Предлагаю Вам познакомиться с развивающими играми, разработанными и описанными замечательным педагогом и ПАПОЙ с большой буквы - Борисом Павловичем Никитиным в книге "Интеллектуальные игры". Если Вы не читали эту книгу, настоятельно советую - почитайте.

Первая игра, доступная малышу - "Рамки и вкладыши Монтессори". В состав игры входят 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Это: круг, квадрат, треугольник равносторонний, эллипс (овал), прямоугольник, трапеция, ромб, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы, треугольник разносторонний.

Они могут быть изготовлены вами самостоятельно из картона, как описано в книге самого Никитина, или куплены в магазине. Сейчас в продаже есть наборы сделанные из фанеры и из пластмассы.

Если использовать игру немножко не так, как там рекомендуется, можно будет начать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено, например, в 10-12 месяцев.

Начинайте с показа вкладышей. Возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

После предварительного знакомства с вкладышами покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие, говорить можно по-разному: "Смотри, вот дырка в виде круга" или "Вот круглая дырка".

Третий этап. Возьмите одну рамку "круг" и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте "окошко", потом снова его откройте, комментируя словами "окошко закрыто, окошко открыто" или "мама закрывает окошко, открывает...". Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку к рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Затем опять сами закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку. Открывать малыш сможет любую из них, а вот закрыть, пожалуй, пока не сможет ни одной. Это дело ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.

Учим закрывать "окошки". Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть.

Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: "это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?". Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не "давай я закрою", а "давай сделаем вместе". И направьте его руку в нужном направлении.

В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну - посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу около полутора лет еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

Очень постепенно подходите к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а затем и все 16 рамок.

Эти же рамки можно использовать для подготовки руки к письму и рисованию: рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу. Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще надо делать. Поэтому начните все сами. Возьмите рамку "круг", обведите. Дайте рамку малышу, сами возьмите другую, например, "овал". Продолжайте обводить на своем листочке. Малыш попытается нарисовать круг по рамке, но сначала карандаш будет съезжать в середину рамки. Не говорите, что у него не получается. Наоборот, похвалите, даже если малыш просто попал карандашом внутрь рамки.

За одно занятие достаточно один раз попробовать. Не делайте все это нудными уроками с обязательным обведением заданного количества фигур. А главное, для малыша сейчас важен только процесс: какая интересная новая игра - обводить рамку карандашом, а не результат: что получилось на бумаге. Не требуйте тщательности, аккуратности, усердия, вообще ничего не требуйте. Постепенно все начнет само получаться.

Если у малыша начинает получаться обводить фигуры внутри рамок, пусть попробует закрашивать фигуры. Сначала это можно делать, прямо не снимая рамку с бумаги, тогда и не вылезешь за край. Но только рамку надо держать так, чтобы она не съезжала, поэтому помогите ему держать рамку. Когда он поймет, как закрашивать (не научится аккуратно закрашивать, а только поймет, что значит водить карандашом внутри фигуры), нарисуйте ему фигуры по рамкам сами и пусть попробует их раскрашивать. Можете делать это вместе (раскрашивать одну фигуру). Не требуйте от ребенка не вылезать за край, закрашивать до конца и т.д. Этому он научится гораздо позже.

Лена Данилова, lena@danilova.ru, сайт "Раннее развитие".