Содержание:

Я никогда не предполагала, что у моей дочери в школе начнутся такие серь­езные проблемы. Она была активным, жизнерадостным ребенком, который всегда стремился к чему-то новому, но первое знакомство со школьной системой, казалось, уничтожило ее природный оптимизм. Дошло до то­го, что пришлось заниматься с ней дополнительно - сначала каждый день чтением, а впоследствии и все­ми остальными предметами. Одна­ко, как мы ни старались, становилось только хуже: ребенок жаловался на сильную усталость и головную боль, в какие-то моменты мне казалось, что дочь находится на грани нервного срыва. Я видела, что ей недостает уверенности, девочка теряет веру в себя, в то, что она может добиться поставленной цели. Я никак не могла понять, почему это происходит с моей дочерью, ведь я пыталась ей помочь и даже придумала новую систему про­верки домашних заданий, но в конце концов была вынуждена обратиться за помощью к специалисту.

Во время первой же встречи с психологом мы с дочерью прошли специальный тест. Анализируя его результаты, наш консультант пришла к неожиданным для меня выводам.

"Я вижу, вы обе лучше усваивае­те информацию во время рисования, - сообщила нам психолог. - Хотя вам скорее всего делают по этому пово­ду замечания. Потому что считается, будто нельзя делать несколько вещей одновременно. По вам обеим очень сложно сконцентрироваться на чем-то, если нечем занять руки. Не правда ли?" К моему большому удивлению, я поняла, что она абсолютно права. Хотя я никогда не осознавала, как для меня это важно - что-нибудь чертить у себя в блокноте во время деловой встречи или серьезных телефонных переговоров. "Но, - продолжала пси­холог, - на этом ваше психологическое сходство заканчивается, у вас с доче­рью совершенно различный подход к решению проблем. А вообще по тому, как люди решают свои проблемы, их можно разделить на четыре основ­ных типа. Например, вы выбираете способ, который я называю "быстрый старт". Если вам предстоит начать что-то новое, то вы стараетесь при­ступить к выполнению задания как можно быстрее. Ваша дочь относится к другому типу; она - "сыщик". Прежде чем начать действовать, ей нужно соб­рать как можно больше самой различной информации. Она любит быть в курсе всех деталей предстоящего дела".

К моему удивлению, дочь соглаша­лась с каждым ее словом. Я же никог­да не могла понять, почему некоторые люди так долго копаются, прежде чем начать что-то делать. Мне и в голо­ву не приходило проводить какие-то расследования, я всегда спешила сделать все побыстрее, хотя нередко из-за этого попадала впросак.

"Есть и еще два психологических типа людей: "практик", которому не­обходимы материальные объекты для работы. Такие люди приходят к от­крытиям и решениям только с помо­щью построения различных моделей, проведения практических опытов. И последний тип - "организатор". Та­ким личностям хорошо удается стро­ить правильно-последовательные действия. Например, составление школьного расписания, построение математических систем и т. д. Теперь давайте выясним, почему же у вашей дочери возникли проблемы в школе? Дело в том, что школьная система бы­ла придумана людьми, которые по сво­ей сути являются "организаторами". Соответственно, лучше всего в такой системе себя будут чувствовать дети такого же типа. Учителя пытаются приобщить вашу дочь к задуманному порядку, совершенно не принимая в расчет ее индивидуальность. Каждый раз, когда она пытаешься осущест­вить свои потребности (разобраться в деталях предмета), преподаватели считают это несообразительностью или излишним любопытством".

Дочка оживленно кивала. Я же была потрясена. Оказывается, моей дочери для приобретения новых навыков и знаний нужны детали и подробнос­ти, а вовсе не четкие инструкции в какой последовательности выполнять домашнее задание. Из-за этого непо­нимания моя девочка чуть было не стала неудачницей.

К содержанию

Основной инстинкт

С тех пор прошло несколько лет, и моя дочь теперь хорошо успевает в школе. Но я часто вспоминаю тот давний разговор с психологом, потому что не раз убеждалась: наши неудачи и про­валы в жизни часто зависят от того, насколько мы вписываемся в систему, в которой живем, работаем или учим­ся. Плохо, если мы не осознаем несов­местимости требований системы с нашим природным индивидуальным типом. Но еще хуже, если мы воспри­нимаем свой индивидуальный способ познания мира ненормальным лишь только потому, что он отличается от способа познания других людей. Так можно совсем потерять уверенность в себе, своих способностях и стать полным неудачником на всю жизнь!

Представьте себе соревнования по бегу среди четырех животных: между выдрой, кротом, белкой и мышью. Кто из них станет победителем? Со­гласитесь, что это прежде всего будет зависеть от того, где пройдут сорев­нования. Если цель находится под землей, я поставлю на крота. Если на дереве - на белку. Под водой чемпи­он - выдра! Ну а в траве легче всех победить будет мышке. Каждое из этих животных может плавать, рыть землю, быстро передвигаться, но у каждого одна из способностей разви­та лучше, чем у остальных.

А теперь представьте, что вы по­падаете в ситуацию, которая проти­воречит вашему природному стилю жизни. Естественно вы чувствуете себя не в своей тарелке, вы мучаетесь. Даже если вам удается приспособиться к ситуации, вы будете ощущать постоянный дискомфорт. Другими словами, вы отречетесь от самого себя, от своего внутреннего Я. Когда я поняла, насколько все это серьезно, то перестала требовать от людей несвойственных им способов решения проблем. Я больше не жду от "кротов", что они будут лазить по деревьям, а от "белок" - заплывов.

Знание того, что в мире существуют четыре разных типа исполнителя, перевернуло всю мою картину мироздания. Например, посмотрите, как представитель каждого из этих четырех типов действовал бы, решив научиться вязать.

  • Быстрый старт. Если человек типа хочет научиться вязать, скорее всего, он сразу пойдет в магазин, купит там понравившуюся пряжу, крючок, возьмет пару советов у тех, кто вяжет, и сразу приступит к делу. Что впоследствии, вполне возможно, приведет к полному провалу. Нет навыка - нет и положительного результата.
  • Сыщик. Такой человек, напротив, проведет уйму времени за самоучителем по вязанию. Он задаст кучу вопросов продавщице, изучит не один сайт в Интернете. В общем, пройдет не одна неделя, прежде чем он начнет практиковаться.
  • Практик. Ему не нужно много слов, но его интересуют конкретные предметы, относящиеся к делу. Возможно, ему придет в голову начертить специальную таблицу, сделать набросок модели. А еще он обязательно приобретет себе несколько видов крючков, разной пряжи и т. д. В конце концов он методом проб и ошибок получит необходимый навык.
  • Организатор. Наверняка он запишется на курсы или купит обучающую видеокассету. Обзаведется различными пособиями, в которых будет подробно описан порядок действий человека, который учится вязать.

Ни один из этих типов ни лучше, ни хуже другого. Все люди могут достичь успеха, важно только определить, в какой области вам это лучше сделать. Необходимо выбрать те условия, в которых вам будет комфортно. Если вы "мышь", не плюхайтесь раньше времени в воду - наверняка поблизости есть отличная поляна, где все пути для вас открыты.

К содержанию

Правила игры

  1. Используйте свои преимущества. Когда вы узнаете свой тип, нужно найти способ применить эти знания. Для начала выберите подходящую для себя область, в которой вы чувствуете себя комфортно. Если вам нравится работа в системе, тогда не становитесь свободным художником. А если вам по душе творческая работа или работа руками, не заставляйте себя возиться с бумажками.
  2. Для того чтобы действительно повысить свой КПД, подумайте о вещах, которые вам нравилось делать в детстве, и попробуйте применить их теперь, во взрослой жизни. Возможны различные вариации. Человек - свободная личность и заниматься может абсолютно чем угодно. Дайте ход своей фантазии. Например, моя дочь попросила разрешение на вы­полнение специальных докладов, это дало ей возможность проявить все способности в полном объеме.
    Конечно, в жизни вы будете пересекаться с огромным количестве людей, типы которых не будут совпадать с вашим, это неизбежно. Но в этом случае нужно помнить одну важную вещь - совершайте все поступки осознанно. Если вы знаете свой тип, вам легче приспособиться к работе с человеком, который не знаком с этой информацией.
  3. Союз непохожих. До тех пор по­ка белка, крот, выдра и мышь будут преследовать одну цель, по крайней мере, трое из них будут чувствовать себя полными неудачниками. В этом случае необходимо объединить их выигрышные стороны. Один может извлечь пользу из воды, другой - под землей, но достаточно соединить их способности вместе, и получится что-то грандиозное - ни один из них по одиночке не сможет достичь ничего подобного. Вот самый лучший способ взаимоотношений различных типов в группе. Взаимодополнение вместо бессмысленной борьбы за первен­ство. Множество из нас провели всю жизнь, пытаясь быть теми, кем они не являются. Мы подстраивались под других, каждый раз чувствуя себя аб­солютно бесполезными, мы не могли обрести себя. Хотя каждую ситуа­цию можно развернуть нужным нам ракурсом, стоит только довериться своему природному чувству. Тут нет ничего сложного!

Например, осознав эти вещи, я пе­рестала заставлять свою дочь посту­пать, как обычно делаю я, действуя с места в карьер, или как требовали от нее все учителя-организаторы. Вместо этого я стала помогать ей находить ту информацию, те инструкции, в кото­рых она нуждалась. И с тех пор моя девочка пошла в гору. Недавно она, проштудировав трехтомник (каждый по 300 с лишним страниц), создала свой собственный сайт.

Ей и мне есть чем гордиться!

Галина Рыбакова, специалист по подбору персонала,
кандидат на­ук, автор книг и научных пособий
Статья предоставлена журналом "Домашний очаг", № 1 2008 год
Домашний очаг