Психология: Light. иллюзия вкуса и пользы

Повторяющиеся рекламные ролики призывают забыть о скучной диете, представляя облегченные продукты чуть ли не более вкусными, чем обычные. Мало-помалу в наш мозг закрадывается парадоксальная идея: можно есть сколько угодно продуктов с пометкой light и при этом не поправляться и даже сбрасывать вес!

Ситуация доходит до абсурда, когда слышишь: "Я уже полгода готовлю свой любимый "оливье" на майонезе "Легкий", но почему-то все никак не худею…"

Легкие продукты "работают" по принципу включения: съедая продукт, мы бессознательно присваиваем себе его свойства и ожидаем стать стройнее. Но по причине "легкости" мы считаем съеденное незначительным и увеличиваем объем поглощаемой пищи. Что совершенно закономерно: недополучая калорий, организм требует добавки. К тому же мы словно получаем индульгенцию на некоторые излишества: "Раз в обед я ела "облегченное", наконец смогу позволить себе кусок шоколадного торта". Как не попасть в эту ловушку?

Для начала - некоторые факты, касающиеся "легких" продуктов и того, как они делаются.

Масло немасляное

Словосочетания "легкое масло", "легкий майонез" означают, что часть компонентов животного происхождения в этом продукте заменена на растительные Потребителю это позволяет думать, что продукт "низкохолестериновый", а производителю - существенно снизить себестоимость этого продукта. В "легком" масле ниже содержание жира - до 20-40% вместо 80%. Снижение процента жирности меняет консистенцию масла: оно становится более мягким. Это позволяет намазывать его на хлеб более тонким слоем. Но, с другой стороны, снижение жирности идет в ущерб сливочному вкусу, и мы не получаем от него ожидаемого удовлетворения.



Расчеты меняют все

Такой показатель, как процент жирности, может оказаться обманчивым, потому что "жирность" - понятие не абсолютное, а относительное. Например, на упаковке сыра маскарпоне указана пугающая цифра "80% жирности" - он автоматически попадает в список слишком жирных продуктов. Но если присмотреться повнимательнее, мы обнаружим уточняющее "по отношению к сухому веществу".

А там, где указывается процентное содержание жиров, белков и углеводов в 100 г продукта, фигурирует "40 г жира". То есть фактически этот продукт 40-процентной жирности не более жирный, чем некоторые виды твердых сыров. Это же правило распространяется на зернистый творог и домашний сыр, в которых жирность 20% (по отношению к сухому веществу) оборачивается 4 граммами жира на 100 г продукта - почти как в нормализованном молоке (3,6%). Разумнее ориентироваться на показатель калорийности. К примеру, 100 г сметаны 15-процентной жирности содержит примерно 170 ккал. Майонез классический - 650 ккал, а низкокалорийный - 480 ккал. Судите сами - лучше выбрать сметану.

Натура вкуса

"Молоко без молока", "масло без масла" - все это создает ощущение неполноты, безжизненности, как "секс без секса". Жить полной жизнью, есть натуральные, насыщенные продукты, чувствовать их вкус, осознавать, что именно ты ешь, - это единственный способ действительно насыщать свой организм. И, ощущая это насыщение, естественным образом дозировать количество пищи. Людям, которые беспокоятся о своем весе, как правило, свойственно заменять пищей удовлетворение каких-то других потребностей. С этой точки зрения продукт-иллюзия не только не полезен, но даже вреден. Он не насыщает организм, не позволяет почувствовать полного удовлетворения своей пищевой потребности, а в результате не дает возможности отделить потребность в пище от других потребностей. Если медленно и с удовольствием съедаешь полноценный обед, а через короткое время чувствуешь, что хочется чего-то еще, - самое время спросить себя: чего именно хочется? Может быть, твое существо хочет совсем другой "пищи": общения, заботы, внимания, секса?

Этот момент осознания своих истинных потребностей - первый шаг к избавлению от пищевой зависимости. Второй - найти возможность удовлетворять эти потребности: интеллектуальные, эмоциональные, телесные. Это сложнее, проблемы с их удовлетворением могут лежать на более глубоком уровне - их может выявить специалист.

Ольга Долгополова, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, сотрудник Московского института гештальта и психодрамы.

Магические йогурты

Эти продукты всегда вызывают ассоциации со здоровьем и стройностью. Они могут быть натуральными, фруктовыми, шоколадными - все виды йогуртов существуют в облегченной версии. Это значит, что их жирность снижена до 1,5% или даже 0,5%. Но чем больше ингредиентов (фруктов, злаков…) входит в состав йогурта, тем больше его энергетическая ценность. Скажем, облегченный натуральный (1% жирности, без добавок) йогурт содержит 40 калорий. Если йогурт фруктовый, его энергетическая ценность увеличивается до 60 калорий, как в обычном натуральном 3,5-процентной жирности.

Второй подводный камень: размер баночек. Мы так часто видим рекламу "Теперь + 25% бесплатно!", что пора задаться вопросом: "А нужны ли нам эти 25%?" Сегодня в отделе молочных продуктов можно найти баночки от 70 до 180 г. Но 180 г фруктового йогурта, даже облегченного, по количеству калорий равноценны 70 г полноценного шоколадного десерта. В таком случае, может, лучше предпочесть то, что приносит больше удовольствия?

Привыкание к сладкому

Производимые на основе синтетических подсластителей (сахарин, аспартам), которые в 200-300 раз слаще сахара, "облегченные" газированные напитки сдерживают свои обещания. Баночка колы light содержит 1 калорию (или, как пишут производители, "приблизительно 0 калорий"), а баночка обычной - 148. Парадокс в том, что, если пить напитки с маркировкой light изредка, разница в калорийности не окажет существенного влияния на фигуру. Но при регулярном употреблении они могут вызвать привыкание к сладкому. И закрепить тягу к десертам, пирожным, напиткам с добавлением сахара - будь то даже чай или кофе.

Теперь о жевательной резинке и освежающих конфетах, на обертке которых написано "без сахара": они содержат примерно столько же калорий, сколько и обычные. Их достоинство не в "легкости", а в том, что они снижают вероятность появления кариеса.

Путаница в сознании

Из-за терминов "диетические", "низкокалорийные" и "здоровые" продукты создается путаница в нашем сознании. Диетические продукты создаются в основном для людей с проблемами обмена веществ: например, для диабетиков сахар заменяют ксилитом. "Здоровые" продукты - обогащенные пищевыми волокнами, витаминами, минералами - не относятся к разряду низкокалорийных. Например, "обогащенный" цельнозерновой хлеб с семенем подсолнечника, льна, изюмом или орехами гораздо более калориен, чем обычный. То же самое можно сказать о мюсли: высокое содержание зерновых хлопьев и сухофруктов делает этот продукт весьма калорийным. Минимум такого продукта обеспечивает организму максимум энергии на длительное время - именно такова идея их создания. И она не имеет ничего общего со стройностью.

Лидия Золотова
Статья предоставлена журналом
ГАСТРОНОМЪ
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Психология: Light. иллюзия вкуса и пользы"

Вы не авторизованы.

Фигня - просто благодатная тема для писанины. Если есть голова на плечах - то ко всему разумно подхадишь, если нет, то ничего не поможет
2006-08-21, soreal
на эту тему еще много можно написать. все совсем не так просто, как нам обещает реклама. больше всего меня веселит кола-лайт.
2006-08-16, Maultasch
вряд ли стоит изводить себя до истоощения
2006-08-16, лала
полезная статья
2006-08-16, Marinka, Germany
Поделитесь:

16.08.2006
Обновлено 16.08.2006
Близкие по теме статьи
Промывание мозгов: 12 способов - на примере современных СМИ
Промывание мозгов: 12 способов - на примере современных СМИ
Манипуляции общественным сознанием: что на самом деле происходит в телевизоре
Женщина в красном – настоящий секс-символ
Женщина в красном – настоящий секс-символ
Как привлечь мужчину: советы психолога
Упрямый ребенок: как договориться?
Упрямый ребенок: как договориться?
Можно ли мирно жить с упрямым ребенком?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!