Содержание:

Каждый из нас рано или поздно задаёт себе вопрос: "Правильно ли я развиваю ребёнка? Всё ли я делаю для того, что малыш имел счастливое детство и не менее счастливое будущее?" Когда же начинать развивающие занятия с малышом? Как не навредить и раскрыть его потенциал?

К содержанию

Сложный выбор: норма или гениальность?

Развитие: ранее или своевременное?Что такое норма? Это некий стандарт, выбранный в качестве точки отсчёта, среднее значение, отсутствие как отрицательных, так и положительных отклонений. Норма — это обыденность. Много ли мам и пап, желающих "укладывать" в нормы безграничный потенциал своего ребёнка? Правильно, их меньшинство. Каждый ребёнок уже при рождении наделен индивидуальностью, которая проявляется в первые недели жизни. Каждый ребенок уникален! Это показали результаты исследования доктора медицины Наоми Штейнер, которое она проводила, наблюдая за младенцами в утробе матери и малышами, которые только что появились на свет.

Родителям не следует забывать, что их малыш уникален и не существует ещё одного такого же ребёнка. Нет ребенка, который бы развивался с той же скоростью, что их малыш. У каждого ребёнка свой темперамент и интересы, свой "график" развития, но все дети развиваются именно благодаря новой информации, которую дают им родители с первого дня жизни. И суть "раннего" развития не в том, чтобы воспитать ребёнка гением. Единственно важная цель — развить потенциальные возможности малыша. И для этого, по мнению психологов, необходимо создать как можно более разнообразную развивающую среду, в которой малыш найдет эмоциональное общение, сможет познавать новое, обретет новые умения и навыки. Поэтому лучшим выбором будет золотая середина — т.е. методика, которая имеет в основе богатую игровую среду, направлена на развитие познавательного интереса малыша и уделяет максимум внимания общению ребёнка с родителями.

К содержанию

До трёх лет и на всю жизнь

Основатель Ассоциации раннего развития Масару Ибука отмечал, что в возрасте с рождения о трёх лет ребёнок легко "запечатлевает" все, чему его обучают, и сохраняет полученные знания в памяти на всю жизнь. Но начиная с трёх лет эта способность стремительно угасает. Мария Монтессори называла период до трёх лет временем "впитывающего разума", Доман говорил: "Не упустите время, пока растёт мозг". Взгляды зарубежных учёных полностью поддерживают и российские специалисты в области раннего развития, психологии и педагоги: Борис и Елена Никитины, Андрей Маниченко, Николай Зайцев. Все они в один голос призывают родителей задуматься о том огромном потенциале, который заложен в их ребёнке и требует развития уже в первые месяцы жизни. Новая информация для ребенка — это не желание, и даже не возможность. Для него это — необходимость.

К содержанию

Методику не нужно выбирать

Когда речь заходит о развитии малыша, возникает вопрос — какую методику выбрать. Ответ прост — не нужно выбирать одну-единственнную методику и слепо следовать ей, соблюдая все пункты. Особенно это касается методик зарубежных авторов: переводы их книг на русский язык, как правило, перепечатываются из года в год без изменений, начиная с даты их написания в оригинале много лет назад. Перед тем, как начать заниматься по такой методике, обязательно узнайте, была ли такая методика адаптирована к русскоязычным детям нашими российскими педагогами и психологами. Часто то, что имеет успех за рубежом, не имеет его в России, и наоборот. Обратите внимание на те авторские методики, которые не требуют от родителей наличия специального образования или обязательного прохождения курсов. По-настоящему ценные методики должны быть разработаны и адаптированы для проведения самими родителями, а не только профессионалами. Как известно, лучшими учителями наших детей являемся мы, их родители.

Лучшие учителя для наших детей — мы сами

Второй шаг — это создание индивидуальной методики для своего собственного ребёнка. Не бывает одной методики, идеально подходящей именно вашему ребёнку. Выбор методик для совмещения в одну, индивидуальную, остаётся за самим малышом. Родители только должны предоставить крохе этот выбор. В разном возрасте ребёнок испытает интерес к различным способам познания мира, поэтому не бросайте то, к чему малыш не проявил явного интереса в определённый момент времени. Периодически возвращайтесь к карточкам, книжкам, играм, которыми, как вам показалось, малыш не был увлечён. Возвращайтесь к ним снова и снова. Вот увидите, как будут отличаться интересы ребёнка каждые 1-2 месяца. Поверьте, ничто из предложенного вами ребёнку не пройдёт даром.

К содержанию

Больше пользы от занятий

Развитие: ранее или своевременное?Правильно организовав занятия, можно добиться прекрасных результатов. Подбирайте ребёнку игровые занятия в соответствии с его возрастом. Если карточки со словами малыш будет с удовольствием смотреть уже с 1,5-2 месяцев, то кубики с буквами и алфавит он будет готов освоить лишь после 3 лет. Развивающие игры на дисках предлагайте крохе не ранее полугода, строго ограничивая длительность занятия 3-5 минутами. Яркие изображения, фотографии животных, растений, предметов, окружающих малыша, смело показывайте с 3-4 месяцев. Рассказывайте интересные факты, истории о том, что изображено на карточке. Закрепите новые знания в подвижной игре, песенке, стишке или потешке. Лучше всего задействовать несколько каналов восприятия ребёнка: зрение, слух, тактильные ощущения. Например, расскажите малышу стишок или потешку, покажите её текст и иллюстрации, прочитав её вновь, а затем поиграйте в тактильную игру, сопровождая её знакомым малышу текстом. Результат не заставит долго ждать!

Больше пользы от занятий малыш получит, если вы не будете проверять его знания слишком часто. Неверные ответы на вопросы "Какого цвета этот цветок?", "Где треугольник?", "Покажи, где написано слово "мама"? огорчат малыша, даже если вы будете стараться скрыть своё разочарование. Специалисты уверяют, что ребёнок покажет свои знания в тот момент, когда будет готов ими поделиться. Не торопите этот момент, лишь слегка подталкивайте кроху к верному выбору — в игре, не обращая внимания на неправильные ответы. Часто малыш отвечает на вопросы именно так, а не иначе не из соображений правильности, а исходя из того, какое слово, цвет или форма ему нравится.

К содержанию

Оптимизм на всю жизнь

Обязательным и необходимым условием успешного развития и воспитания малыша является похвала. Хвалите любимую доченьку или дорогого сыночка искренне, от всего сердца. Поощряйте любой его шаг вперёд, будь то проявление интереса к книгам или правильно сложенная пирамидка. Ваша вера в успех ребёнка и его достижения даст ему заряд оптимизма на всю жизнь! Выбор любящих родителей очевиден — счастливое, интересное детство и раскрытие потенциала малыша. Только своевременное развитие возможностей малыша с первых дней его жизни способно стать залогом воспитания и развития по-настоящему успешного человека.