Содержание:

В одном из своих телеинтервью очень известный эстрадный продюсер с вальяжной снисходительностью похвалился на всю страну, что благодаря своим талантам и связям в шоу-бизнесе он за несколько месяцев может сотворить мегазвезду из любого человека, даже не имеющего слуха, голоса и чувства ритма… Нечто похожее обещают и на многочисленных психологических тренингах, которых в Москве на сегодняшний день огромное количество. Если верить рекламе, то, записавшись на такую программу, уже через неделю-две можно перевоплотиться в гения продаж, а заодно решить все свои личностные и семейные проблемы. Звучит заманчиво, не правда ли?

К содержанию

Для начала разберемся с самим понятием

Термин "тренинг" происходит от английского слова train, training - обучение, тренировка, дрессировка. В прикладной психологии под данным понятием понимают единую систему упражнений по перепрограммированию внутренних установок, а следовательно, и поведенческих навыков человека. При этом важна сама атмосфера занятий, так называемая концентрированная среда, в которой люди максимально раскрываются и начинают по-новому воспринимать себя и окружающих. Тренинг - совершенно особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что в процессе деловых игр-заданий задействуется весь личный опыт и потенциал участников. Они очень быстро обретают способности, которые при естественном жизненном развитии приходят с опытом прожитых лет и совершенных ошибок.

Знающий тренер, когда это необходимо, провоцирует острые моменты, вызывающие порой у некоторых участников потрясение и шок. На занятиях используют и такие сильнодействующие приемы, как исповедь или откровенное обсуждение всеми членами группы, что конкретно им импонирует и не нравится в том или ином человеке. Кстати, во многих телевизионных реалити-шоу активно используют отдельные элементы психотренинговых методик. Только создатели передач гонятся за высокими рейтингами, а психологи-тренеры в обычных "группах личностного роста" преследуют цели исключительно благородные. Например, в процессе таких нелицеприятных откровений партнеров по тренингу участник-бизнесмен может осознать, что мешает ему каждый раз создать доверительные отношения с потенциальными деловыми партнерами на переговорах.

На высококлассных тренингах большое внимание уделяют подбору участников. В группу обычно не включают людей с постоянно "надетой" непробиваемой психологической кольчугой-защитой (им лучше для начала поработать с психотерапевтом индивидуально), ходячую психическую аномалию, ярко выраженных скептиков - всех тех, кто может помешать погружению в атмосферу серьезной игры. Это как на занятиях в секции по изучению восточного единоборства: согласитесь, вам вряд ли понравится, если спарринг-партнером у вас будет опасный психопат или легкомысленный болтун, мешающий сосредоточиться на указаниях сэнсэя.

Эффективный тренинг похож на винегрет, в который "нарезают" все самое действенное, что на данный момент изобретено различными психологическими школами и направлениями. В подобных программах используют и элементы нейролингвистического программирования (НЛП), и психодраму, и различные авторские методики. Все это позволяет за короткий срок добиться целей, о которых человек раньше даже и мечтать не смел: например, стать намного смелей в общении с незнакомыми людьми или хорошенькими девушками - чем не достойная цель для застенчивого банковского клерка?

К содержанию

Виды тренингов

Существует огромное количество разнообразных программ. Их можно разделить на три главные подгруппы.

Социально-психологические тренинги, обучающие искусству общения, гармонии с собой, близкими людьми, окружающим миром. Сюда же входят так называемые тренинги личностного роста, дающие мощный импульс к максимальному развитию дремлющих в человеке способностей и талантов.

Коммуникативные тренинги направлены на обретение навыков эффективного общения в различных ситуациях как внутри коллектива (команды), так и вне его, работу с клиентами, покупателями, партнерами, конкурентами и т. п. Данные навыки усваивают точно так же, как, к примеру, основы иностранной речи или азы управления автомобилем. Если для курсанта автошколы, в третий раз в своей жизни севшего за руль, все проблема: и работа с педалями, и переключение передач и уж тем более самостоятельное маневрирование в условиях перекрестка, то для водителя с двухлетним стажем это ежедневная рутина. Также и для человека, обучающегося основам грамотного общения: на первых порах он будет краснеть и заикаться, но с накоплением практического опыта в его словах и жестах все более отчетливо начнет проявляться уверенность и спокойное дружелюбие. В процессе занятий все получаемые участниками знания обязательно увязывают с практикой в такой естественной форме, что их легко применить в реальной жизни. Более того, человек, прошедший хороший тренинг, осваивает алгоритм саморазвития, с помощью которого сможет совершенствовать необходимые навыки.

Тренинги профессиональных умений охватывают самый широкий спектр профессий. Например, сейчас в связи с бурным ренессансом рыночной экономики очень востребованы программы, ориентированные на менеджеров по продажам. Бизнес - своего рода скачки, где замешкавшемуся жокею победа уже не светит. Чтобы быть успешным продавцом, человек должен постоянно работать с собственной мотивацией, энергетикой, настроением, то есть уверенно владеть приемами психологической саморегуляции. Нередко бывает, что, осознав свои глубокие личностные проблемы, комплексы, занимающийся через считанные дни начинает понимать, из-за чего на самом деле у него не идут продажи, а следовательно, ускользает прибыль. А без посещения занятий он мог бы потратить на малопродуктивные самокопания годы.

Результаты каждого тренинга этой категории совершенно непредсказуемы. Бывает, что по результатам занятий психолог группы дает рекомендации руководству фирмы на выдвижение малоопытных, но имеющих серьезный потенциал сотрудников на руководящие должности. Вообще, тренинги полезны как для начинающих профессионалов, так и для асов. Новичкам они позволяют за несколько занятий отработать основные должностные навыки и показывают направление дальнейшего развития. Опытным же работникам будет не лишним взглянуть на себя и привычную работу свежим взглядом, обогатить свой арсенал новыми приемами, проанализировать собственные сильные и слабые стороны. Особенно это полезно тем, кто незаметно для себя перешел к шаблонному использованию давно устаревших методов работы, утратил вкус к творчеству.

Говоря о профессиональных тренингах, нельзя не упомянуть о программах, ориентированных на обучение управленческого персонала. С одной стороны, может показаться, что этой категории и без того должны быть прекрасно известны все рецепты успеха. Но практика показывает, что начальственный статус далеко не всегда свидетельствует о высочайшей компетенции своего обладателя. Поэтому для руководителей проводят специальные тренинги категории VIP, на которых высококвалифицированные психологи "ставят" бизнес-элите твердые навыки управления, ведения переговоров, поведения в конфликтных ситуациях и т. д.

Сейчас очень популярны и различные корпоративные тренинги, так как они решают сразу несколько стратегических задач: способствуют сплочению команды, помогают добиться существенного повышения результатов работы. Вот уж где буйствует освобожденная фантазия практикующих психотехнологов (обуздать ее полет, пожалуй, может лишь лимит бюджета, отпущенного на программу): кто-то для того, чтобы научить персонал фирмы-заказчика работать на новом, более успешном уровне, организует круиз на речном лайнере; кто-то снимает с этой же целью профилакторий или даже тренировочный лагерь милицейского спецназа.

В качестве примера одного из таких новомодных корпоративных тренингов приведу не так давно появившуюся в столице программу под названием "Тим-билдинг". Обычно для проведения занятий снимают санаторий или дом отдыха, и там взрослые люди, солидный жизненный статус которых не способны замаскировать даже демократичные спортивные костюмы, играют в особые игры на свежем воздухе, в ходе которых осваивают нелегкую науку побеждать обстоятельства и конкурентов в нелегкой борьбе под названием "бизнес".

К содержанию

"Здравствуйте, вас приветствует известная канадская компания..."

Наверное, многие слышали подобные мажорные слова от обаятельного молодца с голливудской улыбкой и искренней радостью в глазах. Обычно такая встреча происходила где-нибудь у метро или на привокзальной площади. Продавец радостно объявлял прохожему, что тому выпала редкая удача принять участие в рекламной акции известной канадской (американской, австралийской) компании. Обычно под напором его солнечного обаяния атакованный гражданин редко проявлял намерение критически оценивать предлагаемые ему вещи.

Даже неспециалисту понятно: для того, чтобы подобные типажи могли успешно "впаривать" сомнительного качества фонарики и утюги из своих хоккейных сумок москвичам и (главным образом) гостям столицы, они вначале должны быть кем-то прекрасно натренированы. Попробуйте задержаться и понаблюдать, как ловко подобные коробейники играют на человеческих слабостях, предлагая в нагрузку к "эксклюзивному пылесосу" за полцены подарок в виде "первоклассного" массажера для ягодиц. Навязчиво всовывая потенциальному покупателю яркие коробки в руки, уличные продавцы верно рассчитывают на то, что у многих из нас "хватательный" рефлекс развит гораздо сильнее, чем "отдавательный". При этом молодых людей совсем не заботит, что проданный ими прибор скорей всего сломается уже завтра. Главное - уболтать очередного клиента и сделать свою дневную прибыль. Кто же натаскивает подобных "коммивояжеров"? Все те же бизнес-тренеры. Обычно в фирмах, набирающих людей для подобной работы, стоит на вооружении давно обкатанная система постоянного тиражирования новых кадров. Создается слаженная структура: на специальные тренинги направляют только самых талантливых, которые в свою очередь на правах "сержантов" (или "бригадиров") будут обучать стажирующихся у них новичков - "солдатов".

Впрочем, не стоит думать, что мода на бизнес, свободный от моральных ограничений, процветает только в стихийном мире уличной торговли. И вполне солидные компании зачастую воспитывают у менеджеров хищные инстинкты. Сегодня слишком многие отечественные предприниматели, прошедшие школу первых лет "дикого капитализма", убеждены, что конкурентную борьбу нужно вести по законам полномасштабного боя, в котором пленных не берут, а раненых добивают. К сожалению, спрос диктует предложение. Достаточно почитать в Интернете рекламные объявления всевозможных тренингов ("Атакующий сбыт", "Психокарате", "Психология влияния: версия контрразведчика"), чтобы убедиться: спрос на инструкторов по стратегии и тактике ведения боевых действий против конкурентов и клиентов чрезвычайно высок. Остается только надеется, что с утверждением в деловых кругах такого основополагающего понятия, как деловая этика, в моду войдут более цивилизованные правила игры.

К содержанию

Нужно ли это вам?

Конечно, ответ на данный вопрос следует принимать исходя из конкретных жизненных, в том числе финансовых, обстоятельств. Но иметь про запас такой вариант определенно стоит и домохозяйке, и малооплачиваемому бюджетнику, и солидному руководителю фирмы. Некоторые успешные предприниматели на это могут снисходительно усмехнуться, но им стоит вспомнить о том, сколько ошибок было совершено и сколько прибыли недополучено, пока не пришел серьезный опыт. Чем хороши тренинги? Они помогают подняться над тупиковой жизненной ситуацией, взглянуть на себя и на обстоятельства новым взглядом, ощутить, что вам под силу реально изменить свое существование. Главный плюс любого хорошего тренинга, на мой взгляд, в его прикладном характере. Отучившись неделю-две, вы сразу же можете и должны приступить к воплощению нового видения собственной жизни.

Кротков А.П.
Статья предоставлена журналом "Работа & Зарплата"