Содержание:

В книге «Я просто мама» психолог и мама пяти детей Лариса Суркова рассказывает историю своего третьего ребенка, сына Степана. Когда мальчику было два года, выяснилось, что у него задержка развития речи. Еще спустя время была найдена и причина общего недоразвития речи (ОНР) — стремительные роды. Возможно, картина родов, описание проблем с речью ребенка и советы по коррекции помогут родителям, которые столкнулись с подобными трудностями.

Ребенок с ОНР

Третья беременность была запланирована, хотя, если честно, решилась я на неё не сразу. Я знала заранее, что третьим ребёнком будет мальчик. Но я видела себя только мамой дочек! Да, вот такая я странная. Поэтому речь о беременности зашла только тогда, когда я захотела просто ребёнка, независимо от пола.

К содержанию

Стремительные роды

День 29 мая 2007 года начинался очень даже неплохо — я выспалась! Ночь была спокойной и безмятежной, да и с утра мне казалось, что впереди ждёт обычный размеренный день. Программа на телефоне показывала, что срок моей беременности — 37 недель, дата родов — между 20 и 26 июня.

Около 11 часов у меня начало потягивать спину... «Наверное, тренировочные схватки?» — подумала я. Эти ощущения не поддавались никакому контролю. Так продолжалось весь день. В четыре часа дня стало понятно, что от боли в спине уже не отмахнёшься, да и живот стал каменеть раз в десять минут.

Позвонила врачу, она велела: «Поезжай в роддом, пусть глянут, может, и не оно». Позвонила мужу. Пока разговаривала по телефону, схватки участились — раз в семь минут. Через час — раз в пять! Позвонила врачу, и она сказала, что, видимо, назад пути нет. Приехал муж, и мы рванули в роддом.

Мы приехали в ПМЦ из Митино в 19.40. Дежурный врач посмотрел меня на кушетке — раскрытие 2 см. Как же еще долго! Тут зашла моя врач, тоже посмотрела, говорит — 3 см (тогда мы решили, что это так — плюс-минус). Меня повели бриться-мыться-клизмиться. Мужу выделили шкафчик и спецодежду, он тоже пошёл переодеваться.

Мне было очень больно. Честно! Роды без эпидуралки я вообще не представляла и сразу сказала, чтобы анестезиолог был готов, потому что мне очень больно! Все посмотрели с иронией, говорят: «До раскрытия в 4 см делать анестезию нельзя».

Разогнуться я уже не могла. Поднялись в родблок. Допустили до анестезии. Анестезиолог что-то колдовал, постоянно спрашивая, больно ли мне от укольчиков, и хвалил, что уколов не боюсь!

Каких уколов? У меня была одна сплошная, непрекращающаяся боль! Я на это не рассчитывала! Я хотела кричать, но думала о том, что люди скажут — всё же третьи роды. В какой-то момент я перестала толком видеть из-за быстро нарастающей боли: одна темнота вокруг. Конечно, теперь я знаю, что это связано со скоростью нарастания схваток.

Тут я поняла, что меня тужит, врач сказал: «Не может быть!». Подошёл ко мне, велел раскрыться (так как поза для эпидуралки — закрытая), и я услышала неожиданное: «Голова». Потом: «Набирай воздух!» Как? Я не могла понять разницу между «вдох» и «выдох»! И тут всё!

В 20 часов 20 минут 29 мая 2007 года мой маленький Степашка появился на свет! Раскрытие от 2 см до полного за 40 минут! Без разрезов и разрывов! Волшебные цифры: 2500 г, 48 см, 9 балов по Апгар. Вот такой торопыжка мой сынок.

На мне точно сработала теория, что клетки плаценты от плода мужского пола, мигрируя, прикрепляются к сердцу матери. Я сходила с ума по этому мальчику ещё до его рождения. И вот Степа родился и задал нам жару!

Потом я часто говорила, что если бы он был первым ребёнком, то оказался бы и последним. Круглые сутки он был у меня на руках, постоянно требовал грудь... Одним словом, «мамин мальчик».

К содержанию

Ребенок начал говорить — и перестал

Рассказ про нашу борьбу за речь Стёпы я разделю на несколько частей. На мой взгляд, любые детали важны для мам, которые пойдут по нашему пути. Как всегда, хочу напомнить, что это лишь мой опыт. Не надо искать похожие симптомы у своих детей, но лучше перестраховаться, чем не увидеть важного.

Стёпа развивался нормально, у него не было никаких отклонений. В год он говорил «мама», «папа», «баба», были и звукоподражания — «гав», «мяу» и так далее. Но в год и четыре месяца все это неожиданно куда-то пропало.

Причина была неясна: он не переносил ни болезней, ни тяжёлых стрессов. Наша ошибка была в том, что мы не обратили на это внимания, хотя если любая речь и звукоподражание пропадает после того, как они уже появились в жизни ребёнка, — это первый тревожный симптом.

Второй — сын не выносил рифму. Никакую! Песни и стихи раздражали его и вызывали крик. Позже нам объяснили, что это происходило из-за того, что он воспринимал речь с отставанием в долю секунды. То есть сын с опозданием слышал, не понимал сути услышанного, и это его злило.

Причины задержки речи у ребенка

К содержанию

Общее недоразвитие речи: преодоление и причины

Когда Стёпе было два года, мы впервые услышали диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР), но (что было самым главным) «с сохранённым интеллектом». Мы прошли бессчётное количество врачей, но ничего не происходило. Только спустя время я узнала, что лекарства при этом расстройстве не помогают.

От стимуляции током мы отказались сразу (по мнению моих коллег-психофизиологов, воздействие тока на головной мозг часто «будит» спящие всю жизнь болезни, например, эпилепсию). Мы полностью отказались от мультиков — вокруг Степы должна была звучать только живая человеческая речь.

Одновременно мы постарались не породить в ребёнке комплексы. Очень важно, чтобы он мог быть в обществе и не ощущать себя ущербным.

К двум с половиной годам у Степы появилось пять-шесть звуков. Время шло, но все методы борьбы за речь Стёпы не давали результатов: витамины, стимуляторы мозговой активности, остеопатия, массажи, иппотерапия, логопедический детский сад (он сделал только хуже)...

Очередной доктор сказал нам: «Это родовая травма из-за стремительных родов. Он слышит с отставанием и дольше „переваривает“ информацию. За вами ему не успеть. Ему нужен логопед, который будет правильно в нужном темпе с ним говорить пять-шесть раз в неделю. Ему нужная живая речь. Говорите постоянно, без гаджетов и мультиков. Сами! Назначаю ему Магне В6, а вам — валерьянку».

Стёпе было уже четыре года, а говорил он всего три слова на «своём» языке. Несмотря на финансовые сложности, мы нашли няню-логопеда с проживанием (найти такого специалиста в регионах было гораздо дешевле). Она говорила со Стёпой пять дней в неделю по девять часов. В пять лет он говорил уже всё, начал читать...

Нашей самой большой заслугой я считаю то, что мы верили в Стёпу. Он спокойно общался со сверстниками — никто не шутил и не смеялся. Мы таскали его по театрам, музеям (врач велел давать ему поводы для эмоций). Никто его не ругал... Ночами я могла выть в подушку, теряя надежду. Но каждое утро брала себя в руки. Вера родителей — это очень много!

Сейчас для детей с такими проблемами есть много групп развития речи. В них работают логопеды. И всем, кто идёт по нашему пути, уже проще.

Сейчас Стёпе восемь лет, он заканчивает второй класс, учится на «5» и «4». И он — среди тех восьми детей в классе, кому не требуется логопед. Так что верьте в своих детей!

К содержанию

Если ребенок не говорит. Как помочь ребенку с ОНР

Вот мои выводы — они могут оказаться полезными тем, кто тоже столкнулся с речевыми проблемами у ребёнка.

  • Быть может, Эйнштейн и молчал до пяти лет... Но в 99 случаях из 100, если вашему ребёнку больше трех лет и он говорит менее двадцати слов, у него, скорее всего, проблемы с развитием речи.
  • Общее недоразвитие речи не пройдёт само.
  • Я считаю, что лекарственная терапия должна быть индивидуально подобрана! Стандартные схемы неврологов мало кому подходят.
  • Социум не всегда помогает развитию речи. Особенность деток с ОНР — они чуть иначе слышат. Детский сад может внести в их жизнь только раздражение. Разумно устроить ребёнка в мини-группу, где вместо воспитателя — хороший логопед. Если вам повезло с логопедическим садом — это замечательно.
  • Лучше сада — ежедневная, пять раз в неделю, по два-три часа работа с логопедом.
  • Используйте спорт, рисование, лепку — всё то, что стимулирует мозг.
  • Самое важное — ребёнок должен ощущать себя уверенно! Речь наладится, а вот комплексы из детства убирать очень сложно. Не лишайте его живого общения, детских площадок. Поддерживайте уровень его самооценки! Малыш не должен ощущать себя ущербным.
  • Не надо мучить его книжками! Многие дети с ОНР тяжело воспринимают чтение вслух, особенно рифмы. Из-за особенностей развития такие тексты им сложно понять. Лучше много говорите, используйте кукольный театр.
  • Сведите развлечения с помощью мультфильмов и гаджетов к нулю! Это было нашей ошибкой, и я уверена, что это тормозило Степана.
  • Нагружайте ребёнка эмоциями! Поездки, театр, музыка — всё то, что ему понравится.