Содержание:

Началось лето, и это значит, что у вас появилась прекрасная возможность познакомить ребенка с новым неизвестным ему миром, отличным от изученного "вдоль и поперек" пространства квартиры и детской площадки. Для того чтобы осуществить это знакомство, постарайтесь провести летние месяцы на даче или в деревне. И, подводя итоги в начале осени, вы поймете, как изменился, повзрослел и окреп ваш "городской" малыш!

Что встречает малыша на даче? Естественные препятствия, которые необходимо преодолевать. Для многих детей тропинка от дома до калитки становится настоящим "тренажером", так как не имеет ничего общего с привычным гладким паркетом. Передвижения но неровной земле требуют совсем другой координации движений и чувства равновесия, а ступеньки и перила, пеньки и бревна в лесу успешно заменят собой гимнастические снаряды.

Вам не нужно придумывать развлечения специально - повседневная жизнь на природе и в загородном доме поставит перед ребенком массу интересных и полезных задач и головоломок. Главное - позволить ему самому справляться с возникающими трудностями. Однако, если малыш зовет вас, вы должны подойти, чтобы помочь ему преодолеть препятствие, но не сделать это за пего. Малышу достаточно почувствовать вашу поддержку, опереться на вашу руку - ему станет гораздо спокойнее, поскольку в вашей руке он уверен гораздо больше, чем в своей.

К содержанию

Вода, лужи, песок...

Хорошо, если на даче у малыша будет возможность возиться с водой и песком тогда, когда ему этого захочется. Кроме полученного удовольствия, это занятие поможет ребенку расслабиться, что особенно важно для активных и энергичных детей. Родителям же (мамам, бабушкам...) нужно постараться забыть слово "грязно". Ведь желание повозиться "в грязи" присуще всем детям, причем измазаться они стремятся с ног до головы. Это очень здоровое стремление, поскольку такая возня помогает снять напряжение (малыш это подсознательно чувствует) и. главное, формирует здоровое отношение к своему телу. Разрисовывая себя грязью или краской и смывая их, малыш лучше узнает свое тело: как оно устроено, что чувствует, что ему (телу) приятно, а что - нет. Кроме того, такие игры предотвращают возникновение любых комплексов, связанных с собственным телом, делают малыша свободнее и учат его тому, что он - есть и другие люди его видят.

Ваши опасения, что это занятие помешает малышу вырасти чистоплотным, напрасны. Достаточно сделать две вещи. Во-первых, объясните малышу, что есть ситуации, когда можно и возиться "хоть по самые уши", но частенько бывает важно оставаться чистым и нарядным, например, когда нужно идти в гости. Во-вторых, помогите ребенку оказаться чистым, когда он того захочет. Наигравшись вдоволь он с удовольствием наденет сухую, пахнущую чистотой рубашку.

К содержанию

Огонь, высокий забор…

Открытый огонь вызывает массу неудобств, поскольку детям очень хочется познать эту стихию, а взрослые очень боятся, что это знакомство состоится. Вам не удастся убедить малыша, что огонь - это неинтересно, если вы будете запрещать ребенку даже приближаться к нему, он все равно познакомится с ним, но уже без вас.

Лучше принять участие в этом знакомстве. И вам, и ребенку будет спокойнее, если вы научите его правилам безопасности и способам тушения огня. Договоритесь с малышом, что возиться с огнем он будет только в вашем присутствии. Объясните с высоты своего опыта, что главная опасность огня заключается не в ожогах (обжечься проще у плиты), а в том, что над ним очень легко потерять контроль. Можете показать в безопасной обстановке, как моментально вспыхивает и сгорает, например, лист бумаги. У всех людей, в том числе и маленьких, есть природный страх перед огнем. Но у людей, в отличие от животных, есть власть над ним. Постигая науку обращения с огнем, малыш делает первый шаг на пути освоения стихий окружающего мира. И как древнему человеку власть над природными явлениями давала ощущение уверенности и безопасности, так и малышу она дает осознание того, что он - маленький хозяин большого мира.

Почему-то все дети время от времени стремятся забраться куда-нибудь повыше. Лучший способ обеспечить себе спокойную (а малышу интересную) жизнь - обучить его технике безопасности. Нет ничего плохого в том, что вы посоветуете маленькому древолазу ставить ноги на ветви как можно ближе к стволу и не забывать о том, что когда-нибудь придется спускаться... Если у вас есть возможность - попробуйте вместе подняться на крышу. Малыш станет больше вам доверять, узнав, что и взрослым совсем не чуждо желание взглянуть па мир с непривычной высоты и почувствовать небо над самой головой.

К содержанию

Если до игр дойдут руки

Предложите малышу поиграть с мячом. Он, конечно, не умеет пока играть ни в "картошку", ни в футбол. Пусть учится бросать и катать мяч, что совсем не просто, но вместе с вами интересно, а значит, возможно. Будьте терпеливы: научиться обращаться с мячом "на ты" - процесс весьма длительный и сложный.

Езде на велосипеде обычно учатся так же, как говорить и ходить. И это значит, что должен быть кто-то, кто может этому научить. Не думайте, что достаточно посадить малыша на велосипед, и у него сразу все получится. Вначале ребенок даже не понимает, что, для того чтобы велосипед поехал, нужно сначала оттолкнуться, потом нажать на педали и при этом еще крепко держать руль! Цель родителей - научить малыша садиться на велосипед и слезать с него, показать, как обращаться с разными препятствиями (корнями деревьев, песком, лужами) и тормозить. Наберитесь терпения и помните, что любой физический навык формируется скачкообразно: не получается, не получается, а как-то утром сел - и сразу поехал!

К содержанию

Мальчики и девочки

Именно оказавшись на даче, многие девочки начинают шокировать родителей "мальчишескими" замашками. Между тем в умелом обращении с игрушечными ружьями нет ничего такого, что бы угрожало женственности, поскольку женственность - это не сумма внешних проявлений, а внутреннее принятие своего пола, радость от ощущения того, что "я - девочка и будущая женщина". Родителям не стоит заострять на этом внимание и каждое свое замечание начинать или заканчивать словами: "Ты же девочка!" Так вы рискуете "напугать" малышку, которая решит, что быть женщиной скучно и неинтересно.

Однако вы всегда можете научить мальчиков и девочек тому, что им стоит уметь и знать. Различия занятий мужчин и женщин на природе выражены сильнее, так как здесь есть много работы, которая требует приложения мужской силы. Конечно, обучение пройдет легче, если ничем не будет напоминать трудовую повинность, а останется интересным времяпрепровождением, в котором можно принять участие вместе с родителями, получать от этого удовольствие и осознать собственный вклад в общее дело.

Как оседлать велосипед?

  • До 2 лет: пока малыш еще недостаточно вырос и не может дотянуться до педалей, ему больше подойдет устойчивый грузовик с шестью колесами.
  • К 3 годам: сначала ребенок должен научиться ходить и бегать, и только потом ему можно предложить велосипед (лучше начать с трехколесного).
  • 3/5 года: в этом возрасте малышу стоит попробовать покататься на велосипеде с маленькими колесами по бокам.
  • 4 года: у некоторых четырехлетних детей получается ездить на велосипеде без дополнительной страховки. Другие достигают этого уровня к пяти-семи годам. Но обычно на двухколесном велосипеде быстрее учатся кататься "деревенские", а не "городские" дети.

Правила поведения

  • Обычно родители учат детей тому. что умеют сами. Постарайтесь вспомнить или разузнать у старшего поколения правила интересных игр, которые пока еще не "канули в Лету", но рискуют сделать это из-за отсутствия интереса к ним.
  • Обучая ребенка чему-то новому, создавайте безопасную и удобную обстановку. Так, на велосипеде проще научиться кататься на ровной площадке, а плавать - там, где в любой момент можно встать ногами на дно. После того как малыш упал в крапиву, его будет трудно снова усадить на велосипед, а непонятно откуда налетевшая волна может надолго отбить охоту к купанию.
  • На торопите малыша делать то, к чему он еще не готов, И, конечно, не стыдите его за то, что он чего-то боится. Страх - нормальное человеческое чувство, и волнение перед чем-то новым (велосипедом, большими качелями) может оказаться очень сильным. Дайте крохе время справиться со своими переживаниями, подождите, пока желание и интерес возьмут верх над природной осторожностью.
  • Не принуждайте малыша к самостоятельности. Ребенок сам почувствует, что пришла пора оторваться от вашей руки. В то же время он должен быть уверен, что, когда она ему понадобится, он сможет сразу же за нее ухватиться. Самостоятельно решая, когда его отпустить, вы рискуете лишить маленького поддержки, которая ему очень нужна. И тогда ребенок больше будет занят проверкой вашей надежности, чем исследованием и развитием собственных возможностей. Так что позвольте ему самому решать, воспользоваться ли вашей помощью или руководствоваться собственными возможностями.
  • К сожалению, приходится согласиться с тем, что процесс обучения неизбежно сопровождается травмами. Дети на даче предоставлены самим себе гораздо чаще, чем в городе, и они должны твердо знать, как действовать, если что-то случилось, Но даже на ваших глазах ребенок может упасть, порезаться или подвернуть ногу. Запаситесь спокойствием, знаниями и... аптечкой.
  • И самое главное - не мешайте малышу получать удовольствие. Теплая пора, когда можно выскакивать на улицу прямо из постели и босиком бегать по лужам под дождем, к сожалению, коротка. Удовольствие от единения с природой помогает малышу получать удовольствие и от природного в себе, от своего тела и всех тех радостей, которые дает нам наше земное существование.

МАРИЯ АНДРЕЕВА, психолог-психотерапевт.

Статья из июньского номера журнала.