Содержание:

К содержанию

Как зрители, слушатели и деятели учатся

Часть 1 можно почитать здесь.

В прошлый раз мы познакомили вас с тремя типами личности: зрителем, слушателем и деятелем. Вы наверняка уже выяснили, к какому типу относится ваш ребенок и что ему интереснее: разговаривать и слушать, конструировать и бегать, а может, рисовать? Но мало просто знать о принадлежности к репрезентативной системе — важно грамотно использовать эти знания в воспитании и обучении ребенка.

На старте жизни зрители с интересом наблюдают окружающий мир, слушатели вслушиваются в него, а деятели в буквальном смысле щупают столь близкую им предметную среду. Проще говоря, если одну и ту же вещь последовательно дать тем, другим и третьим, то первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и постараются разобрать "на детали".

К содержанию

Воспитываем по науке

В наше время воспитание малыша не ограничивается общением только с мамой. Бабушки, няни, родственники и близкие друзья окружают ваше ненаглядное чадо. И такая врожденная особенность, как приоритетный стиль познания, свойственный вашему ребенку, должна учитываться всеми воспитателями малыша ничуть не в меньшей степени, чем меры гигиены и безопасности. В этом смысле широкий круг общения для ребенка предпочтительнее — возможно, именно у бабушки и внучки, или у тети и племянника способы познания совпадут, что облегчит взаимопонимание и определит успехи в освоении окружающего мира.

Итак, выяснив принадлежность своего малыша к слушателям, зрителям или деятелям, определите теперь, какая система близка вам. Хорошо, если репрезентативные системы кого-то из родителей и ребенка одинаковы. В этом случае мать или отец, вспоминая юные годы, могут адекватно и реалистично реагировать на поведение малыша в коллективе и его способы познания.

Действительно, многие взрослые (причем совершенно бессознательно) выбирают для своих детей раздражители, которым сами отдают предпочтение. Например, мать-слушатель покупает для своей маленькой дочки погремушки, музыкальные игрушки. Между тем отец ведет себя как деятель с хорошо развитыми осязательными рецепторами (стирает пеленки, чтобы они были более мягкими, каждый вечер наполняет водой увлажнитель воздуха).

Однако для всестороннего и сбалансированного развития малышу необходимо прививать навыки, свойственные разным типам людей. Чтобы справиться с этой задачей, родителям придется обратиться ко всем направлениям восприятия: и зрительному, и слуховому, и деятельному. На этом пути взрослым понадобятся терпение и самодисциплина.

К содержанию

Детсадовский возраст

В возрасте до трех лет поведение зрителя в основном таково: малыш спокоен, уравновешен, способен легко себя занять. Поскольку для ребенка-зрителя важно ежедневно принимать участие в занятиях, тренирующих его менее развитые звуковые и макромоторные навыки, нужно, чтобы выбранный вами вариант воспитания включал музыку, занятия на свежем воздухе, а также чередование различных видов деятельности, например, рисование и игры в воде.

На первый взгляд, ребенок-зритель лучше всего должен освоиться с вариантом воспитания на дому при наличии индивидуальной няни — это позволило бы ему спокойно играть с любимыми игрушками, не ощущая конкуренции со стороны других детей. Но важно развивать в ребенке и чувство коллективизма. Исходя из этого вы можете рассмотреть вариант детского сада, а если ваш ребенок воспитывается дома, решением может стать посещение местной детской игровой группы.

Любой слушатель в раннем возрасте обычно общителен, экспрессивен, несколько некоординирован, любит поговорить, ему нравится петь и играть с другими детьми. Он прекрасно чувствует себя в коллективе и охотно общается как со взрослыми, так и с детьми.

Игрушки редко привлекают слушателя, но если вы поместите его в обстановку ежедневного контакта с детьми, которые охотно играют с ними, это может подтолкнуть его к тому, чтобы поиграть с той или иной игрушкой. Для слушателя хорош вариант воспитания, который предполагает частые физические нагрузки в играх дома и на улице. Если он будет находиться в таком месте, где можно играть в мяч, кататься на велосипедах и детских машинах, лазать и бегать — это поможет ему приобрести привычку к физической активности, которой он обычно избегает. Наконец, важно, чтобы ребенок-слушатель имел полную свободу самовыражения, чтобы ему позволялось говорить громко и дурачиться.

Ребенку-слушателю будет комфортно в детском саду или игровой группе, если с ним будут работать квалифицированные педагоги и воспитатели.

Большинство деятелей мало говорят и предпочитают выражать свои чувства и желания при помощи жестов и движений — например, объятиями, радостными прыжками, топаньем и приступами ярости. Они непредсказуемы во время игр, перескакивают от одного занятия к другому и оставляют за собой жуткий беспорядок. Часто они эмоционально неуравновешенны. Поэтому при выборе варианта воспитания для таких детей следует учитывать их большую активность и импульсивность.

Поскольку физические навыки деятеля развиты гораздо лучше речевых и микромоторных, необходимо найти такого воспитателя, который имел бы достаточно терпения для преодоления эмоциональных взрывов со стороны ребенка. Неизменность режима при обязательном наличии перерывов между разного рода занятиями помогут приучить деятеля контролировать свои эмоции. Ему необходимы простор и свобода для занятий и активных игр, а также терпеливый воспитатель, который был бы рядом с ним во время еды, помогал бы ему одеваться и т.д. Домашняя няня или группа с числом детей, не превышающим четырех, будут идеальными для деятеля.

К содержанию

В школе

Существенное различие между зрителями, слушателями и деятелями наблюдается в школе. Дело в том, что учебные дисциплины и предметы начальной школы, связанные с творчеством, можно разделить на зрительские и слушательские. Навыки ребенка-деятеля оказываются востребованными обычно лишь на уроках физкультуры, ритмики и в других подвижных занятиях.

Давайте конкретнее рассмотрим влияние познавательных способностей на школьное развитие. Так, например, орфография в первую очередь основывается на зрительном восприятии. Интересно, что вначале, правописание неплохо дается большинству детей-слушателей благодаря их способности воспринимать на слух простые односложные слова, которые используются главным образом на начальном этапе обучения чтению и письму. Однако любой язык изобилует исключениями из фонетических правил, поэтому впоследствии зрителям легче постигать законы правописания, они способны мысленно воспроизводить правильное написание слов.

Математика требует как зрительских, так и слушательских навыков. Дети-зрители способны воспроизводить по памяти символы сложения и вычитания, умножения и деления и пользоваться ими в качестве визуальной подсказки, производя математические действия. Они легко воспринимают таблицы, свободно решают задачи с геометрическими фигурами.

Основной предмет, требующий слушательских навыков, это чтение. Ведь для того чтобы научиться правильно читать, ребенку необходимо освоить звуковое значение букв, научиться произносить слова с листа. Несмотря на то, что первыми начинают читать зрители (быстро отражают в памяти значение напечатанных слов), по мере усложнения материала они начинают отставать. А вот слушатели довольно легко ориентируются в незнакомых комбинациях звуков и букв.

И все же кто бы ни был ваш ребенок, чем бы он ни интересовался, нельзя забывать, что он прежде всего личность — разносторонняя и увлеченная всем новым. Поддерживайте это личностное начало дома, в саду, в школе.

Елена Козлова
ведущий психолог УМЦ "Учимся, играя"
Статья из майско-июньского номера журнала
Наш любимый малыш