Содержание:

Поощряйте ребенка и помогайте ему в его первых изысканиях, и из него вырастет прирожденный исследователь, стремящийся проникнуть в природу вещей. увлекайте ребенка интересными занятиями, явлениями и предметами. Даже наблюдение за дождевым червем, который выползает на поверхность земли после дождя, вызовет интерес ребенка и разовьет его наблюдательность.

"Пойдем гулять?"

По большей части дети добровольно идут гулять при любой погоде. Проливной дождь и ураганный ветер останавливает не их, а их родителей. Чем ближе ребенок к самым разным проявлениям природы, тем самостоятельнее он мыслит, тем более разнообразные подходы находит. Ведь это так здорово: прыгать через ручьи, строить запруды и даже выдергивать сапог, застрявший в грязи.

"Как живет земляной червяк?"

Тот, кто изначально имеет позитивное восприятие природы, уже не теряет его в течение всей жизни. А ведь все начинается с листика, выловленного в ручье; с маленьких обитателей лужи, которых так интересно разглядывать; с красочной книги, где написано, кто как называется; с жуков и пауков, которых ребенок берет в руки.

"Фокус с горошками перца"

В стеклянную миску наливается вода и бросается несколько горошков перца. Они плавают спокойно, но стоит только вам опустить палец в воду, как изменится сила поверхностного натяжения воды, и "дрессированные" горошинки разбегутся к краям миски. Возможно, ребенок захочет продолжить опыт и посмотреть, что будет, если бросить маленькие бумажки или листья. (С четырех лет.)

"Волшебные картинки"

Займитесь с ребенком копированием. Это очень увлекательное дело. Положите лист бумаги, накройте его копиркой, сверху положите любую картинку. Пусть ребенок обведет ее. На листе появится "волшебная картинка". Для ребенка, у которого еще недостаточно хорошо развита моторика, это непростое занятие. Но оно дает большой простор для творчества, поскольку можно открывать для себя другие техники копирования, например методом продавливания. (С пяти лет.)

"Прекрасное благоухание"

Рецепт изготовления "детской парфюмерии" в домашних условиях выглядит так: собрать осыпавшиеся лепестки роз или жасмина, положить в вазочку утрамбовать и залить водой. Вкусно пахнущую воду перелить в другую посуду. Следите, чтобы ребенок не играл с ядовитыми растениями!

"Как путешествует Солнце?"

Воткните в песок обыкновенную палку и понаблюдайте вместе с ребенком, как в течение дня меняет свое направление тень. При помощи камней пометьте, куда падает тень от палки в десять часов, в одиннадцать... Возможно, этот эксперимент заинтересует юного исследователя. Тогда вы можете продолжить опыт и построите солнечные часы с минутами и секундами. Теперь самое время рассказать малышу как происходит смена дней, месяцев, лет. (С пяти лет.)

"Какой будет погода?"

Дома вы можете изготовить достаточно точный прибор для предсказания погоды. Для этого понадобится обычная сосновая шишка. Воткните шишку чешуйками вверх в кусочек пластилина. Под одну из чешуек засуньте соломинку. Если воздух сухой — чешуйки шишки окажутся плотно прижатыми друг к другу соответственно, соломинка будет направлена вверх. Это и будет знаком хорошей погоды. Если, наоборот, воздух влажный, чешуйки начнут приоткрываться, а соломинка — опускаться все ниже. (С пяти лет.)

"Насколько силен ветер?"

Для наблюдения за ветром можно изготовить из подручных материалов вертушку. Это приспособление позволит судить о том, каким был ветер вчера и каким он стал сегодня. (С пяти лет.)

"Дождик, дождь и дождище"

Атмосферные осадки тоже поддаются изучению. Достаточно взять посуду с плоским дном и укрепить на дне линейку. Сколько же воды (в сантиметрах) выпадет за час? (С пяти лет.)

"Звездное небо"

Ясное звездное небо располагает к разговору о далеких мирах, о Луне, о возможности жизни на других планетах. Обязательно покажите ребенку на небосклоне вашу любимую звезду, порисуйте вместе разные планеты. Как правило, подобные разговоры предваряют серьезные расспросы о вращении Земли вокруг Солнца; о странном "поведении" луны, которая делается то больше, то меньше; о том, что почему-то некоторые планеты имеют имена, а некоторые нет. А еще, возможно, придется показывать на глобусе, где расположен экватор. (С пяти лет.)

"Водица-вода"

Почти каждый ребенок необыкновенно охотно возится с водой: брызгается, пускает плавать утят или кораблики, роет пруды и возводит плотины. Тут нет предела фантазии, новые идеи будут возникать постоянно. А еще ведь можно построить от ручья каналы.

"Не спугните фантазию!"

Дети постоянно совершают открытия. Играя с кленовым листом, ребенок вдруг обнаруживает, что этот лист с прожилками похож на бабушкины руки. А другой малыш возьмет яблоко и задумается: вдруг это то самое, которым злая мачеха отравила девочку из сказки. Не отвлекайте таких фантазирующих детей своими разговорами. Такие фантазии и размышления для ребенка очень важны и интересны.

"Лесная тишина"

Многие дети настолько привыкли к постоянному фоновому шуму, что очень удивляются, попав в лес и не слыша других звуков, кроме пения птиц и шума листвы. А ведь это так важно: послушать звуки природы.

"Не разрушайте!"

День в детской комнате неизбежно заканчивается уборкой. Многие дети не понимают, почему они должны разбирать только что построенный замок из кубиков, ведь игра еще могла бы продолжиться завтра. Оптимальным вариантом в этой ситуации будет пойти ребенку навстречу. Лучше вместе уберите все после того, как игра закончится.

"Тихо!"

Постарайтесь иногда устраивать дома "заповедники тишины". Обязательно должно быть время, проведенное без телевизоров, телефонов, компьютеров; время, когда можно позаниматься в тишине чем-то своим.

"Моя сокровищница"

Многие дети очень охотно копят "сокровища". Ими могут стать, например, предметы, найденные в парке: камешки, веточки, растения. К разряду сокровищ могут быть отнесены и расписанные скорлупки или картонные стаканчики. Не выбрасывайте их! Они действительно очень важны для ребенка!

"Потерпите!"

Никто не хочет, чтобы ему мешали в то время, когда он стоит на пороге какого-то открытия. Когда малыш что-то мастерит, он горд от осознания, что сам до чего-то додумался. И тут приходите вы с вашими идеями по усовершенствованию. Не торопитесь, дайте ему воплотить в жизнь свою, а не вашу идею. (С пяти лет.)

"Сокровищница знаний"

Юные исследователи постоянно находят новый материал для своих исследований, причем игрушкам достаточно сложно справиться с этой ролью. Часто такую функцию выполняют самые неожиданные предметы, которые оказываются интереснее, чем самые лучшие игрушки.

"Ты этим пользуешься?"

Для маленьких детей подойдут самые простые вещи из разряда бытовых. Большой популярностью пользуется папина кисточка для бритья или мамина пластиковая чашка. А еще самые разные рекламные каталоги, которые можно листать в разные стороны, носки, которые можно натягивать не только на ноги, но и на руки, кепки и зонтики... (С двух лет.)

"Что ты строишь?"

Идеально, когда в одной комнате или на чердаке собрано огромное количество материала, из которого можно что-то смастерить: консервные банки и картон, деревянные дощечки и разнообразная бумага, соломинки для коктейлей, ершики для чистки курительных трубок, веревочки, скотч и еще самые разные предметы, которые могут понадобиться юным "мастерам", чтобы изготовить, например, небоскреб или кукольный домик, а может, даже космическую станцию. (С четырех лет.)

"Бумага и ножницы"

Вот настал момент, когда ребенок уже научился пользоваться детскими ножницами и начинает открывать для себя все новые вещи, которые можно изготовить при помощи бумаги, ножниц и клея. Буйный восторг вызывает тот факт, что из простой бумаги вдруг возникает маска или гирлянда. Самое главное при этом, чтобы занятие приносило радость малышу; чтобы он испытывал удовольствие от полученного результата. (С четырех лет.)

"А материал можно найти повсюду"

Дети воплощают свои идеи с невиданной изобретательностью, находя самое неожиданное применение вещам, которые нас окружают. Если не хватает места на столе, то, занимает все пространство пола, где надолго "поселяется" ящик с материалом для будущих поделок. В нем могут найтись самые неожиданные предметы: упаковки из-под яиц, катушка от туалетной бумаги, цветные бумажки, набор цветного картона, бутылочные пробки, карандаши, клей-карандаш, детские ножницы. Большинство детей будет в восторге от такого набора полезных материалов. С помощью всего этого можно построить все, что хочешь: от океанского лайнера до зоопарка. Здесь могут пригодиться и ваши подсказки.

"Всестороннее мировосприятие"

Слух, зрение, обоняние, осязание — это ключи к нашей деятельности. Если вы хотите сделать своему ребенку приятное, то понаблюдайте, что именно доставляет ему удовольствие, и подберите занятия, опираясь на свое открытие. Пускай во время игр будет как можно больше заданий такого типа.

"Громкий праздник"

Уже в самом раннем детстве малыш с восторгом производит шум, используя для этого все возможные предметы. В ход идут погремушки, связки ключей, крышки от кастрюль... Он как будто говорит: "Ура, я могу шуметь!". Если вы заметили, что подобным занятиям уделяется повышенное внимание, подключайтесь, попробуйте вместе устроить себе "громкий праздник". (С четырех месяцев.)

"Не хватит ли сладостей?"

Если бы малыш умел постоять за себя, возможно, он бы в ужасе сбежал от того обилия сладостей, которыми его пичкают родители: с основными блюдами, с пирогами, с компотом... Присмотритесь, пожалуйста, а вдруг у него другие вкусовые предпочтения! (С двух лет.)

"Собака — друг человека?"

Какое счастье написано на лице у ребенка, когда он гладит пса, а тот виляет хвостом и смотрит на него с любовью и преданностью. Но будьте осторожны! Старайтесь, чтобы кот или пес не напугали малыша. Выбирайте животных с мягким характером. (С двух лет.)

"Музыка — это несколько больше, чем просто песенка"

Абсолютно каждый человек обладает музыкальными способностями. Совсем не обязательно изучать ноты и учиться играть на музыкальных инструментах. Пение, танцы, умение хлопать в ладоши — вот проявление этих способностей. Дети очень любят бить в барабаны, выбирая свой собственный ритм, приплясывая под него. Они могут запоминать мелодии и узнавать их, слышать в музыке выражение радости, ярости и гнева... Музыка может их успокоить и, наоборот, возбудить. Если вы будете приучать ребенка к музыке в раннем детстве, возможно, он сам захочет петь в хоре или учиться играть на музыкальных инструментах. Музицирование очень тесно связно с развитием интеллекта. У музыкальных детей нет проблем с речью и математикой. Лучший возраст для начала занятия музыкой — за один год до школы.

К содержанию

Дайте детям поиграть!

Дети — создания энергичные. Ничто не дает им такой замечательной возможности показать свою ловкость и волю к победе, как игры, в которых есть элемент соревнования.

"По местам стоять!"

В этой игре принимают участие от двух и более человек. Игроки рассаживаются вокруг стола. Перед каждым игроком должна лежать горка орехов. Побеждает тот, кто быстрее сумеет сдуть свои орешки на противоположный край стола. Особенно догадливые игроки могут попробовать переместить их сразу горкой. (С трех лет.)

"Возьми разбег!"

Замечательная тренировка для мышц — бросить мяч с. разбегу Как ни странно, получается, что по высокой дуге мяч улетает дальше, чем по низкой. Здорово, когда игра позволяет дать выход собственной энергии. Чем старше игроки, тем больший интерес вызывают у них игры вроде футбола и волейбола. Представители команды-победительницы чувствуют себя счастливыми вдвойне. (С четырех лет.)

"Мы выигрываем!"

Игра предполагает наличие двух игроков. На земле рисуется окружность диаметром два метра. Один из игроков встает в нее и берет в руки конец веревки длиной три метра. Второй игрок берет веревку за противоположный конец и пытается вытащить первого игрока из круга. (С пяти лет.)

"Побыть шефом"

Для ребенка очень важен успех в любом начатом деле или игре. Это способствует его самоутверждению. Помогайте ребенку победить и закрепляйте этот успех новыми занятиями. Победив один раз, ребенок захочет пойти дальше, придумает себе новую игру, чтобы еще раз испытать это радостное ощущение. Успех закрепляется в детском сознании и остается на всю жизнь.

"Чего не хватает?"

В комнате прячут различные предметы: носки, обувь, кубики. Каждый из участников, стоя на пороге, пытается заметить спрятанные вещи. По команде ведущего все бросаются искать их. Побеждает тот, кто найдет больше всего вещей. (С двух лет.)

"Где стоит скамейка?"

Во время прогулки постарайтесь сфотографировать как можно больше предметов: скамейку, березу, клумбу... Позже, отправляясь на прогулку, прихватите эти фотографии с собой. Побеждает тот, кто найдет большее количество предметов из тех, что изображены на фотографиях.

"Закрой глаза!"

Ребенок водит отца или маму по дому, при этом глаза у родителей завязаны, но они должны угадать, куда пришли. Затем роли меняются.

"Я делаю то, что ты говоришь!"

Пусть ребенок направляет ваше движение к какому-то задуманному им предмету: два шага вперед, пять назад, один в сторону. Игра предназначена для детей, которые уже умеют или учатся считать. (С пяти лет.)

"Великое сооружение"

Дети — прирожденные строители. Из коробок, пластиковых бутылок, мячей строится сооружение. Побеждает тот, у кого оно оказывается выше и прочнее. (С четырех лет.)

"Прыжок через бревно"

По знаку водящего все мчатся к лежащему бревну и прыгают через него. Побеждает тот, кто быстрее всех оказывается по ту сторону. (С пяти лет.)

"Каким должно быть жилое пространство?"

Взаимодействуя с окружающим пространством, ребенок выстраивает собственную картину мира. Но для подтягиваний, ползания, сидения, ходьбы и бега он нуждается не только в свободном пространстве, но и в мебели и специальных приспособлениях, на которые он поначалу будет опираться. (С шести месяцев.)

"Помнишь ли ты?"

Кто вспомнит о том, что он ел на ужин позавчера? Кто вспомнит, что приносили бабушка и дедушка во время своего последнего визита? Кто может перечислить, какие подарки он получил на день рождения? Это игра для двоих. Побеждает тот, чья память лучше. Победитель твердо знает, что своей голове он может доверять. (С пяти лет.)

"На дворе трава..."

"Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "На дворе трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора" —не так-то просто понять, о чем, собственно, идет речь, а ведь еще надо правильно и быстро все повторить. Зато сколько радости, если получится это все проговорить. (С пяти лет.)

"А что дальше?"

Вы начинаете рассказывать историю: "Ты смотришь в окно. Перед домом стоит твой автомобиль. В автомобиле сидит...". Кто сидит в машине? Носорог? А может, лошадь? Семья с шестью детьми? Великан? Ребенок должен закончить маленький рассказ и придумать для вас следующую историю без окончания. Тогда-то вы и поймете, насколько у него развита фантазия. (С пяти лет.)

"Решение"

"Имеет шляпу, но не имеет головы, имеет ногу, но не имеет башмака?" (Гриб). "Сначала белая, как снег, затем — зеленая, как клевер, потом по цвету — словно кровь; хочу такую съесть я вновь" (Вишня). "Чтобы из дома наружу попасть, должен жилец стены сломать" (Яйцо). Такие загадки развивают ум и мышление. Возможно, вскоре ребенок порадует вас загадкой собственного сочинения. (С пяти лет.)

"Я тут!"

Родители прячутся на очень короткий срок и появляются сразу, как только видят, что малыш начинает пугаться. Если это повторяется несколько раз, то ребенок приобретает твердое убеждение, что родители никогда его не бросят и всегда придут к нему. (С одного года.)

"Я тебя поймаю!"

Многие дети очень любят, когда папы подбрасывают их в воздух и ловят. Подобное развлечение не только развивает мужество, но и вызывает доверие по отношению к отцу. Но некоторым детям не нравятся такие экстремальные развлечения. Их желание надо уважать. (С полутора лет.)

"Я верю в тебя!"

Маленький человек постоянно стремится к проявлению самостоятельности: он забирается сам на высокую горку, балансирует на узком бревне, хочет сам приехать к бабушке... Для детей это первая проверка на "взрослость", а для родителей — показатель взросления детей. (С двух лет.)

"Это я умею уже давно!"

Герои кинофильмов в поисках сокровищ могут залезть на высокое дерево, забраться на гору, переплыть озеро... Дети зачастую отождествляют себя с любимыми героями и страшно удивляются, когда понимают, что их физическое развитие несколько отстает от развития героев фильма. Это осознание тоже необходимо для формирования самооценки. Зато сколько радости в том случае, если получилось стать чуть-чуть сильнее!

"Падай!"

В игре принимают участие трое: двое взрослых и ребенок. Малыш стоит между папой и мамой. Затем начинает падать то вперед, то назад, а вы удерживаете его, подставляя руки. Игра не только позволяет "пощекотать нервы" ребенку и родителям, но и развивает чувство доверия по отношению к родным людям. (С трех лет.)

"А теперь — вперед..."

Во время прогулки одной из первых проверок на мужество станет прыжок через ручей. Препятствия можно выбирать самые разные: низкие загородки, маленькие скамеечки... (С четырех лет.)

"Куда ты летишь?"

На детской площадке можно замечательно отработать самые разные виды прыжков. Кто дальше всех прыгнет в песочнице? А кто выше всех? А через препятствия? (С четырех лет.)

"Ну а теперь станет страшно!"

Вы рассказываете страшную сказку, в которой фигурируют монстры, великаны, призраки замков, болотные духи и прочие им родственные создания. Некоторые особенно впечатлительные дети могут по-настоящему испугаться. Важно, чтобы ребенок слышал ваши интонации, чтобы вы могли его утешить. Тогда страшные истории превратятся в прекрасную тренировку детского воображения. (С четырех лет.)

"Ночной костер"

Для того чтобы ребенок не боялся темноты, возьмите его в поход с ночевкой. Поверьте, сидение у ночного костра, в котором потрескивают сучья, разговоры взрослых и их истории — все это вызовет в нем совершенно особые чувства. Следите, пожалуйста, только, чтобы он не оставался один у огня! (С четырех лет).

Если ваш поход с ребенком пришелся на дождливую и ветреную погоду, придумайте интересный и важный повод для такого путешествия. Например, вы ищете сокровище или дом старой ведьмы. Любая ваша выдумка будет оценена благодарным путешественником, и о плохой погоде можно будет забыть. Только нужно тепло одеть малыша, чтобы он не простудился. И обязательно находитесь рядом с ним, чтобы он чувствовал себя в безопасности. (С пяти лет.)

"Наши чувства"

Хорошее настроение? Плохое настроение? Ярость, гнев, радость — раз за разом ребенок учится демонстрировать свои эмоции. Важно, чтобы со временем он научился не давать волю негативным.

Каждому знакома эта ситуация: что-то идет не так, как хотелось бы. А другие дети не хотят уважать настроение своего товарища по играм. В детском саду может помочь своеобразный "ритуал". Найти свой угол и отсидеться там несколько минут. Появится возможность успокоиться. (С трех лет.)

"Мой танец радости"

Если радостные эмоции не утихают и переходят в сильное возбуждение, то, как ни странно, очень помогает "танец дикаря", который позволяет выразить чувства, рвущиеся наружу. (С трех лет.)

"Как грустно!"

Посещение кино — всегда событие для ребенка. Если во время фильма зрители начинают искать носовые платки, то имейте в виду, что малыш не должен стесняться своих слез. Слезы не надо прятать! Подобная тренировка чувств очень полезна для него. (С пяти лет.)

"Что тебя делает счастливым?"

Дети с восторгом рисуют то, что приходит им в голову. Попросите ребенка нарисовать счастье, грусть, храбрость... (С пяти лет.)

"Время для паузы"

Личный опыт, полученный ребенком в раннем детстве — это своеобразный фундамент, на который будут опираться его дальнейшие умения. Давайте ему возможность отдохнуть, чтобы усвоился предыдущий опыт и появился настрой развиваться дальше.

"Свет мой, зеркальце..."

С зеркалом можно играть, представляя себя в виде самых разных персонажей, от злого волка, до комиссара из телевизионного фильма. (С пяти лет.)

"Это ты?"

Пусть ребенок при помощи зеркала или без него постарается нарисовать свой портрет. Работа пойдет веселее, если вы ему немного поможете. (С пяти лет.)

"Как это было?"

Все сидят вместе за столом и обсуждают, что хорошего и плохого принес сегодняшний день. А в завершение скажите, чего бы вы хотели в выходные — например, сходить в зоопарк. Это, во-первых, позволит спланировать какие-то приятные вам и вашим детям дела, а во-вторых, разовьет у ребенка ощущение соучастия в делах и планах своей семьи. (С четырех лет.)

Елена Камароская,
глава из книги
"Раннее развитие ребенка
с рождения до 6 лет"