Содержание:

Многие молодые семьи после рождения ребенка перестают вести активный образ жизни и только с завистью поглядывают на знакомых, которые рискуют отправляться с детьми в самые разные поездки и путешествия. А ведь рождение ребенка не повод запирать себя в четырех стенах. С какого возраста возможно путешествие с ребенком?

В принципе, отправиться в небольшую поездку на автомобиле или даже на электричке и автобусе можно и с младенцем, если вам удобно пользоваться слингом. Вы можете спокойно наслаждаться достопримечательностями, а ребенок большую часть времени будет просто спать или осматривать окрестности с большим любопытством. Если время года теплое, можно отправиться в путешествие и с коляской, при условии что она достаточно легкая и мобильная. Но это в большой степени путешествие для мам, которые устали сидеть дома, а не для малыша.

А каким может быть первое путешествие с ребенком и для ребенка? Начиная с 3-4 лет, ребенок уже может интересоваться новыми местами, экспонатами музеев, обращать внимание на необычные дома или скульптуры, замечать красоту окружающего мира. Путешествия возможны и с более маленькими детьми, только надо учитывать, что они утомляются еще быстрее и возможно, захотят спать днем. В этом случае удобно брать с собой коляску-трость, она легкая, очень компактная и даст возможность ребенку поспать часок. Родители в это время могут спокойно посидеть в кафе или погулять по музеям или улочкам города. Еще маленьким детям сложнее объяснить, почему в музее нельзя ничего трогать, они начинают капризничать и теряют интерес. С ними лучше гулять по паркам или историко-архитектурным комплексам, где есть возможность побегать, потрогать цветы, посидеть на скамеечке. В некоторые музеи разрешен вход с коляской.

Для начала можно попробовать отправиться в поход по окрестностям: пойти в парк на целый день, посетить интересный для вас музей или поехать в зоопарк. Не забудьте взять с собой еду и сок для малыша, игрушки, влажные салфетки. Фотоаппарат тоже небесполезная вещь в длительной прогулке. Все прошло удачно? Теперь можно собираться в первое путешествие с ребенком по-настоящему.

К содержанию

Куда едем?

Для первого знакомства с культурными ценностями и просто для погружения в новую, не совсем обычную обстановку прекрасно подойдут так называемые города Золотого кольца. Это маршрут по древнерусским городам, расположенным преимущественно на северо-востоке от Москвы. Владимир, Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома и другие города, в которых сохранились во множестве историко-архитектурные памятники XII — XVIII веков, есть много разнообразных музеев.

Их очевидные плюсы в том, что они расположены недалеко от Москвы, до них легко добраться, туда часто организуются автобусные экскурсии, там красиво, и ребенок может увидеть много того, чего не увидишь в городе. Кроме музеев и храмов, это могут быть и деревянные дома, и домашние животные: куры, лошади, гуси. Во многих городах есть реки и озера в городской черте, которые дети обожают. Люди в провинции, даже такой близкой от центра, более приветливы и доброжелательны, ритм жизни намного спокойнее.

Путешествие с ребенком по Золотому кольцу откроет ему новые стороны жизни. Очевидным минусом Золотого кольца является низкий уровень сервиса: на пригородных вокзалах обычно нет комнат матери и ребенка, далеко не везде есть достаточное количество гостиниц, где можно на одну ночь остановиться. Питание — тоже вопрос серьезный. Найти кафе, подходящее для обеда с ребенком, с приличным уровнем обслуживания, подходящим меню и умеренными ценами можно не сразу и не везде, а ведь с ребенком возможности долго выбирать место обеда не будет. В принципе, можно взять с собой и бульон в термосе или перекусить булочками с соком, поесть йогурт и бутерброды, но это не совсем удобно, если погода на улице не очень хорошая. Заранее узнать, как в городе обстоят дела с "общепитом", можно в интернете, на городских форумах. Даже если там не обсуждается эта тема, если вы зададите вопрос, местные жители с удовольствием поделятся с вами своими знаниями и впечатлениями. А заодно и предостерегут: расскажут о тех заведениях, куда ходить не надо.

К содержанию

Как пережить дорогу?

Для начала стоит определиться с тем, как вы будете добираться. Лучше не ехать в организованную автобусную экскурсию с ребенком-дошкольником, потому что он, скорее всего, не сможет долго слушать экскурсовода, потому что далеко не все ему будет понятно. Детям интересны новые места, но сидеть спокойно на месте или цивилизованно следовать за экскурсоводом они не будут, поэтому маршрут экскурсии у вас будет свой. К тому же в любой момент у вас может возникнуть необходимость накормить ребенка или отправится с ним искать туалет.

Если вы едете с группой, надо настроиться на то, что вы гуляете, возможно, отдельно и потом приходите к автобусу сами. Если дорогу ребенок переносит легко и сможет спокойно провести в автобусе пару часов, то можно ехать и так, но согласитесь, обидно платить за услуги экскурсовода, которого вы можете не услышать.

Поэтому удобнее всего заранее ознакомиться с тем городом, куда вы едете по книгам и путеводителям, купить на месте карту и ни от кого не зависеть. Такой вариант вообще достаточно удобен: вы смотрите то, что вам интересно и столько, сколько нужно, вам не приходится постоянно думать об опоздании на обед или на автобус, вы свободны и наслаждаетесь новыми впечатлениями.

В любом случае вы проведете в пути не менее двух часов, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы путешествие с ребенком с самого начала было удачным. В дорогу нужно запастись большим набором детских развлечений и терпением. Могут пригодиться: детские книжки и журналы, которые можно читать или выполнять в них задания, мелкие игрушки, в том числе разбирающиеся или заводные, ручки и блокнотики, воздушные шарики, головоломки и другие полезные мелочи. Часть времени можно посвятить загадкам, словесным играм, рисованию одной картинки по очереди, сочинению сказок и стишков, угадыванию с какого слова начинается буква (полезная игра на развитие фонематического слуха) и т.д. Еще какое-то время ребенок может быть занят наблюдением за пейзажем, подсчетом проезжающих машин или едой (если его не укачивает в транспорте). К сухарикам, бананам и яблокам не забудьте влажные салфетки.

Возможно, если вы перед поездкой встанете раньше, чем обычно, то в дороге ребенок может поспать, но практика показывает, что часто сборы настолько возбуждают ребенка, что заснуть ему не удается. Родителям, соответственно, тоже.

К содержанию

С чего начать?

Выбирайте город, до которого вам добираться удобнее всего, потому что измученный дорогой ребенок будет не рад приключениям и быстро устанет. Поэтому для начала, чем ближе, тем лучше. Сергиев Посад, Переславль Залесский, Александров, Суздаль, Владимир… Во всех этих городах найдется что посмотреть: В Сергиевом Посаде это Троице Сергиева лавра и Музей игрушки, в Переславле — Спасо-Преображеский собор, музей паровозов. Каждый город Золотого кольца имеет свою изюминку.

Чтобы путешествие с ребенком удалось, не ставьте цель обойти все достопримечательности, которые вам интересны. Настройтесь на то, что, возможно, вам это не удастся. Но ведь ваша задача показать ребенку новые места, сменить обстановку, увидеть что-нибудь любопытное, а это в любом случае будет. Поэтому расслабьтесь, запаситесь спокойствием и просто получайте удовольствие от поездки и радуйтесь за своего ребенка.

Учитывайте интересы юного путешественника. Маленьких детей редко вдохновляют такие цели путешествия, как "посмотреть архитектуру", "погулять по городу", "посетить храм". Их интересы более конкретны. Пойти в музей "смотреть пушки", поехать смотреть настоящую карету, залезть на паровоз, намочить ручки в фонтане, увидеть, как жили те самые "дед да баба" из любимой сказки — гораздо более вдохновляющие цели.

Маленькие дети не способны долго чинно бродить по музею, смотреть на витрины (что бы там ни было внутри) и слушать, для них важна интерактивность и смена деятельности, ругать их за подвижность и стремление все потрогать бесполезно. В некоторых музеях проводят мастер-классы, показывают, как прясть, организуют игровые программы или спектакли. Все это способствует запоминанию нового и, конечно, оставляет от поездки самые благоприятные впечатления.

К содержанию

Подготовьтесь заранее

Заранее постарайтесь узнать о месте, в которое вы едете, как можно больше. Посмотрите в библиотеке или в интернете информацию о достопримечательностях и о том, как до них добраться, поговорите с теми, кто там уже был. Выпишите адреса тех музеев, которые хотели бы увидеть, чтобы вам было проще их найти. Местные жители с удовольствием подскажут вам дорогу, но лучше подстраховаться и купить на месте туристическую карту города. На таких картах обычно указываются не только достопримечательности, но и кафе, вокзалы, автостанции и другие нужные объекты.

Чтобы сохранить бодрость духа, будьте готовы к неожиданностям. Путешествие с ребенком может пройти не по запланированному вами сценарию: опоздает электричка, ребенок устанет быстрее чем вы думаете, какой-то из интересных вам музеев окажется закрыт… Бывает разное, поэтому если что-то пойдет не так, не считайте путешествие неудавшимся, а найдите в случившемся и хорошие стороны.

И напоследок еще один совет: если ребенок устал, возможно, его взбодрит отдых и перекус или посещение детской площадки. Это удивительно, но смена деятельности и новые эмоции придают детям огромное количество энергии. Например, недавно мы всей семьей были в Санкт Петербурге и гуляли там целыми днями с детьми 4 и 6 лет. Очень полезной оказалась смена деятельности: зашли в музей, потом погуляли, потом посидели попили сок… Даже уставшие дети, оказавшись в скверике на детской площадке, немного отдохнув, начинают лазить и носиться как будто только что вышли из дома. Давайте ребенку возможность отдохнуть и переварить новые впечатления.

Чтобы путешествие с ребенком запомнилось надолго и юный турист полюбил такие поездки, вам понадобится хорошее настроение, заряд оптимизма и уверенность в том, что все будет хорошо. Если вам интересно, нравится видеть новые места, вы полны энергии и любопытства это обязательно передастся и ребенку. Удачного вам путешествия!

Комольцева Наталья, педагог