Содержание:

10-18 августа 2004 года
Экипаж: водитель - Сергей, сменный водитель и штурман - Светлана, пассажиры - Катя (12 лет) и Василиса (6 лет). Автомобиль - ВАЗ-21083 1999 года выпуска.

Мой муж любит быструю езду, дети зачитываются Карлсоном, а для меня главное - когда всем хорошо. Вот из этих трех составляющих и родился маршрут нашего отпуска.

Почему мы отказались от традиционных автобусно-паромных предложений многочисленных турфирм и предпочли путешествовать самостоятельно? Прежде всего при составлении программы поездки мы ориентировались на интересы детей - хотели их порадовать перед наступлением нового учебного года.

Нам обязательно надо было попасть в Финляндию до 15 августа (потому что 15 августа закрывается Мумми-дол), провести в Турку не менее одного полного дня (опять же в Мумми-доле), пробыть в Стокгольме не менее трех дней, причем в один из них мы хотели обязательно съездить в Парк Астрид Линдгрен в Виммербю.

Ну и немаловажный фактор - деньги. Хотелось, естественно, не только побольше посмотреть, но и потратить меньше денег. Тура, отвечающего всем этим требованиям, мы не нашли, и решили создать его сами.

К содержанию

Подготовка

Подготовка началась с виз и билетов на паром. Мы воспользовались предложением компании Силья Лайн и забронировали каюту и машиноместо на пароме по маршруту Турку - Стокгольм - Хельсинки и номер на 2 ночи в гостинице Scandic Ariadna в Стокгольме. Это обошлось нам в 516 Евро за четверых. Плюс ночь в отеле Ramada в Турку - 165 Евро, финские визы - 45 Евро с паспорта, то есть 90 евро за всех (дети вписаны в один из паспортов) и обязательная медицинская страховка - 1 Евро в день с человека, всего 28 Евро.

Итого в Москве мы заплатили 899 Евро. С собой мы взяли 1000 Евро и, в качестве н/з, - 700 долларов.

За несколько дней до отъезда я отвезла нашу восьмерочку в сервис с просьбой полностью продиагностировать ходовую, заменить все, что заменяется, отрегулировать все, что регулируется, и в целом подготовить ее к дальней дороге. Что в результате было сделано: заменили ремень ГРМ, ремень генератора и резонатор, поменяли масло с соответствующими фильтрами, долили тосол, отрегулировали клапана и ручной тормоз. Все это обошлось нам в 3000 рублей.

Муж торжественно наклеил на заднее стекло обязательный овал RUS, погрузил в багажник домкрат, набор инструментов, компрессор и двадцатилитровую канистру для бензина, в салон - детское автокресло для младшей дочери, отвинтил верхний багажник, и машина была готова к путешествию.

К содержанию

День первый, вторник

Выехали немного позднее, чем планировали - в 7 утра. На удивление, Москва уже не спала, и машин на улицах было довольно много. Тем не менее, удалось до пробок выехать из города и где-то около полдевятого утра мы были уже в Клину, где заправили полный бак. Этого нам хватило почти на всю дорогу, и второй раз мы заправлялись уже на подъездах к Питеру.

Сергей гордится тем, что за всю дорогу нас не обогнала ни одна машина. Среднюю крейсерскую скорость он держал 100 км/час, ехали мы почти без остановок (естественно, все были пристегнуты, а Василиса ехала в детском кресле) и в 14.30 въехали в Петербург.

Что поразило в Петербурге - постоянные пробки. В Москве можно практически свободно передвигаться на машине поздно вечером и днем в интервале между 11 и 16 часами. В Питере дороги забиты всегда. Все эти прямые, широкие и такие на карте привлекательные для автомобилиста проспекты усеяны бесчисленным количеством светофоров, разогнаться невозможно даже километров до 50.

Еще власти почему-то перекрывают для ремонта целиком всю ширину улицы, в обе стороны, причем всегда довольно неожиданно. Приходится искать объезд, что для человека иногороднего весьма непросто. Объехать город, чтобы попасть в него с другой стороны, тоже нельзя - КАД строится, но состояние стройки весьма удручающее.

Хямеэнлинна. Вид на противоположный берег озераИ водители на дороге ведут себя совсем не так, как в Москве. В Москве я каждый день поворачиваю налево во двор на достаточно оживленной улице, и встречный поток меня всегда пропускает, останавливаясь и помигивая фарами. В Петербурге нас не пропустили ни разу, и я не видела, чтобы кто-то кого-то пропустил. Простая мысль о том, что зачастую легче пропустить, чем протискиваться в узкую щель, еще не овладела сознанием питерских автомобилистов ан масс.

Наконец-то доехали до квартиры, в которой нам предстояло ночевать. Квартира эта находится в центре города, совсем рядом с Невским проспектом и заслуживает отдельного описания. В типичный "достоевский" двор-колодец ведет узкая, длинная и темная подворотня. Двор небольшой, с зеленым островком посередине и соревновательным местом для парковки - "кто раньше встал, того и тапки". При этом 2 из 10 мест заняты ржавыми "копейками", одна из которых почему-то вся прострелена (ночью, кстати, было слышно нечто, похожее на выстрелы).

Подъезд, называемый здесь "лестницей № 8", - темный, таинственный, со сточенными многими поколениями жильцов ступенями. Окна комнат с низкими, до колена, подоконниками смотрят во двор, а окно кухни выходит в странный внутренний колодец размером 2 на 2 метра с полом на уровне 2 этажа, мокрым и заваленным мусором. В этот же колодец выходят окна подъезда соседнего дома, вплотную пристыкованного к нашему. Вот так все непросто.

К содержанию

День второй, среда

Скальные обнажения вдоль дорогиПодняли детей опять рано - в 6 часов. Младшая спросонья спрашивает: "Мама, а что, в Петербурге всегда так рано надо идти гулять?" Надо сказать, что дети не знали об истинном маршруте нашего путешествия, они думали, что вся поездка ограничится неделей в Питере, и все. Сюрприз удался - о том, куда мы едем, девчонки поняли только на таможне, увидев здоровенный указатель с надписью "Финляндия". Обрадовались, конечно, а когда узнали про Швецию, чуть не выпали из машины от неожиданности и восторга.

Не доезжая Выборга, заправили бак до полного и заполнили ждущую своего часа канистру. Там же, на заправке "ЮКОС", купили "зеленую карту" - страховку на автомобиль. Обошлась она нам в 385 рублей на 2 недели, пункт работает круглосуточно, и таких точек продажи около Выборга очень много.

В 11 утра мы были в Брусничном - пункте перехода границы. Он дальше от Выборга и находится в стороне от трассы на Хельсинки, поэтому мы предположили, что народу будет немного, и уж всяко не должно быть туристических автобусов. Так и оказалось. Все формальности с обеих сторон границы заняли у нас полтора часа, причем, если бы мы заранее взяли и правильно заполнили декларацию, а не впустую стояли в очереди, то сэкономили бы как минимум минут 30.

Турагентство открыло нам визу на день раньше забронированной ночевки, и мы могли не спешить в Турку, а немного попутешествовать по Финляндии. Наш маршрут проходил через Лаппеенранту (трасса13), Коуволу (трасса 6), Лахти (трасса 12), Хямеэнлинну и по 10 трассе прямиком на Турку. Немного дольше, чем через Хельсинки, но мы хотели разнообразить наш путь.

КрепостьШоссе шло по лесу, и первая наша остановка на финской земле произошла на лесной полянке, немного в стороне от дороги. Прихваченная из Москвы скатерть и сделанные в Питере бутерброды пригодились на нашем импровизированном пикнике. Дети нашли несколько подберезовиков, радовались крохотным елочкам, а я удивлялась, что в десяти метрах от полянки проходит федеральная трасса, а здесь тихо, растут грибы и малина, и ходят совершенно непуганые лесные птицы. И еще запах - терпкий, можжевеловый, совершенно непохожий на запах нашего леса.

Сергей долил бак дополна из канистры, и мы тронулись в путь. Шоссе в Финляндии проходят в стороне от городов, дорожное покрытие хорошее, все едут аккуратно, соблюдают правила и вежливо пропускают друг друга. Очень внятные дорожные указатели - с номером трассы, названиями ближайших и крупных населенных пунктов, то есть заблудиться невозможно.

Ограничение скорости - 80 км/ч, на некоторых шоссе - 100 км/ч. Нарушать нельзя, приходится ехать с постоянной скоростью. С одной стороны, это здорово экономит бензин - на одном сорокалитровом баке мы проехали 600 километров, и первый раз заправлялись уже в Швеции. С другой стороны - монотонность усыпляет, и мы несколько раз менялись местами, опасаясь заснуть за рулем.

Дети на камняхПоразили нас обочины - чистые, либо посыпанные гравием, либо засаженные коротенькой травкой. Ни пыли, ни грязи. В результате машина наша после окончания путешествия была такой же чистой, как до него.

Часто встречаются огромные валуны, оставленные когда-то ледником, обнажения скальных пород, а иногда дорога прорублена прямо в скале.

Еще что нам показалось интересным - постоянно вдоль дороги попадаются дома, отдельно стоящие или сгруппированные по 2-3 строения. Причем стоят они почти у шоссе, но при этом их практически не видно - так ловко они вписаны в окружающий пейзаж. То угол дома мелькнет, то крыша. Бывает и так, что хутор построен посреди огромного пшеничного поля, но тогда постройки обязательно окружены небольшой рощицей, скрывающей жизнь хозяев от посторонних глаз. Иногда от шоссе отходит второстепенная дорога к такому вот хутору или деревеньке, а на развилке стоят симпатичные разноцветные почтовые ящики.

Дом у дорогиНочевать мы предполагали в Хямеэнлинне. Путеводитель сообщал, что городок достаточно интересен, в нем имеется озеро, рыночная площадь и старинная крепость, основанная еще ярлом Биргером. Так и оказалось. В городке 45 тысяч жителей и масса музеев - тюремный, артиллерийский, краеведческий, музей открыток. Тихий, аккуратный город с центральной пешеходной улицей, разноцветными домами и многочисленными магазинами и ресторанами.

Там же, в центре, мы нашли отель Emilia. На жестовом английском попросили комнату для двоих взрослых и двоих детей. Нам предложили трехместный номер с дополнительной кроватью, который оказался вполне приличным, большим, с кондиционером, двумя санузлами и видом на живописную пешеходную улицу. Это стоило 102 Евро, автостоянка - бесплатно.

Впервые столкнулись с финской дороговизной. Скромный ужин на четверых в гостиничном ресторане обошелся нам в 60 Евро, учитывая то, что младшая ест только картошку-фри и ничего больше.

Почтовый ящик у дорогиНемного в стороне от центра города расположен замок-крепость Хяме, строившийся с ХIII по ХVIII век. Крепость выстроена из красного кирпича, имеет внутренний дворик, а стены очень толстые и полые внутри, в них располагались жилые и хозяйственные помещения.

Во двор вход свободный, а на двери, ведущей внутрь крепости, висит табличка на разных языках, в том числе и на русском: "Входа без билетов нет". Тем не менее, никто у нас билетов не требовал, и мы без билетов посмотрели всю крепость, действительно интересную и необычную, со рвом, крепостными стенами и видом на озеро.

На противоположной стороне озера каскадом к воде спускаются дома, здесь же, под стенами крепости, сидит рыбак, чуть поодаль - газон со скамейками и детской площадкой, парк с лодочной пристанью. Обычная тихая европейская идиллия.

К содержанию

День третий, четверг

Дом муми-троллейПозволяем себе встать немного позже - не в шесть, как обычно, а около восьми, надо ведь еще успеть на гостиничный завтрак. Приличный шведский стол - разнообразия большого нет, но продукты качественные и вкусные, даже овсянка присутствовала, банальная овсянка на воде.

Ехать в Наантали, где находится Мумми-дол, недалеко - 170 километров, через Турку, так что часов в 11 мы уже заруливаем на Мумми-стоянку, берем билеты, и бесплатный автобус везет нас в Долину Мумми-троллей. Мумми-стоянка стоит 4 Евро за весь день, но потом мы поняли, что можно было обойтись и без нее, и без бесплатного автобуса - просто доехать самим.

Без билетов не обойтись - они выглядят как браслеты, намертво прикрепляются к руке и на всей территории ненавязчивые улыбающиеся девушки внимательно вглядываются в запястья посетителей. Видов билетов несколько, по разным ценам, мы выбрали билеты за 24 евро на взрослых и по 15 на детей. В стоимость входит посещение парка Мумми-троллей, театра Эмма и острова приключений Вяски.

Катя с муми-троллемМумми-дол - полный восторг. Дети улыбались непрерывно, фотографировались с мумми-мамой и мумми-папой, бегали в домике мумми-троллей с этажа на этаж, ложились на их кроватки, садились за их столики, заглядывали в шкафчики - все это можно, трогай и бери все, что хочешь.

Да и мы, взрослые, тоже не остались в стороне. Я пускала кораблики по мумми-реке, а Сергей засел в кабинете мумми-папы писать "мемуары" на старинной пишущей машинке. Территория большая, чтобы все посмотреть, нам понадобилось часов 5. Устали, конечно, страшно, там же поели в фастфуде (16 Евро).

В театр Эмма, посещение которого входит в стоимость всех без исключения билетов, можно не ходить - все на финском, но Василису все-таки что-то заинтересовало, и она заставила нас высидеть все получасовое представление.

Остров Вяски. КатяВ принципе, наш билет был рассчитан на 2 дня, и остров Вяски мы могли бы посетить на следующий день, но дети были так взбудоражены, так жаждали приключений, что мы решили ехать немедленно.

На остров везет маленький кораблик с капитаном в пиратском костюме и такой же командой. Плыть совсем недолго, минут 15. На острове находится собственно остров приключений и больше ничего. Другим путем, кроме как на катере, попасть на него нельзя. Собственно, приключения на острове спортивно-туристические, разбавленные крестьянским бытом. Стрельба из лука, тарзанка, хождение по канату и на ходулях, скалолазанье, финская деревня. Я научилась ходить на ходулях, Сергей стрелял из лука, как Робин Гуд, а дети визжали на тарзанке, прыгали на батуте и гладили кроликов в финской деревне.

Неожиданно обнаружили сауну. Открыли дверь в какой-то очередной домик, а там - сауна, пожалуйста, заходи, парься, тут же рядом озеро, в которое можно радостно прыгнуть после бани. Так же неожиданно нашли чернику. Под ноги посмотрели - а вокруг черничные кусты, сплошь усеянные ягодами, хоть расческой собирай. Возвращались с синими языками, конечно.

В Турку нас ждал заказанный отель Рамада - 2 двухместных номера с дверью между ними. По дороге заезжаем в супермаркет Спар, закупаемся продуктами на 40 Евро - ветчиной, сыром, хлебом, булочками, минералкой, соками. Ужинаем у себя в номере, уже поняли, что придется экономить на еде. Так поступаем и впоследствии - завтраки в гостиницах, обеды где-нибудь подешевле, типа пиццерии или бизнес-ланча в ресторане, и ужин в номере - бутерброды, салаты и печенье из магазина.

К содержанию

День четвертый, пятница

Собачья камера хранения перед супермаркетомШведский стол хорош безусловно и более разнообразен, чем в предыдущей гостинице. Расчетный час в 12, так что собираем вещи, грузим их в машину и идем гулять по Турку. Машину можно оставить до вечера на гостиничной стоянке.

Выходим к Микаэленнкирку. Это церковь Архангела Михаила - построена в начале века, типичная псевдоготика. Чем-то напоминает Исторический музей.

Ремесленный музей Луостаринмяки - сохраненный старый городской квартал с домиками, в которых сидят всякие ремесленники - часовщик, кружевница, резчик по дереву, сапожник, булочник - и у тебя на глазах работают. Входной билет - 3.40 евро, но их не проверяют. Мы и не стали платить.

Стоимость осмотра пустых интерьеров крепости Турку составляет 6.40 на взрослого и 4.50 для ребенка. Снаружи крепость куда интереснее, чем внутри. Выглядит она достаточно монументально и привлекательно, а залы практически пустые.

Очередь на паромВ музее при крепости в принципе есть, что посмотреть - шпаги, пистолеты, старинные костюмы. Войти можно через выход - он справа от ворот сразу.

Поели в кафе при музее - два шведских стола обошлись в 27 евро. Детей накормили ими же. Оказывается, у них есть квас, точно такой же на вкус, как наш.

До отплытия оставалось еще несколько часов, и мы решили поехать в большой торговый центр Mylly, типа нашей Меги. У входа в магазин стоят специальные клетки для собак - зеленые, сетчатые и собачка на дверце нарисована - чтобы не перепутать, кого туда сажать надо.

Отправление парома "Силья Европа" в Стокгольм - в 21.15. Мы приехали заранее, за два часа. Зрелище, конечно, потрясающее - сначала сплошным потоком въезжают огромные грузовики, потом такой же нескончаемой рекой плывут легковушки, а где-то с другой стороны входят безлошадные пассажиры. И вся эта масса людей и машин запросто помещается в огромном 12-палубном пароме!

Читать Часть II

Светлана Тортунова, tortunova@mail.ru.