Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев)

Полезность: 3,3 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (42 оценки)

Термин появился не так давно, и если сначала многие молодые и прогрессивные родители заинтересовались методикой Никитиных, Домана и других, то сейчас все стараются тщательно взвесить плюсы и минусы разных методик и выбрать из всего их многообразия что-то приемлемое для своих детей и для них самих.

Оговорю сразу, что пока не знаю, как действует моя методика, которая, по сути, является своеобразной вытяжкой, квинтэссенцией из признанных работ. Моему сыну всего семь месяцев, и я не знаю, как то или иное наше занятие повлияло на его развитие, помогало ли или, возможно, мешало. Но пока результаты нравятся не только мне, но и участковому педиатру.

Идеальная беременность закончилась достаточно быстрыми, несложными и абсолютно безболезненными родами. Алексей родился небольшим: 3220 грамм и 51 см.

Необходимость раннего развития я осознала сразу. Распишу наши занятия по месяцам.

В течение первого месяца мы акцентировали внимание ребенка на разнообразных картинах, висящих на спине в доме, давали дотронуться до вышивки, масляной живописи, стекла, картона, макраме и прочих материалов с разной текстурой. Папа пел сыну разнообразные мелодичные баллады. Мы давали ему пальчики в кулачки; выкладывали на живот, прижимая ладонь к пяточкам, тем самым стимулируя рефлекторное ползание; постоянно разговаривали, лучше всего стихами.



Результаты развития: появилась осмысленная улыбка, к концу месяца удерживал голову как в вертикальном положении, так и на животе.

Второй месяц: с разрешения невропатолога ввели элементы динамической гимнастики. (Важно! Перед тем, как решится на введение динамической гимнастики, взвесьте все "за" и "против" и посоветуйтесь с врачом, прослушайте курсы. Начинайте заниматься, как только малыш начинает держать головку, не раньше и не позже.) Мы повесили над кроваткой гирлянду (мобиля у нас не было, в игрушках не должно быть пассивного элемента, только активные), ввели массаж по возрасту (непрофессиональный, делала сама).

Результаты развития: переворот с живота на спину, на животе начал приподниматься на локтях, начал гулить очень разнообразно, с согласными "р", "в".

Третий месяц: к постоянным разговорам с ребенком прибавили чтение стихов. Стихи подойдут абсолютно любые, какие нравятся вам, хоть Рубцова, хоть Пушкина, хоть Асадова. Ребенку все равно, главное – ритм. Первые книжки (желательно с рисунками, но не специальные, типа "Тьюни-лавской" мягкой, а обычные картонки) даются в руки, мама гладит их вместе с ребенком.

В этом возрасте и я начала петь песенки, так как ребенок лучше воспринимает высокие женские голоса. Чем песенок больше, тем лучше, бодрые и веселые на игры на массаж, мягкие, тягучие – на засыпание.

Результаты развития: научился брать погремушку, захохотал в голос, перевернулся со спины на живот, начал пытаться перемещаться по-пластунски.

Четвертый месяц: произошел наш выход в люди (чем раньше, тем лучше, если ваш малыш на грудном вскармливании, то инфекции ему практически не страшны), пальчиковая гимнастика (особенно важны места прикрепления больших пальцев на руках и ногах), начали класть на пол.

Результаты развития: пополз по-пластунски, при вкладывании пальчиков в ладошку сам садился и вскакивал на ножки, начал вставать на четвереньки и откликаться на свое имя, перекладывал игрушку из руки в руку.

Пятый месяц: поощрения интересов ребенка. Потянулся к журналу – дайте ему журнал, взял фломастер – подсуньте ему лист бумаги. Самое время для мягких игрушек. В разговорах обращайтесь к ребенку "Леша, посмотри, это мама, а это папа, а где же бабушка?" и т.д. Важно! В этом возрасте особенно следите за безопасностью ребенка, не позволяйте ему засовывать мелкие детали в рот, следите за чистотой предметов, которыми играет ребенок. Помните: правило золотой середины во всем!

Результаты развития: пополз на четвереньках вперед, правда, не очень уверенно, держит тарелку сам, говорит "на меня".

Шестой месяц: как можно чаще оставляйте ребенка развлекаться одного. Если он начинает капризничать, научить его играть с игрушками, покажите, как собирается пирамида, качается неваляшка, катается мячик. Чем больше самостоятельного познания, тем лучше, ребенок должен все преодолевать сам. Не получается переползти преграду, например, в виде одеяла – не трогайте ее, этим вы лишите ребенка важного открытия. Не может он перевернуться с живота на спину – не помогайте, пусть он научится сам, для него это большая радость.

Результаты развития: сел, встал, держась за опору.

Седьмой месяц: играйте вместе с ребенком. Все, что интересует ребенка, должно быть обследовано им. Кстати, дети в этом возрасте очень любят говорить по телефону, печатать на клавиатуре или играть на пианино. Важно! Проверьте, чтобы ребенок не мог добраться до электропроводов.

Наши результаты: пошел вбок, приставным шагом, держась за опору, за две руки бодро шагает вперед. Говорит "мама", "папа", "баба", "дя", "на", делает "пока-пока". Отлично листает любые книги, очень их любит, если видит, то сразу ползет и обнимает.

Главное правило любого раннего развития – проверьте безопасность ребенка, ненавязчиво следите за ним, предотвращая возможные травмы.

Также важно: любые занятия должны приносить и вам и ребенку радость и удовлетворение.

Физические занятия (массаж и гимнастику) лучше отменять, когда малышу нездоровится.

Здоровья вашим детишкам, отличных достижений и удачи!

Романова Анна Евгеньевна, annys@inbox.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Раннее развитие детей в повседневной жизни (от рождения до семи месяцев)"

Вы не авторизованы.

Мы опять о разном.

Вы читали эти книги?
Я читала. и 17 лет назад и совсем недавно. ну, какие там методики и высоты образования?
Это пособие по выживанию и сохранению в детях их способностей, несмотря на окружающие обстоятельства.
Больше половины объема книг-как кормить, как одеть и организовать.Как сделать так, чтоб не заболели.Т.е физиологические совершенно подробности.

Никаких специально организованных занятий.
На детей просто обращали внимание и поняли, что в результате этого дети почему-то шагнули дальше, чем виделось.

Многие идеи Никитиных были революционны для того времени и вполне обыденны сейчас.

Пример ваш тоже условно корректен. Сколько было старшим детям?
и сравнивать я предлагаю не времена, а семьи одного времени. Среди ваших ровесников училось очень много детей из больших многодетных семей? А сколько их сейчас?так, чтоб все 6-7-8 и учились и процветали.

А про само себя проявляет верно только отчасти.Вот я опять про Ирэн, у которой Миша. Что там больше себя проявляет? Сам Миша, с заложенными в нем способностями? Или все-таки неравнодушная мама?

Я продолжаю думать, что опыт семьи Никитиных действительно, ценен. и все, что я слышала об их детях, мои мысли подтверждает.

По крайней мере мне, с одиним моим ребенком, в эпоху информационного голода, Никитины ОЧЕНЬ помогли, и со втрой, в этопу информационного разгула, помогли тоже.

Кстати, если вспомнить о других педагогах.
Монтессори вот молодец, а сына отдала в интернат " чувствуя, что ее предназначение- чужие дети".

Еще близко знаю известного педагога, профессора, автора фиговой тучи методик.у него 4 сына хронические , нигде не работающие алкоголики, которые после смерти отца пропили не только квартиру, но и похороны родной матери.
Ксати, высшее образование имеется у всех.И с генами там полнейший порядок- мама у них кандидат педагогических наук,а уж окружение....

Резюме- Никитины молодцы и дети у них-супер!!!!!! :-)))
По некоторые ошибки и перегибы, свойственные первопроходцам- согласна. но это меелочи. а жизнь рассудила и показала, что все они делали правильно.
2005-10-05, =СветА™=
Если бы У Никитиных было бы 1-2 детей, то и эксперимента бы не было. Ничем особенным они с детьми не занимались. Игрушки-головоломки были у детей задолго до Никитиных, читать рано учили тоже во многих интеллигентных семьях, достаточно почитать мемуары, через классы перепрыгивали тоже многие. В 19 веке очень часто ходили вольнослушателями 15-летние студенты, один из таких юношей даже стал литератором, увы не гениальным. Если бы Никитины не написали книжку, не пытались выдать свою семейную жизнь за что-то выдающееся, то все бы считали и их и их детей милыми симпатичными людьми. Ну надо же говорили бы, в послевоенное время (только-только паспорта колхозникам дали!), в такой бедности вырастили таких хороших порядочных детей, всех в люди вывели, меньше техникума ни у кого образования нет. Это же не профессоркая семья, не семья потомственных интеллигентов, это интеллигенты в первом поколении! Академическими успехами похвастать не могут, так не было у детей академических занятий, дети скакали, бесились,мастерили, читали запоем книжки. В садик не ходили? А кто-нибудь помнит , что садик давали не всем, не хватало мест на всех детей. Одни дети с бабками сидели дома, другим нанимали 16-летних нянек из деревни. Семья Никитиных жила так, как жили в конце 19-начале 20 века семьи горожан. Какие в то время дет. сады? Книжек не писали тогда родители, а всякие игры-занятия с детьми выдумывали. И журналы детские выписывали с головоломками, задачами, ребусами. И спектакли семейные ставили любительские. И дети не все академиками становились, скромно заканчивали гимназии, реальные училища, университет, лицей, институт, семинарию - то есть уровень образования как у никитинских детей. И в семьях было тоже по 4-6 детей, мама не работала, няню могли нанять далеко не всегда, комнатушки у мещан и обедневших дворян были небольшие, жили довольно скромно и скученно. Ну не дал Бог детям большого таланта, ну и что? Зато семья дружная, весело жили.
2005-10-10, То-се
Про всех не скажу, у меня интерес прагматический. Меня заботят не дети Никитиных сами по себе, а их достижения в результате применения особой системы развития.

Насколько я поняла, книги "Мы, наши дети и внуки" и про игры описывают некие педагогические методики, направленные на достижение каких-то целей. И как же оценивать методику, не узнав о ее результатах? Может, и браться не стоит?

"Среднее значение" я представляю себе как результат "обычного" педагогического воздействия "семья + школа", при условии "типичной" заинтересованности в ребенке с обеих сторон.

Да, возможно "средняя" семья с 7 детьми показала бы худшие результаты. Но не уверена. Семья моего отца - у деда было 10 детей, бабушка погибла, когда младшему (моему отцу) было 4 года. Дед - рабочий на железной дороге в провинции, из крестьян. Старшие дети присматривали за младшими, бедность, послевоенное время. Потом, правда, мачеха появилась.
Результаты? Все дети с высшим образованием, мой отец - я про него писала уже, 4 высших образования, два из них в МГУ, больше 5 иностранных языков (точно не знаю, сколько), ученая степень, чемпион СССР по легкоатлетическому десятиборью, автор нескольких сотен публикаций по аналитической химии, лазерной спектроскопии и, позднее, юриспруденции, эксперт ООН и т.д. Похоже на "результат раннего развития", да? При его всяком отсутствии.
Я не случайно спрашиваю про методики и их результаты, потому что я в них не очень верю. Такое ощущение, что "оно как-то само" себя в ребенке проявляет, если не мешать сильно, и влияние среды - вещь сильно относительная.
2005-10-05, Emily
Не понравились мне таблицы-графики. И у Никитиных эти тараканьи бега мне не нравятся. Все эти пополз-пошел-пописал-заговорил-зачитал забудутся совершенно, а останутся в памяти совсем другие воспоминания. Помнится как у ребенка был, пардон, понос и я уже не успевала мыть-вытирать-переодевать, а тут муж звонит с работы узнать как дела. Наш папа как услышал про пол весь закаканный в шахматном порядке , то хохотал наверное минуты 3!!! У меня сразу отношение к миру изменилось, усталость прошла. Вот такая ерунда остается в памяти. Еще листочек первый зелененький на темном стволе липы, первый яркий закат и горящая от солнца дорожка на пруду, когда первый раз взгляд малыша надолго на всей этой красоте останавливаться стал. Как приятно было мне, маме, в музее, ведь все виделось как-то совсем по другоу, мир стал какой-то умытый, ярче обычного. А то, что ребенок в музее визжать от восторга в 10 месяцев стал, то это вторичное от моего настроения было. Нравилось маме на полу придумывать постройки или перебирать фигурки звериков, так и малышу было радостно с веселой мамой. Полнота жизни какая-то необыкновенная, никакого чувства жертвы, никакого ущемления своих интересов. Вот мой мир котенок - если хочешь и сможешь , то заходи сюда. "Это комната, здесь ты будешь жить. Это коридор. Это кухня, здесь дюдюка живет и любит шоколадки. А это темнота. А это свет", - так муж первый раз малыша на руках по дому носил. Если маме и малышу приятно что-то делать, то совершенно неважно, чем они занимаются. Для счастливого детства нужны только мама и малыш.
2005-10-06, Iren М. Kookliina
Странноватая статья... я по словам моей мамы после родов несколько суток провела в барокамере - родилась весом 4600 у женщины ростом 152 с "узким" тазом, с преждевременным излитием вод и обмотавшись пуповиной... (1977год).
Кесарево ей делать отказались, меня вытягивали щипцами. В семь месяцев я уже ходила и произнесла первые слова (первое слово было "пуговка", - "ба", "ма", "па" и т. д. не в счет). В четыре года я научилась читать вслух и писать печатными буквами... Ну и что?.. Моя мама не считает это каким-либо своим достижением - она считает что я развивалась Нормально, и не более того. Мой брат (1984) еще не умея ходить и говорить (в пол года), подползал к аудиоцентру, ставил нравившуюся ему кассету, сидел и раскачиваясь пел гулением под музыку, причем больше всего ему нравилось подпивать "блатнякам", что ужасно всех забавляло. Ну и что?..
Моей дочке сейчас не полных два месяца - она держит голову (лежа сама, в вертикальном положении я её страхую), улыбается людям (с неполного месяца), хихикает (смеха "в голос" пока не было)произносит агу, ага, эго, мэ, кэ, гэ, вэ, ы, с увлечением бьет по гирлянде-погремушке, и каким-то ненароком подтаскивает по направлению ко рту :))) все что ей посильно из того что привлекает её внимание. Ну и что?..
2006-06-19, Атир
А в чем там методика и достижения? ну, держит голову в месяц, а в пять пробует ползти-это вполне укладывается в возрастные физиологические нормы.

Но ряд вопросов возник.

Отчего ребенку начали петь только в три месяца? обычные мамы поют детям с рождения, я вот уже в роддоме мурлыкала негромко, чтоб окружающих мам не травмировать, а уж по выписке( в пять дней) вообще блажила круглые сутки.

А выход в люди в 4 месяца это как?Мы в магазины-рестораны в 10 дней вышли-это считается? Если да, то множно мы будем первые в очереди из самых раннеразвитых?

Почему 5 месяцев- самое время для мягких игрушек? в каком качестве эти игрушки используются? Мне казалось, что не токсичные и не косматые можно с рождения пользовать. На них, впрочем, и написано, что с "0мес".

Ксати, отчего это "в игрушках не должно быть пассивного элемента, только активный". Что это за элементы такие в игрушках? И кому и что они, кроме безопасности, должны?

А оставлять ребенка в 6 мес одного это, бесспорно, главная задача раннего развития. :-) Один и все преодолевает сам, без помощи. Просто кадры из " идеального солдата".

2005-10-04, =СветА™=
Никто, может, и не считал, но официальная версия была такая. Семью считали самой важной в семье... А на людях человек должен был показывать другое. Я помладше Никитиных, но на своей семье, на семьях, с которыми наша семя дружила, на учителях своих я это ощущала очень хорошо. И по отзывам свекрови сужу. Вот даже книжки детские тех времен и фильмы - есть там такая идеологическая обработка. Читала недавно дочке Драгунского (кстати, вспоминала о нем, когда писала тот пост) - и некоторые моменты "резали ухо". А еще, помню (на официальном уровне), пропагандировалось что-то типа того, что человек обязательно должен достичь чего-нибудь значительного, какая-нибудь цель нехилая должна быть. Никто не представлял себе цель вырастить инженера, или экскурсовода, который будет себе жить-поживать, работать (хорошо работать), детей растить, о семье заботиться. Вот и тут достижения измеряют количеством Нобелевских премий и членством в Академиях. Детей Никитиных считают неудачниками. Мол, ни велкими учеными, ни великими спортсменами не стали.
А с последним высказыванием (по поводу смысла раннего развития) - согласна :)))
2005-10-18, Штуша
Поделитесь:

04.10.2005
Обновлено 04.10.2005
Близкие по теме статьи
Детская комната как развивающая среда
Детская комната как развивающая среда
Советы от Михаила Федотова – врача, педагога, отца 10 детей
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?
Обзор развивающих пособий и опыт "бесполезных" игр.
Раннее развитие — это нормальное развитие ребенка
Раннее развитие — это нормальное развитие ребенка
По какой методике должно начинаться раннее развитие ребенка?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!