...если в сыре много дыр,
значит, это вкусный сыр.
Если в нем одна дыра,
значит, вкусный был вчера!

Это мы в магазине. Перед большим прилавком с огромным количеством сортов сыра. И сын во весь голос декламирует стихи и делает вывод: "Мама, берем вот этот, с дырками!"

На подходе к молочному отделу слышу: "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!"

К хлебному - "Я пеку, пеку, пеку деткам все по пирожку..."

В итоге мы быстренько обегаем магазин, вспомнив с десяток стишков, набираем продуктов на ужин и бежим домой. Времени, как всегда, не очень много, но малыш сам подсказывает, как и чем займемся в эти минутки...

Так получилось, что я в полтора ребенкиных года вышла на работу и, честно говоря, полноценно провести время с ним удавалось только в выходные. В будние вечера надо было совмещать бытовые заботы с рассказами о прошедшем дне ребенка, обсуждением новостей с мужем, да и на себя полчасика выделить хотелось. Но мы быстро приспособились к такому режиму и как-то само собой возникали игры, которые потом выручали не раз...

На кухне. На плите сковородка шкворчит. Я заготавливаю компоненты заливки, Мишка тут же, рядом. "Мишуня, мне нужна маленькая металлическая сковородка".

Сын, гордый оттого, что мама доверила такое важное дело, достает из кухонного стола то, что прошу. "Молодец, спасибо, а еще бы и крышку к ней". Малыш опять лезет в стол "Эта? Эта?" "Михин, смотри, сковородка маленькая, металлическая... А ты достаешь большую..." "Эта?" "Смотри еще разочек, какого цвета?" Третья попытка оказалась правильной, маленькая металлическая крышка водружается на сковородку, у нас есть минут 10... "Михин, смотри, какая картошка больше?" "Эта!" "Да, молодец... А скажи, в какой она руке?" Неуверенно: "В левой? В правой?" Пытается угадать, прошу просто подумать и через 20 сек. наморщенного лобика (видели бы вы эту шкодную рожицу!) уверенно говорит "В правой!" "Здорово, правильно говоришь".

Со временем кухонные задания меняются, ведь ребенок узнает все больше и больше, да и неинтересно уже подбирать крышки к сковородкам, это давно уже делается безошибочно с первого раза. Теперь он на даче тащит папе или деду шерхебель или рубанок (я не все такие слова-то не знаю! А уж тем более отличить одно от другого), а потом учит меня, что значит "кромить" или "тесать". Лето на даче дает свои плоды - помимо новых навыков физического развития и огромной пользы свежего воздуха для здоровья ребенок еще получает свою порцию знаний.

"А теперь давай тащи морковку... мне надо 5 штук". Несет. "Смотри, я почистила две штучки, сколько мне еще надо почистить?" При этом те, нечищеные, лежат в раковине, ребенок их не видит. Нам понадобилось буквально две-три недели, чтобы подобные задачки (сначала в пределах пяти, теперь учимся в пределах десяти) решались с лету. "Три!" "Ага, хочешь проверить? Тащи табуретку!" Мишка тащит табуретку к раковине, заглядывает и радостно улыбается. "Мам, а теперь я помою посуду, ладно?" Так. Особо жирных предметов нет, пускай моет, у меня будет еще 10 свободных минут, успею поглядеть свежую газетку... "Мама, а это из чего сделано?" Я поднимаю голову - держит в руке терку. "Терка металлическая, стеночки у нее пластмассовые" Удовлетворенный ответом, снова увлекается мытьем... "А это из чего?" Так. Пошли вопросы из серии "проверю свои знания" :), потому что я уверена, что Мишка в этом разбирается не хуже меня. "а ты как думаешь?" "фарфор?" "да... тарелка эта сделана из фарфора" "а как делают фарфор?" Ой... как же делают... в самом деле? Как делают металл, рассказывала, это в нашем городе металлургов :) знают все, а вот про фарфор... И папы дома нет, он у нас энциклопедия ходячая, на все вопросы ответы знает, но сейчас попробую сама... "Из глины: берут глину, разминают, на гончарном круге придают форму тарелки, потом обжигают в печке и покрывают красивой глазурью". Сын стоит, задумавшись... Понимаю, что сейчас пойдет лавина вопросов. Про гончарный круг, про печку, про глазурь. Выручает опыт с соленым тестом. Увлекались одно время, а чем не фарфор? :) Так же лепили, в духовке запекали, красками раскрашивали. Ребенок проникается, понимает. В итоге решили после ужина вспомнить наши занятия с тестом, намесить и сделать что-нибудь. А потом еще читали в книжках и смотрели на картинках, как же делают настоящую фарфоровую посуду.

В общем, кухня дала нам начальные знания математики, материаловедения, в кухонных разговорах изучили много-много профессий - кто и как делает продукты, кто возит продукты в магазин, кто продает, куда деваются из магазина деньги и как они потом снова оказываются в кошельке у мамы с папой :). И все это мимоходом - параллельно варится суп на завтра, запекается мясо, солятся огурцы. А ребенок узнает, что и как из чего делается. Сырое мясо не едят, а сырую морковку можно. Из одного молока получается столько всего разного и вкусного - и творожок, и сыр, и кефир, и сметана... Апельсины и яблоки - это фрукты, а свекла и морковка - корнеплоды, вон у них хвостики какие, и растут они в земле, как корни. Сок - это ведь не только сок фруктов, оливковое или кукурузное масло ведь тоже сок плодов, да и сахар получают из сока тростника. Мы познаем мир через обычные вещи, ребенок задает кучу вопросов и даже в обычной кухонной суете получается ответить на них, зажечь интерес, научить искать ответы на свои вопросы в книгах, строить логические цепочки и делать правильные выводы.

Но это не только кухня. Любые совместные действия с ребенком, где бы мы ни находились, это развитие и обучение. А для ребенка - очередная игра. Мы на прогулке. Парк. Нашли камушки.

- Я возьму с собой, ладно?
- Хорошо, бери. А сколько камушков ты взял?
- Четыре.
- А я вот возьму два.
- Ага.
- Миш, а у кого больше камушков - у тебя или у меня?
- У меня!
- Точно! А вот смотри - у тебя четыре маленьких, а у меня два больших. У кого тяжелее?
Задумался, смотрит на мои, на свои. Показывает на мои.
- Ага, точно. Умница! А почему ты так решил?
- А ты ведь больше меня, ты можешь тяжелее носить.

Я не могла скрыть свою улыбку, все-таки у детей отличная от нас логика! :)

Но потом взяла его камушки в одну руку, свои в другую - а сейчас? Где тяжелее?

Посмотрел и показал на те два снова... "Я понял-понял, они же большие!"

Гуляем снова. "А давай выберем самое толстое дерево на этой дорожке". Бежит, ищет. Показывает. "А теперь давай выберем самое высокое". Снова бежит, задрав голову.

"Мама, мама, смотри, самолет! А почему он такой маленький? А куда он летит?"

Пришлось рассказывать, почему большие предметы кажутся маленькими, когда они далеко, потом про стороны света (через пару месяцев вопросы сменились на высказывания типа: "Самолет летит в ту сторону, куда солнце садится, на запад, правда, мама?").

Улица - это вообще кладезь всего познавательного. 15 минут по дороге в садик утром и из садика вечером - это снова игра:

Машины проезжают - кроме называния марок машин можно запоминать и символы:

  • машина с красным крестом - медицинская (однажды увидели большой "Урал" - передвижной кабинет флюорографии. Он был с красным крестом. Мишка как закричит на всю улицу - "медицинская машина! Медицинский "Урал"! Там, наверное, много людей помещается и всех надо полечить");
  • машина с зеленой полосой - "это деньги возят в банк" заодно и про инкассаторов и банкиров-кассиров обсудили;
  • машина со значком "Ш" - "Смотри, "Ш", колеса уже переобули на зиму, значит". Эта буква "Ш" была первой выученной навсегда из всего алфавита.

Те же самые дорожные знаки - и тренировка памяти, и, в принципе, полезные знания на будущее, ведь наш сын уверен, что папа доверит ему руль, как только ноги достанут до педалей. :)

Кстати, когда едем в машине, всегда играем в игру "На какой улице мы сейчас находимся". Поначалу я назвала все улицы сама, заодно называла и повороты (правый-левый), сейчас Мишка освоился в городе (он у нас не очень большой, правда), всю дорогу от гаража до выезда из города комментирует "улица Комсомольская, сворачиваем направо, улица Строителей, сворачиваем налево, тут светофор, стоим на красный, едем..." Или когда играет во дворе с мальчишками во что-то типа пожарников, принимает "вызов": "Да. Гагарина, сто пять. Да... понял... да... выезжаем".

И пока не потушат с десяток пожаров на разных улицах города, игра не заканчивается...

А еще интересно с ним играть в номера автобусов-маршруток. Если мы куда-то едем и нам надо на остановке дождаться свой транспорт, то весь останавливающийся "не наш" требует немедленного обсуждения - какой номер (закрепим знания написания цифр и даже двузначных чисел) и куда едет (знания о городе). Теперь доподлинно известно и немедленно сообщается, даже если мы не на остановке, но мимо проезжает автобус - "это пятерка, она - в сад" "это семерка, она - в кукольный театр" "это двадцать первый, он - к бабе Рае, ой, нет, она на вокзал, а вот в обратную сторону поедет - будет к бабе Рае".

А сегодня опять были в магазине. И снова вспомнил стишок про дырки в сыре. И хотя умеет уже считать до двадцати и десятками до ста, но тот, первый наш счет до четырех, все равно вызывает у меня улыбку, гордость, уверенность в своем ребенке. Он узнает все, что захочет, разберется со всем, что его заинтересует, сможет понять все, что будет нужно. А сейчас он просто растет. Играет. Открывает мир, задает свои бесконечные вопросы, ищет поддержку своим догадкам. И наша роль родителей - просто помочь в этих открытиях. Сделать их игрой, даже если совсем нет времени и ничего нет под руками. Обычно, между делом, мимоходом. Каждую свободную минутку, когда он рядом, когда он идет, держась своей теплой ладошкой за вашу сильную руку.

Римма Прохорова, rimma@mmk.ru.