Содержание:

Выпускные экзамены в рамках ЕГЭ 2016 еще не завершены, вступительная кампания в вузы также в самом разгаре, а истории о «заваленном» испытании и разрушенных мечтах просто разрывают интернет. Мы попросили педагогов, имеющих большой опыт работы в школах и вузах, прокомментировать ситуацию. Можно ли уменьшить стресс в процесс ЕГЭ и как быть, если выпускник не набрал минимальных баллов, необходимых для того или иного вуза?

Подготовка к ЕГЭ

Защитники и противники ЕГЭ продолжают приводить свои аргументы и рассказывать «случаи из жизни». Вчерашние школьники и их родители жалуются на усложнение экзаменов, включение в тесты новых видов заданий, которые «не проходили», в целом — на неэффективность и шаблонность единого экзамена, результаты которого не могут свидетельствовать о способностях и реальном интеллектуальном уровне выпускников.

Защитники действующей системы образования предлагают искать корень проблемы в неправильной подготовке и недостаточном уровне знаний самих учащихся, а многочисленные эксперты стараются разобраться в ситуации, ведь в следующем году история повторится.

Почему ежегодно вокруг ЕГЭ разворачиваются такие скандалы? Что делать школьникам, которым испытание предстоит в следующем году? Как вести себя родителям, чтобы помочь своим детям добиться высоких результатов, не истратив в процессе подготовки к ЕГЭ весь жизненный запас энергии и львиную часть семейного бюджета?

К содержанию

Важны знания, а не корочка конкретного вуза

Галина Смаль, учитель русского языка, репетитор

Галина СмальРугать ЕГЭ, сетовать на несовершенство существующей системы образования, искать виноватых в школе или семье — изначально тупиковая стратегия. Плохо сдать экзамен или, как говорят школьники «завалить» можно по разным причинам. Из опыта моих учеников (а я преподаю более 20 лет) могу сказать, что в подавляющем большинстве случаев причина кроется в эмоциональной, а не интеллектуальной нагрузке.

Выпускник не справляется со стрессом во время экзамена и делает ошибки в тех заданиях, которые еще совсем недавно решал без особых проблем. Ведь заметьте, никто не жалуется на экзамен, идя его сдавать без знаний и не готовясь предварительно. Нервные реакции возникают лишь тогда, когда ученик изматывал себя подготовкой, а результат не обрадовал.

В случае провала (если результат ЕГЭ окажется существенно ниже ожидаемого) стоит, в первую очередь, напомнить себе о том, что экзамен — это не вопрос жизни и смерти. Да, поступление в университет — важное событие, но нельзя воспринимать неудачи в фатальном ключе.

Чтобы предупредить ситуацию шока необходимо иметь несколько запасных вариантов. Об этом должны думать и ученики, и родители, и школьные учителя, и даже репетиторы. Конечно, школьник должен ориентироваться на поступление в конкретный вуз на конкретную специальность, но крайне редко бывает так, чтобы выбранная профессия могла быть получена в стенах одного единственного университета. Важно, чтобы молодой человек был ориентирован на получение профессии, а не на бренд, престиж вуза. Поэтому изначально стоит определить несколько вариантов, и если в одно учебное заведение набранных баллов ЕГЭ не хватит, в другое, вполне вероятно, с имеющимися результатами удастся поступить. На рынке труда востребованы специалисты с глубокими знаниями и актуальными навыками, а не с корочкой того или иного вуза.

К содержанию

Выбирая репетитора, полагайтесь на мнение ребенка

Наталья Берзина, преподаватель информатики и ИКТ, репетитор

Наталья БерзинаКогда мои ученики сдают ЕГЭ, я волнуюсь не меньше, чем их родители. Я вижу, каких усилий и переживаний современным детям стоят экзамены. Даже те, кого принято в молодежной среде называть «пофигистами», потом и кровью сражаются за право получить высшее образование.

Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сегодня информационные потоки крайне сложно фильтровать. Как правильно организовать подготовку к ЕГЭ? Если загуглить этот вопрос, то мы получим огромное количество ответов, советов, предложений от различных компаний, учебных центров и репетиторов. Неудивительно, что родители и дети часто впадают в панику, пытаясь выбрать из потока возможностей те, которые реально эффективны и сработают на результат.

Мой совет — не пытайтесь угнаться за пятьюдесятью зайцами, хватаясь за все предлагаемые варианты подготовки к ЕГЭ. Начинайте готовиться заранее (минимум за год) и тогда сможете распланировать время занятий таким образом, чтобы ученик мог нормально отдыхать, заниматься своими делами, а не только зубрить.

Выбирая репетитора, полагайтесь на мнение ребенка. Бывают ситуации, когда репетитор и ученик не могут найти контакт, но родители отказываются искать другого педагога. А ведь качество и глубина усваиваемых знаний во многом зависят от того, насколько комфортно ученику и учителю взаимодействовать. Такие эмоциональные нюансы часто игнорируются, ведь учеба — не развлечение, об удовольствии тут речь не идет. Но мой опыт доказывает, что и педагог больше сможет вложить в ученика, который ему симпатичен, и ученик лучше усвоит материал, общаясь с приятным ему преподавателем.

Если экзамен провален, это повод разобраться в причинах, но никак не отчаиваться. В моей практике был случай, когда ученик, который довольно длительное время занимался информатикой и математикой с репетиторами, мечтая связать свое будущее с работой в IT, совершенно непонятным образом провалил ЕГЭ по математике, не набрав и половину тех баллов, на которые рассчитывал.

Когда эмоции уступили место рациональному осмыслению причин случившегося, молодой человек пришел к выводу, что на момент экзамена он психологически просто сдался. Он вспоминал, что по нескольку раз перечитывал условие каждого задания и не мог понять суть. При этом никаких обмороков, трясущихся рук и головокружений не было. Выпускник просто перегорел.

Родители этого выпускника впоследствии признавались, что слишком давили. Каждый день парню твердили о том, что от ЕГЭ чуть ли не жизнь его зависит. При этом он шел на золотую медаль (т.е. не мог себе позволить игнорировать школьные уроки), профессионально занимался теннисом и ходил на курсы английского языка. Такая нагрузка и постоянное психологическое давление привели в итоге к провалу на экзамене.

Закончилась эта история все равно позитивно. Парень поступил в вуз (в этом году перешел на третий курс). Конечно, пришлось выбрать специальность «попроще», но это никак не скажется на будущей профессиональной деятельности, поскольку хорошие специалисты в IT-сфере сегодня востребованы и высокооплачиваемы как никогда.

К содержанию

Не ставьте перед ребенком невыполнимые задачи

Ольга Губарева, логопед, дефектолог, опыт работы 18 лет

Ольга ГубареваК ЕГЭ я не готовлю, поскольку специализируюсь на работе с дошкольниками (подготовка к школе), а также людьми различных возрастов, имеющими речевые проблемы. Однако могу сказать совершенно точно, что неправильно сформированное отношение ребенка к экзаменам и каким-либо испытаниям (результаты которых крайне важны), может привести к комплексам и даже неврозам, справиться с которыми не поможет даже высококлассный специалист.

Начинать подготовку к экзаменам нужно с трезвой оценки. Экзамен (ЕГЭ, ГИА или любой другой) — это стандартизированная, формализованная и вполне простая форма проверки знаний, полученных за период обучения в школе. Хорошо сдать экзамен — не подвиг, а норма.

Возможно, я ошибаюсь, но иногда складывается ощущение, что общественность, СМИ, семья формируют какую-то паническую атмосферу вокруг темы ЕГЭ. В интернете распространяются статьи, в которых обиженные на плохой экзамен дети и родители делятся своим печальным опытом, обсуждаются проблемы заданий «профиля» и «базы», несправедливо выгнанных из аудитории выпускников, коррупции, неравных возможностях и т.п. Безусловно, эти проблемные моменты необходимо обсуждать и изменять ситуацию к лучшему. Но представьте, как себя в такой информационной среде чувствует школьник, которому через несколько месяцев предстоит сдавать экзамены!

Родители должны стараться не гиперболизировать значимость экзаменов, давать установку на успех, но при этом не ставить перед ребенком невыполнимые задачи. В одном случае из ста (а может и гораздо реже) ученику необходимо сдать экзамен с результатом, близким к максимуму. Поэтому лучше всего изначально определить реальные цели, достижение которых не потребует нервных срывов.

К содержанию

Напуганному ребенку необходимо больше положительных эмоций

Алена Занина, репетитор английского и японского языков, опыт преподавания — 3 года

Алена ЗанинаЯ сама сдавала ЕГЭ, поэтому прекрасно понимаю, что чувствуют выпускники и родители. Это большой стресс, утомительная подготовка, постоянное самокопание, приступы паники и множество других переживаний.

Полностью удалить стресс из процесса подготовки к экзаменам нельзя. Да и вряд ли это нужно, ведь здоровые переживания помогают человеку в нужный момент собраться и выдать все, что знал и учил.

Готовиться необходимо, имея четкий план. У меня на двери висел огромный ватман с расписанием занятий. Там были и школьные уроки, и дополнительные занятия с репетитором, и самостоятельная работа. Я четко знала, когда и сколько должна готовиться, чтобы в последние недели перед экзаменами не падать в обмороки от морального истощения.

За месяц до экзаменов я бы советовала ученикам больше времени проводить на свежем воздухе: просто заставить себя оторваться от учебников, встать и пойти на прогулку. Очень полезно давать организму умеренные физические нагрузки, правильно питаться и пить много чистой воды. Организм должен быть здоров, тогда физические процессы не помешают интеллектуальным подвигам.

Мои ученики часто интересуются мои опытом, просят раскрыть им какие-то фишечки и секреты, которые помогут сдать экзамен. Первое время я очень ответственно подходила к таким беседам, говорила и о плохом, и о хорошем. Но сейчас начинаю понимать, что напуганному ребенку (а 17-18 лет — это еще не взрослый) необходимо больше позитивных эмоций. Все равно опыт у каждого свой. То, что сработало в одном случае, может навредить в другом. Поэтому родителям и педагогам советую быть более расслабленными, позитивными, относиться к экзаменам проще, вселяя таким образом уверенность в детей.