилась.
2009-01-28, Энда
На собрания по идее ходят, чтоб узнать как там ребенок учится, чтоб организовать чего-то, но это в идеале. В реале большинство ходит - деньги сдать. И это тоже неплохо. Но мне вот приходится сталкиваться с тем, что родители после собрания выходят полностью отупевшие. Спросить что -либо боятся, а после собрания наччинается... После этой статьи поняла - ведь действительно большинство учителя боятся и чувствует себя школьниками перед ней. Я себя никогда так не чувствовала( возможно с этим и связаны мои проблемы, темы подобные той, что я завела чуть ниже, завожу периодически).
А цирк из собрания устраивает сам учитель. Вот вводили у нас форму в прошлом году - на собраниях скандалы, родителям администрация вешает лапшу. Я, в принципе, не против формы. У меня у старшего в школе форма, но так в ней хоть ходить можно, в школе у второго основное желание сэкономить - в результате предложена такая форма, что купить такое г рука не поднимается. Я на собрании задала только один вопрос - как будут контролировать ношение формы. Ответ супер - никак, вы родители и будете контролировать( особенно, очевидно, те, кто против формы в принципе). В результате форму ввели, но в ней 2/3 и не думают ходить, да еще издеваются над теми кто ходит - типа каждый день в одном и том же.
Другой вопрос - учитель начинает объяснять родителям, как решать примеры, оформлять тетради и т.д. Все пишут(прям как в статье), а у учителя в примере два вторых действия, напрвильно решенная задача и т.д. Все молчат, пишут. Кроме меня. Учитель, начинает оправдываться - конец дня, усталость - любит она меня после этого? Ответ ведь однозначен. Т.ч. спасибо автору, пожалуй действительно лучше молча посмеяться, пусть остальные пишут, раз нравится :)
2007-03-22, Кетчуп
Да, согласна с Вами, эти люди получают маленькую зарплату, да, по каким-то причинам в нашей стране работникам финансовой сферы и т.д. платят больше, чем учителям - врачам, но я НЕ ПОНИМАЮ, кто дал право этим "учителям-педагогам" разговаривать со мной и моим ребенком в оскорбительно-уничижительном тоне, только потому что я выше их стою на социальной лестнице (хотя учителя испокон века считались в России интеллигенцией и были уважаемы), получаю бОльшую зарплату, говорю на 4 иностранных языках, а ребенок в неполные 8 лет на 2 (билингв по рождению)! И на всякий случай, у нашей "училки" рабочий день с 7:30 до 12 максимум - после 12 ее в школе нет! А у меня с 9 до официально 19, а там как получится, и мне почему-то ни разу не пришло в голову сказать шефу, что я от его заданий "устала так, как будто 3 тонны угля перекидала" (см. выше). Наверное, все-таки еще и дело в отношении к своей работе и обязанностям! А то, что по вине учителя и медсестры, мой ребенок болеет уже 2 месяца пневмонией в очень тяжелой форме, это как? Просто больному ребенку взяли и сделали БЦЖ, не предупредив меня. И несмотря на то, что я написала официальный отказ от прививок. Какое это отношение к обязанностям? И вот тут, на училкино несчастье, я узнала совершенно случайно, что мой ребенок, оказывается не такой как все! Просто у него ДР 1 апреля, хотели ему детский праздник организовать для одноклассников, а он не хочет! И конфеты в класс нести не хочет! А все потому, что его не любят! Не любят за то, что у него папа немец! А всю эту непрязнь и травлю организовала училка! Жаль, я поздно про это узнала! Но мало ей не покажется в любом случае! И вот почему я должна жалеть этих несчастных мало получающих учителей?
2007-03-28, не хочу
Прочитала и статью, и обсуждения. Обсуждать форму и внешний вид учителя мне неинтересно. Но вот поведение родителей некоторых на собраниях очень даже странным (на мой взгляд) бывает.
Если школа какая-то особенная (гимназия, спец.), то родители до того рады бывают, что попали туда... боятся слово сказать.
Пример1. Обсуждается на собрании вопрос перевода на 2 смену. Все знают, что детям это не на пользу (из-за негативного влияния 2 смены на здоровье в первую очередь). Но часть родителей ведет себя в стиле "надо, так надо".
Пример2. Учитель тактично просит родителей поговорить с детьми дома на тему, что в туалет лучше ходить на перемене. В противном случае дети по цепочке один за другим тянутся в туалет во время урока (уточню, учитель детей за это не ругает, всегда разрешает). И вот находятся родители, которые советуют учителю "не отпускать детей в туалет во время урока".
Вот откуда этот страх не угодить школе...
Я сама мама дисциплинированная:-) не пропустила ни одного собрания, каждый раз боюсь пропустить что-то важное (добавлю еще, что права в школе не качаю:)). Но обычно это сбор денег + просмотр тетрадей с контрольными работами + какие-то планы по экскурсиям (в 1классе собрания более информативные, требования к детям, к оформлениям, правила школьные рассказывают).
ИМХО, собрание полезно, как возможность всем заинтересованным родителям встретиться в одном месте, чтобы придумать подарки на праздники, экскурсии, вариант проведения праздника по поводу выпуска из начальной школы и проч.
А для обсуждения с учителями проблем ребенка уместнее личная встреча с учителем.
2007-03-27, Мнение
забудьте навсегда те времена,где над разработкой шк.формы НИИ трудились,ГоСТы и п.т. составлялись,техногии выдерживались - нанче всепо-другому. Купить форму при всем обилии выюора - оч.трудно. Отеч.предприятия шьют по старым лекалам и многим детям костюм целиком может и не подходить (нормально пиджак, брюки коротки\велики и т.п. далее.В низкой и высокой ценовых категориях "разбивать" костюм можно. Но это либо п\э дешевый,либо дорогие ткани (в дорогих костюмах)- костюмчик, на минуточку!,обходится более 200 унотов. А в ДМ и того дороже. В средней ценовой категории - ИМХО до 2,5 т.р. - в составе всего 30 % шерсти мах,преобладает синтетика.Мы носим именно такие.Покупаем каждый год,ибо ровно ч\з четверть он теряет всякий вид.А брюки так вообще можно после 2-х четвертей на помойку нести.
Опять же ИМХО - не форма дисциплинирует - а грамотно организованный учебный процесс. Лично меня не напрягают колечки в пузиках,джинсы на бедрах и т.п. - это не показатель наличия или отсутствия мозгов. Естесстно, кроме тех случаев когда речь идет о здоровье (голубенькие пузики подрощенных девицв мороз). Можно конечно идти по пути наименьшего сопротивления - давайт е всех оденем в форму - чтоб не травмировать учителей, привнести фантом соц.равенства. Как в советской школе. Но давайте пусть и школа бедет соотвествовать тому уровню! Или слабо опять всеобуч ввести? И нести ответственно не "по зарплате"?
ИМХО,конечно,но уровень преподавания сейчас и тогда - просто несравнимые вещи. И вот побейте меня тапками или докажите,что тогда учительская з\пл была высокая.
2007-03-23, madamSnork
Поделитесь:

22.03.2007
Обновлено 24.06.2014
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Родители и дети – полное доверие! Как? 10 практических советов
Родители и дети – полное доверие! Как? 10 практических советов
От дошкольника до подростка: просите ребенка о помощи, слушайте и читайте между строк
Как я провел лето: сочинение многодетной мамы
Как я провел лето: сочинение многодетной мамы
Работа в летнем лагере и дымовуха на бабушкиной кухне
Питер глазами мальчишек
Питер глазами мальчишек
С высоты роста 8-летнего мальчишки Питер кажется другим…
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!