Содержание:

Мир меняется. Время ставит перед человечеством новые проблемы: терроризм, потепление климата, финансовый кризис. Рыночные отношения требуют быстрых нестандартных решений. Между тем и школа, и вся система образования явно не успевают за переменами. По-прежнему, как и много лет назад, детей учат больше запоминать, чем мыслить. Больше усваивать готовые выводы, чем пытаться придти к ним самостоятельно. Отсюда и главная задача школьного и семейного воспитания - готовить не столько исполнителей, сколько творцов.

Решению этой глобальной задачи может помочь воспитание средствами искусства, где творчество является основной составляющей. В том числе средствами музыки.

Рассказала мама пятилетнего мальчика:

"Ну, сегодня Саша учудил. Сильно удивил меня. Идём из садика.

-Как дела?- спрашиваю.

-Мы сегодня с Димой сбежали во время сна, - говорит. - Гуляли по лесу. Грибы собирали. Потом в садик вернулись. Анна Дмитриевна ничего не заметила.

Я в шоке: "Как сбежали? Вы что, с ума сошли?" Хотела уже к воспитательнице бежать, но тут заметила, как он лукаво глазками поблескивает.

- Не обманывай,- говорю, - Ничего этого не было.

Он смеётся. Ну, фантазёр!

К содержанию

Поддержите детскую фантазию

Вот ребёнок тяжело нажимает клавиши на фортепиано в низком регистре:

- Это идёт по лесу мишка косолапый.

Вот "шаги" стали быстрей и легче:

- А это маленький медвежонок рядом бежит.

- Господи! Сумасшедший дом! Отойди сейчас же от инструмента. Займись чем-нибудь путным,- иногда кричат в такой ситуации родители.

И... губят ростки детского творчества. Хотя, согласны, выдержать подобное в нормальной жизни труднее, чем давать советы.

Дети любят фантазировать. Под волшебной палочкой их воображения стул превращается в корабль, а пол - в бушующее море. Со временем мы приучаемся не падать в обморок, услышав, что они прыгнули с пятого этажа или бегали по снегу босиком. В таком обмане нет ничего плохого. Наоборот. Ребёнок фантазирует и, значит, придумывает. Творит. Известный педагог и музыкальный деятель Б.В.Асафьев писал, что "ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других", и что "...воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать творческие навыки".

Творчество ребёнка - открытие нового мира. Рассказ об этом мире - это рассказ о своих интересах и возможностях.

Девочка разложила на полу разноцветные кубики и говорит, что это клумба:

- Не ходите! Помнёте цветы!- просит она.

А нам, порой, некогда сделать шаг в сторону и мы идём прямо по "клумбе".

Малыш смотрит на облачное небо и зовёт посмотреть маму:

- Смотри, что я увидел! Это слон. Видишь - ноги и хобот. А вон там дерево, а под ним человек. В шляпе.

Удивитесь и пофантазируйте вместе с ним. Способность к фантазии, к выдумке - первый шаг к творчеству.

Родителям, желающим развить творчеcкий потенциал ребёнка, надо попытаться самим действовать не по шаблону. А главное - надо вести себя с ребёнком на равных. Во всяком случае, в стремлении фантазтировать, в играх с детьми, о которых речь пойдёт дальше. Надо постараться отказаться от ложного стереотипа "взрослого" поведения. В определённом смысле, что называется, "впасть в детство". Ребёнок должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы как и он получаете от всего этого удовольствие. Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле. Сам придумывать правила, если речь идёт об игре. Наконец, будет сам придумывать новые игры.

Одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей - музыка.

К содержанию

Пение и творчество

Пожалуй, наиболее активно малыши выражают свою индивидуальность в песне.

Вы купили 3-4-х летнему ребёнку шпагу. Он гордо несёт её и поёт. Прислушайтесь -слова и музыка собственного сочинения.

Вот слова одного такого куплета, который мы записали, нисколько не приукрашивая:

Я иду на войну,
Смело я иду.
Всех врагов разобью,
Всех плохих врагов.

Песня льётся легко и свободно. Это настоящее творческое самовыражение.

В дождливый ненастный день когда у ребёнка плохое настроение, он может пропеть печальную песню. Девочки иногда напевают песни для кукол собственного сочинения. Все эти песенные импровизации надо всячески поощрять. Просить повторить песенку, похвалить. Записать слова. Другими словами, подтолкнуть малыша к творчеству.

Некоторые малыши (к сожалению, не все) с удовольствием примут участие в разговоре, где нужно не говорить, а петь. Самому придумывая мелодию. Например:

- Где ты был?

-На улице.

-Что делал?

-Играл в снежки.

В дальнейшем такие разговоры могут приобретать всё более развёрнутый характер.

-Что там папа делает?

-Лежит на диване и читатет газету и т.д. и т.п.

Конечно, превращение квартиры в оперную сцену дело утомительное, но время от времени можно на это пойти. Тем более, что ребёнку петь нравится и, опять-таки, развиваются его творческие навыки.

К содержанию

Сочинение слов к музыке

Мы проиграли ученикам первого и второго класса общеобразовательной школы мелодию русской народной песни "Осень" и попросили придумать слова. Предупредили, что придумывают только те, у кого есть желание. Результаты были впечатляющие. Из сорока ребят захотели заниматься сочинительством 26! Большинство, причём, не записывало текст, а сочиняли "в уме". Это была настоящая творческая импровизация. Вот три примера из многих записанных нами:

Маша Д., 7 лет

Дождь идёт на улице.
Холодно гулять.
Будем лучше дома
Весело играть.

Галя В., 7 лет

Мне сейчас невесело,
Мне сейчас уныло.
Я хожу по улице,
Никого не вижу.

Витя К., 8 лет

Ну и что ж, что дождик?
Он уже прошёл!
Завтра будет солнце -
Будет хорошо.

Подталкивая ребёнка к подобному творчеству, вы не сделаете, скорее всего, из него Пушкина, но обязательно разовьёте у него импровизационные навыки, стремление к творчеству.

К содержанию

Сочинение музыки к словам

Этот процесс несколько более сложен, так как предполагает наличие дома музыкального инструмента. Хотя бы детского. Лучше всего - клавишного. Но занимаются подобным творчеством маленькие композиторы с неменьшим энтузиазмом, чем сочинением стихов к музыке.

Мы предложили ученикам первых-третьих классов музыкальной школы сочинить музыку к словам считалочки "Котята" С.Михалкова:

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать.
Родились у нас котята,
Их по счёту ровно пять.

Сочинение музыки было организовано как конкурс. С награждением лучших работ призами. Желающих участвовать в конкурсе, как и в первом случае, было много. Не хотим перегружать статью нотными примерами, но поверьте на слово, среди музыкальных предложений были и достаточно оригинальные.

Замечено: педагоги музыкальных школ, регулярно проводящие работу по стимуляции детского музыкального творчества, имеют больше учеников, которые в будущем становятся профессионалами, продолжают обучение в музыкальных училищах.

Если дома есть музыкальный инструмент, то и вы можете давать такого рода задания своему ребёнку.

К содержанию

Подбор мелодии

Это также важный вид детского творчества. Иногда родителям, загипнотизированным программами музыкальных школ, кажется, что ребёнок, подбирающий детскую песенку или популярную мелодию, занят пустяками, теряет время, портит вкус. Это не так. Суть детского музицирования не в выполнении сложных задач. Ребёнок развивает творческие навыки, решая простые проблемы. Его импровизации проходят в рамках элементарной музыки. Благодаря музицированию, один из видов которого - подбор мелодии, дети получают возможность для самовыражения.

Обучение игре на инструменте не должно ограничиваться только разучиванием пьес "по программе", гамм и этюдов. Видный музыкальный деятель Б.Яворский писал, что "...одной из главных задач при воспитании ребёнка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности".

Другой способ творческого развития ребёнка в музыке подбор аккомпанемента.

К содержанию

Подбор аккомпанимента

Сначала ритмического. Например, малыш поёт и одновременно ударяет в барабан, бубен или хлопает в ладоши. Потом подбор мелодии или аккордов.

Дети, которые учатся играть на музыкальном инструменте, могут сопровождать своё или чужое пение, а также игру других детей собственным аккомпанементом. Особенно любят дети аккомпанировать близким родственникам. Знаем семью, в которой восьмилетний мальчик сопровождает пение бабушки, исполняющей русские народные песни, на баяне. Сначала аккомпанимент помогал подбирать папа, баянист-любитель. Но постепенно ребёнок научился подбирать сопровождение сам.

К содержанию

Сочинение музыки

Вот маленький композитор беспорядочно перебирает клавиши. Остановите его:

"Послушай! Как будто птичка пропела. А это зайчик проскакал". Ребёнок прислушивается. Действительно, похоже. Он в восторге. Постепенно малыш начинает искать другие созвучия, другой мелодический рисунок, который изображал бы прыжки белки по дереву или был бы похож на колыбельную песню. При это ребёнок как бы присутствует при рождении музыки. Понимает, что музыка - не набор нот, а отражение окружающего мира. Это становится шагом к её пониманию.

Есть немало способов стимулировать детское музыкальное сочинительство.

Совместное творчество. Для этого не требуется особого владения инструментом. Вы начинаете придумывать мелодию на настоящем или детском пианино и просите детей продолжить её. Сочиняете первые такты, давая толчок детской фантазии. Кстати, это не наше изобретение. Подобные методы использовал Лев Толстой в яснополянской школе, развивая у своих учеников творческие навыки. Великий писатель начинал сочинять рассказ на определённую тему прямо при учениках и просил детей продолжить его.

Музыка и рисунок. Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к пьесам изобразительного характера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в "Детском альбоме П.Чайковского или Р.Шумана, произведениях для детей А.Гречанинова, С.Майкапара, других композиторов.

7-летняя Света, прослушав пьесу П.Чайковского "Болезнь куклы", нарисовала куклу в кроватке с красным лицом ("У неё высокая температура!") и маму с термометром в руке.

6-летний Максим по пьесе "В садике" С.Майкапара - деток, играющих в песочнице.

7-летняя Вика по пьесе "Осенняя песнь" Чайковского - грустную девочку, сидящую у окна, за которым идёт дождь.

Саша (9 лет) нарисовал по пьесе Грига "В пещере горного короля" суровое лицо, вырубленое в скале.

Таня (9 лет) по пьесе "Грёзы" из "Детского альтбома" Чайковского - причудливую сказочную страну, полную цветов и солнечного цвета.

Рисуя музыку, ребёнок не только развивает фантазию, но и переводит на другой язык, язык живописи, то, что слышит. И тем самым творчески выражает свои музыкальные ощущения.

Детям, рисующим музыку, вы поможете разобраться в своих ощущениях, если спросите, какого эта музыка цвета. Любопытно, что большинство из опрошенных нами учеников 1-3 классов музыкальной школы, посчитали музыку Моцарта синего или голубого цвета, а Баха - красного разных оттенков (от розового до малинового).

Живопись и музыка. Как сочинение музыки к словам, так и сочиненни музыки к произведению живописи требует определённого владения музыкальным инструментом. Скажем, вы просите малыша сочинить грустную или весёлую мелодию и кладёте перед ним иллюстрации к картине. Лучше всего - пейзаж. Иллюстрация может помочь создать у ребёнка соответствующее настроение.

Движение и музыка. Этот способ творческого стимулирования ребёнка, широко применяется в Вальдорфовской школе. Музыка тесно связана с движением. Тут даже не всегда детям нужно что-то показывать. Они сами прекрасно ощущают характер музыки и соответственно двигаются. Под праздничный марш - легко и уверенно. Под спокойную музыку - неторопливо, делая округлые, мягкие движения. Под весёлую, танцевальную - ритмично, с задором. Импровизация в танце легче всего проявляется в играх.

  • Игра первая. Кто лучше имитирует под весёлую музыку (судит кто-то из взрослых) игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.?
  • Игра вторая. Кто больше придумает интересных танцевальных движений под различные танцы (полечку, русский перепляс, цыганочку, современный быстрый танец и т.д.)?
  • Игра третья. Как станцевали бы эти танцы различные сказочные персонажи - лисичка, заяц, медведь, чебурашка и др.?

Когда собирается во время праздника или на день рождения много детей, можно сыграть в такую игру.

"Воробышек" Дети встают в круг. Один в центре - воробышек. Участники поют на любой знакомый мотив:

Скажи, скажи воробышек,
Как девушки ходят.
Воробышек показывает под пение хоровода:
Они и так, и вот так,

Туда глядь, сюда глядь.
Далее хоровод спрашивает:
Скажи, скажи, воробышек
Как молодцы ходят.

Воробышек под тот же припев показывает, как ходят молодцы.

Потом воробышек по желанию хоровода показывает, как танцуют дедушки, бабушки, какие-то сказочные персонажи или общие знакомые.

Дети не только учатся владеть своим телом, двигаться под музыку; в них развиваются артистические, творческие способности. В подобные игры могут играть не только дети, но и, совместно, дети и взрослые. В этом случае не забывайте о важном правиле: постоянный проигрыш отбивает у ребёнка желание играть даже в самую увлекательную игру.

К содержанию

Ребёнок начинает понимать, что умеет творить

В какой-то момент малыш поймёт, что музыка, которую он сочинил и играет, - его собственная. Или это его собственные стихи. Или - рисунок. Это его собственное произведение. И оно нравится окружающим. Малыш будет гордиться этим. У ребёнка появиться тяга к творчеству. Тяга к одному из самых удивительных, интересных и замечательных дел на Земле. Он начнёт получать удовольствие от создания чего-то нового. Это важный качественный скачок.

Ваша задача - заметить детскую творческую искорку. Не дать ей погаснуть. Как? Одобрениеим, поощрением, привлечением внимания. Даже восхищением. И, что тоже немаловажно, собственным творчеством. Замечено, что у людей творческих рождаются дети, стремящееся к творчеству. Думаем, что это обуславливается не только и не столько генетическим фактором, сколько магией личного примера. Потому что творчество заразительно. Особенно творчество родителей. Однажды ступив на этот путь, ребёнок будет двигаться по нему и дальше. Совсем не обязательно, что только в музыке.

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог