Термин появился не так давно, и если сначала многие молодые и прогрессивные родители заинтересовались методикой Никитиных, Домана и других, то сейчас все стараются тщательно взвесить плюсы и минусы разных методик и выбрать из всего их многообразия что-то приемлемое для своих детей и для них самих.

Оговорю сразу, что пока не знаю, как действует моя методика, которая, по сути, является своеобразной вытяжкой, квинтэссенцией из признанных работ. Моему сыну всего семь месяцев, и я не знаю, как то или иное наше занятие повлияло на его развитие, помогало ли или, возможно, мешало. Но пока результаты нравятся не только мне, но и участковому педиатру.

Идеальная беременность закончилась достаточно быстрыми, несложными и абсолютно безболезненными родами. Алексей родился небольшим: 3220 грамм и 51 см.

Необходимость раннего развития я осознала сразу. Распишу наши занятия по месяцам.

В течение первого месяца мы акцентировали внимание ребенка на разнообразных картинах, висящих на спине в доме, давали дотронуться до вышивки, масляной живописи, стекла, картона, макраме и прочих материалов с разной текстурой. Папа пел сыну разнообразные мелодичные баллады. Мы давали ему пальчики в кулачки; выкладывали на живот, прижимая ладонь к пяточкам, тем самым стимулируя рефлекторное ползание; постоянно разговаривали, лучше всего стихами.

Результаты развития: появилась осмысленная улыбка, к концу месяца удерживал голову как в вертикальном положении, так и на животе.

Второй месяц: с разрешения невропатолога ввели элементы динамической гимнастики. (Важно! Перед тем, как решится на введение динамической гимнастики, взвесьте все "за" и "против" и посоветуйтесь с врачом, прослушайте курсы. Начинайте заниматься, как только малыш начинает держать головку, не раньше и не позже.) Мы повесили над кроваткой гирлянду (мобиля у нас не было, в игрушках не должно быть пассивного элемента, только активные), ввели массаж по возрасту (непрофессиональный, делала сама).

Результаты развития: переворот с живота на спину, на животе начал приподниматься на локтях, начал гулить очень разнообразно, с согласными "р", "в".

Третий месяц: к постоянным разговорам с ребенком прибавили чтение стихов. Стихи подойдут абсолютно любые, какие нравятся вам, хоть Рубцова, хоть Пушкина, хоть Асадова. Ребенку все равно, главное – ритм. Первые книжки (желательно с рисунками, но не специальные, типа "Тьюни-лавской" мягкой, а обычные картонки) даются в руки, мама гладит их вместе с ребенком.

В этом возрасте и я начала петь песенки, так как ребенок лучше воспринимает высокие женские голоса. Чем песенок больше, тем лучше, бодрые и веселые на игры на массаж, мягкие, тягучие – на засыпание.

Результаты развития: научился брать погремушку, захохотал в голос, перевернулся со спины на живот, начал пытаться перемещаться по-пластунски.

Четвертый месяц: произошел наш выход в люди (чем раньше, тем лучше, если ваш малыш на грудном вскармливании, то инфекции ему практически не страшны), пальчиковая гимнастика (особенно важны места прикрепления больших пальцев на руках и ногах), начали класть на пол.

Результаты развития: пополз по-пластунски, при вкладывании пальчиков в ладошку сам садился и вскакивал на ножки, начал вставать на четвереньки и откликаться на свое имя, перекладывал игрушку из руки в руку.

Пятый месяц: поощрения интересов ребенка. Потянулся к журналу – дайте ему журнал, взял фломастер – подсуньте ему лист бумаги. Самое время для мягких игрушек. В разговорах обращайтесь к ребенку "Леша, посмотри, это мама, а это папа, а где же бабушка?" и т.д. Важно! В этом возрасте особенно следите за безопасностью ребенка, не позволяйте ему засовывать мелкие детали в рот, следите за чистотой предметов, которыми играет ребенок. Помните: правило золотой середины во всем!

Результаты развития: пополз на четвереньках вперед, правда, не очень уверенно, держит тарелку сам, говорит "на меня".

Шестой месяц: как можно чаще оставляйте ребенка развлекаться одного. Если он начинает капризничать, научить его играть с игрушками, покажите, как собирается пирамида, качается неваляшка, катается мячик. Чем больше самостоятельного познания, тем лучше, ребенок должен все преодолевать сам. Не получается переползти преграду, например, в виде одеяла – не трогайте ее, этим вы лишите ребенка важного открытия. Не может он перевернуться с живота на спину – не помогайте, пусть он научится сам, для него это большая радость.

Результаты развития: сел, встал, держась за опору.

Седьмой месяц: играйте вместе с ребенком. Все, что интересует ребенка, должно быть обследовано им. Кстати, дети в этом возрасте очень любят говорить по телефону, печатать на клавиатуре или играть на пианино. Важно! Проверьте, чтобы ребенок не мог добраться до электропроводов.

Наши результаты: пошел вбок, приставным шагом, держась за опору, за две руки бодро шагает вперед. Говорит "мама", "папа", "баба", "дя", "на", делает "пока-пока". Отлично листает любые книги, очень их любит, если видит, то сразу ползет и обнимает.

Главное правило любого раннего развития – проверьте безопасность ребенка, ненавязчиво следите за ним, предотвращая возможные травмы.

Также важно: любые занятия должны приносить и вам и ребенку радость и удовлетворение.

Физические занятия (массаж и гимнастику) лучше отменять, когда малышу нездоровится.

Здоровья вашим детишкам, отличных достижений и удачи!

Романова Анна Евгеньевна, annys@inbox.ru.