Содержание:

Первыми словами крохи оказались не долгожданные «мама» и «папа», а какие-то загадочные «адика», «гилига» и «тата»? Не ребенок, а инопланетянин какой-то! Как найти общий язык с маленьким пришельцем и научить его разговаривать по-человечески?

К содержанию

«Бу-ка» в самом широком смысле

Период, когда лепет малыша сменяется первыми «словами», пусть пока имеющими не очень много общего с языком, на котором говорят мать и отец, психологи называют этапом автономной детской речи. Это очень важное событие в жизни ребенка. Теперь можно с уверенностью сказать, что он не просто проверяет силу собственного голоса и пародирует взрослых, а размышляет, анализирует и обобщает. Ведь слово — это не просто звук. Это знак, который имеет общечеловеческое значение. Произнося какое-то слово, чтобы обозначить им тот или иной предмет, мы понимаем, что для всех остальных людей (в рамках нашей языковой культуры) это слово имеет то же самое значение, что и для нас. Поэтому, когда малыш говорит, что хочет куклу, он уверен, что мы дадим ему не кубики, не плюшевого медведя, а именно куклу. Другое дело, что, когда ребенок только начинает говорить, постороннему человеку понять его бывает нелегко. Кукла может называться, например, «бу-ка». В другой ситуации эта же «бу-ка» также может означать кукольный домик. Перевести детские слова на русский язык или на любой другой невозможно, но внимательным родителям понять маленького болтуна будет совсем несложно.

К содержанию

Назад в каменный век

Феномен автономной детской речи впервые описал Чарлз Дарвин. Его внук однажды увидел утку, плавающую в пруду, и сказал «уа». Затем мальчик стал называть теми же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. В другой раз ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Их он тоже стал называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые, блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) на языке внука Дарвина стали именоваться «уа». Аналогичным образом строится язык почти всех детей. Психолог Елена Пронина считает, что своеобразие детской речи отражает особенности мышления ребенка. Малыш похож на первобытного человека. «Отличительной особенностью его психики является синкретизм (греч. synkretismos — сращение, слияние), когда связь впечатлений заменяет связь событий. Синкретизм означает, в сущности, размытость границ между внутренним и внешним, субъективным и объективным, психическим и физическим. Ребенок колотит стул, о который споткнулся, чтобы „ему тоже было больно“. Малыш охотно соглашается, что капризничает не он сам, а „плакса-вакса“, которую надо выгнать из комнаты, и успокаивается после того, как мать выразительно хлопнет дверью». Так что неудивительно, что такое первобытное мышление влияет и на язык ребенка. Первые слова малыша обозначают почти всё или очень многое, они приложимы к любому предмету и в каждой новой ситуации называют нечто иное, чем в предшествующей.

К содержанию

Мы друг друга поняли

Все психологи в один голос говорят, что этап автономной детской речи очень важен для развития интеллекта, мышления и психики ребенка. Подгонять время, когда на смену словам собственного сочинения придут слова из взрослого языка, не стоит. Педагоги и психологи считают, что дети вас понимают. Слова, пусть и «первобытные», не возникают на пустом месте. Свою дебютную речь малыш начинает готовить уже в первые недели жизни. Сначала он просто прислушивается к голосу матери и других близких, потом начинает их различать. Если обращенные к ребенку слова эмоциональны и выразительны, сопровождаются активной мимикой, то уже к 5-му месяцу он по-разному реагирует на интонации: на приветливую отвечает улыбкой, а услышав сердитую, может заплакать.

К 7-му месяцу малыш начинает понимать значение некоторых слов. Он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором идет речь. Постепенно запоминает имена всех членов семьи, ищет глазами людей, о которых говорят. Радуется, когда хвалят его самого. В возрасте около года ребенок произносит первые, самые простые слова вроде «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ав-ав», «ам-ам» и т. д. У малыша появляется огромный стимул поскорее научиться говорить. Ведь это позволит ему точнее сообщать взрослым о своих потребностях и скорее получать желаемое. Поэтому не сомневайтесь: если ребенок придумал 10-20 собственных слов, значит, он понимает все, что вы ему говорите. Вам остается только получать удовольствие от общения с малышом и помогать ему в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, а речь их бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. И это проблема не только нашей страны, но и всего мира. За последние 20 лет число речевых нарушений у детей выросло в 6,5 раз. Чтобы избежать проблем в будущем, надо больше общаться с ребенком, причем доброжелательно.

  1. Общайтесь
    Обязательно находите время на общение с ребенком. Читайте сказки, стихи, разыгрывайте домашние спектакли с любимыми игрушками в главных ролях. Не подменяйте общение с семьей телевизором. Ни один мультик и фильм не объяснит ребенку значение абстрактных слов вроде «вчера», «завтра», «наверное»,«вовремя». По телевизору ничего не говорится о жизни самого ребенка, которую тоже надо анализировать и переводить в «словесный формат». Укладывая ребенка спать, напомните ему о событиях дня: «Помнишь, что мы сегодня видели? Не забыл, кого встретили?» Проговаривайте свои действия: «Сейчас мы оденемся, возьмем коляску, пойдем гулять, потом купим хлеба». Эти «уроки» не требуют много времени и не отнимают сил, а для ребенка они очень полезны.
  2. Покажите, как надо
    Разговаривая с малышом, произносите слова медленнее, четче и несколько громче, чем обычно; между фразами делайте паузы. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если он будет слышать речь, плохую по артикуляции, грамматически неправильную, то и усвоит ее в таком виде.
  3. Слушайте внимательно
    Ребенок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не может обойтись без нее. Осваивая первые слова, малыш повторяет их снова и снова на все лады. Ни в коем случае не прерывайте его. Наоборот, показывайте ему, что слушаете, причем слушаете с удовольствием.
  4. Развивайте моторику
    Развитие речи начинается с первых дней жизни
    Давно замечено, что развитие речи связано с активностью рук. Пусть малыш почаще играет с кубиками, пирамидками, конструктором. Во время вечернего массажа не забывайте уделять внимание его пальчикам.
  5. Не паникуйте
    Если ваш ребенок еще ничего не говорит, а его ровесники уже вовсю болтают, ни в коем случае не паникуйте. Позднее появление речи — не обязательно отклонение в умственном развитии. Если в остальных отношениях малыш не отстает от сверстников, то нет ничего страшного в том, что говорить он научится позже. Каждый малыш индивидуален. Говорить он начнет тогда, когда придет его время.
  6. Воздержитесь от критики
    Конечно, сначала малыши коверкают и искажают слова, потом их речь постепенно исправляется и становится более четкой. Этот процесс долгий, длится не один год. Отклонения в произношении в раннем возрасте — не причина для беспокойства. Критиковать ребенка не стоит, можно только мягко поправить его и произнести слово так, как оно должно звучать. Словарный запас детей растет постепенно. Сначала малыш произносит только 1 — 2 слова, которые могут быть понятны только ему и маме. Живые и общительные дети к году иногда знают уже 5-10 слов. Ребенок осваивает слова медленнее, чем его сверстники? Нередко малыши, которые поздно начали говорить, вскоре догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии речи.
  7. Изобразите непонимание
    Девочки обычно начинают говорить раньше, в 11-12 месяцев, а мальчики позже, уже после года.
    Вашему малышу уже 2 года, он много болтает, но произносит только слова «собственного сочинения»? Попробуйте изменить речевое поведение в семье. Часто взрослые сами тормозят развитие речи ребенка. Они охотно используют в своем общении с ним детский язык, повторяя его звуки и предлагая свои типа «би-бика», «ням-ням». Родители хорошо понимают не только своеобразную речь ребенка, но и все его желания, угадывая их буквально с полуслова и полувзгляда. В этих условиях никакой потребности в настоящих словах у малыша не возникает. Не заменяйте разговор с ребенком языком «мам и нянь». Иногда можно сделать вид, что вы не понимаете автономные слова и невнятный лепет малыша. Это мотивирует его произносить нужные ему вещи правильно. Однако тут главное — не перестараться. Устраивать двухлетнему малышу речевой террор ни в коем случае нельзя. Старайтесь сделать так, чтобы словесные упражнения приносили ребенку удовольствие.
  8. Обратитесь к специалистам
    Если вас тревожит упорное молчание ребенка в 1,5-2 года, можно сходить с ним к неврологу. Случаи, когда задержка речи происходит из-за общей задержки в развитии, бывают редко, но все же встречаются.
  9. Не переборщите
    Иногда ребенок ив 1,5 года говорит развернутыми предложениями. Это вызывает у взрослых гордость и желание уделять развитию «вундеркинда» как можно больше внимания. Малышу без конца читают книги, ставят пластинки, с ним постоянно разговаривают. Но скоро могут проявиться побочные эффекты такого усиленного обучения. Ребенок станет заикаться, мучиться бессонницей, будет вялым и капризным. Неокрепшая психика малыша не может справиться с потоком информации. Лучшее, что вы можете сделать для своего способного крохи, — больше гулять и играть с ним, приучать его к общению со сверстниками и ни в коем случае не перегружать.

Анастасия Хальзина