Содержание:

Главная трудность, с которой сталкиваются дети в начальной школе — обучение чтению и письму. Надо читать быстро и понимать прочитанное, писать — не только аккуратно и разборчиво, но и грамотно. Когда успешный в остальном ребенок не всегда воспринимает объяснение учителя и с трудом делает письменные работы, часто говорят о дислексии. Что это такое? И как помочь детям с дислексией все-таки освоить школьную программу?

Ребенок с дислексией

К содержанию

Дислексия: что это такое?

  • Дислексия — это не задержка развития.
  • Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия — это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
  • Дислексия — это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
  • Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость. Это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности.

Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии.

  • Дислексики способны влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
  • Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
  • Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека.
  • Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
  • Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
  • Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.
  • Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.

Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни кто-либо еще в «обычной» системе школьного образования не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные способности.

Среди дислексиков немало тех, кто, преодолев трудности своего состояния, вырос в блестящую личность, нередко меняющую мир к лучшему. Стивен Спилберг, Уолт Дисней, Стив Джобс, Пабло Пикассо — все эти гении страдали дислексией. Разве такое придет в голову кому-то из ваших учеников?

К содержанию

Есть ли у ребенка дислексия?

Давайте договоримся, что дислексия — это специфическая особенность обучения. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников — пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, — скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода.

Подумайте, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений:

  • Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
  • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка, живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
  • Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
  • Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость.
  • Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики).
  • Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
  • Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
  • К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.
Около 10% населения Великобритании страдают дислексией, из них 4% — в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия! Многие, в том числе преподаватели, толком не понимают, что такое дислексия, и не знают, как с ней работать. К тому же довольно часто эту особенность сразу не разглядеть, а скрыть ее не составляет труда.

Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошкольников, учеников начальной и средней школы.

К содержанию

Признаки дислексии у дошкольника

  • Бывает рассеян.
  • Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.
  • Задержка в развитии речи.
  • Не всегда вовремя хлопает в ладоши.
  • С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.
  • Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.
  • Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.
  • Часто надевает обувь не на ту ногу и в целом медленно одевается.

К содержанию

Как узнать ребенка с дислексией в начальной школе

  • Вечно возится со шнурками (попробуйте обувь на липучках!).
  • Не дружит с оперативной памятью.
  • Письменные работы бывают очень неаккуратны, и если с этим не разобраться на начальных стадиях, может развиться дисграфия.
  • Путает некоторые буквы (например, «З» и «Э», «Р» и «Ь»), что приводит к необычному написанию и произнесению слов.
  • Плохо читает (хотя это свойственно не всем дислексикам). Наиболее характерно — читает сбивчиво, вымученно, пропускает строки или повторяет одну и ту же фразу, мучается с многосложными словами и не понимает, что прочитал.

К содержанию

Средняя школа и признаки дислексии

Дислексиков в средней школе преследуют те же трудности, что и в начальной, но вдобавок они часто путают даты, время и место. Среди новых специфических признаков следующие.

  • С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.
  • Низкая самооценка.
  • Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.
  • Регулярно забывает дома учебники, путает расписание и очень из-за этого переживает.

Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов.

К содержанию

Как объяснять новый материал детям с дислексией

Попробуйте применить в работе следующие принципы.

  • Всегда объясняйте материал несколькими способами, при необходимости повторяйте сказанное.
  • Старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств, — тогда дислексики с большей вероятностью усвоят и запомнят.
  • Дайте им «переварить» услышанное — объясняйте четко и медленно, пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
  • Пишите крупно, разборчиво, с хорошими интервалами между словами и буквами. Если вы ставите детям оценки за почерк, ваш тоже должен хорошо читаться.
  • Возможно, стоит разделить доску на несколько тематических секций разного цвета: дислексики будут знать, где что искать.
  • Давайте детям побольше времени, чтобы они успевали прочесть то, что написано на доске, показано на экране проектора, телевизора и пр. Или разрешите им фотографировать то, что вы показываете, ведь мы живем и учимся в цифровую эпоху.
  • Не просите дислексиков запоминать большой объем информации за короткий отрезок времени.

Дислексия - что это такое

К содержанию

Как проверять знания ребенка с дислексией

  • Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам.
  • Никогда не оставляйте ребенка-дислексика на перемене переписывать или доделывать письменную работу.
  • Не ожидайте, что их письменные работы будут на том же уровне, что у других учеников.
  • Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят.
  • По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
  • Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
  • Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
  • Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4:1.

К содержанию

Какая помощь учителя нужна детям с дислексией

Вот что отвечают дети-дислексики, когда их спрашиваешь, чем помочь с учебой:

  • Говорите медленно, четко и просто.
  • Давайте нам больше времени на выполнение письменных работ.
  • Подробно объясняйте задания и потом проверяйте, всё ли мы поняли.
  • Помогайте нам с правописанием — скажем, давайте правильный вариант на полях.
  • Слушайте нас повнимательнее, когда мы отвечаем устно.
  • Давайте нам распечатки конспектов уроков или их фотографии на цифровом устройстве.
  • Аккуратно проверяйте наши работы, чтобы мы могли разобрать ваш почерк.
  • Используйте для этого темные цвета и давайте четкие полезные комментарии.
  • Пожалуйста, не кричите на нас, если мы что-то забыли.
  • Пожалуйста, будьте к нам терпеливы.