Содержание:

Вы думаете, что малышу нужны самые сложные игрушки и продвинутые методики, чтобы развиваться побыстрее? А вот и нет! Способности ребенка будут расти как на дрожжах, если вы дадите ему максимум свободы, внимания и доверия, утверждает детский психолог Шанталь де Трюши-Леневе. Вот так все просто и естественно.

К содержанию

Действующее лицо

Буквально с рождения малыш охвачен жаждой расти, открывать для себя новые ощущения и всячески расширять "репертуар" своей деятельности. Если он окружен любовью и чувствует себя в безопасности, то сам будет стремиться больше двигаться, ползать, садиться, потом вставать, ходить, общаться. Одним словом, он будет делать все, чтобы получше понять окружающий мир и живых существ, которые его населяют. Так что ваша миссия заключается не в том, чтобы "стимулировать" развитие малыша, а в том, чтобы изо дня в день просто поддерживать его стремление к успеху!

К содержанию

Поговори со мною, мама!

Малыш пока не может вести беседу. Ну и что? Пусть это не помешает вам разговаривать с маленьким так часто, как вам захочется. С самого рождения малыш готов и хочет общаться. Понаблюдайте за ним внимательно, и вы заметите, что уже в 2 месяца он не издает ни единого крика "просто так": в каждом конкретном случае он старается привлечь к себе внимание окружающих, вступить в контакт. Говорите ему нежные слова, прямо глядя в глаза: вид человеческого лица младенцев завораживает, а глаза — особенно. Через несколько недель малыш будет точно знать, как именно вы выражаете нежность, радость, удовольствие, сможет распознать моменты вашего гнева или усталости и на основе этого "ненаглядного" пособия составит свой собственный эмоциональный "репертуар". И улыбайтесь ему как можно шире. Подражая вам, он станет самым улыбчивым ребенком на свете!

К содержанию

Ты и я

Вы совершенно по-другому будете относиться к малышу, если спросите себя: "Как угадать, что именно он хочет делать?" вместо "Чему его научить?" Достаточно проследить за малышом нескольких недель от роду, чтобы убедиться, до какой степени непосредственны его реакции. Даже если его физические возможности пока очень ограниченны, грудничок уже поворачивает взгляд и головку, если зажигается свет, кто-то входит в комнату, если он слышит какой-то шум или видит яркий предмет. Вам предстоит лишь выяснить, какие у вашего малыша вкусы. Если он с удовольствием реагирует на определенный звук или интонацию вашего голоса, звяканье погремушки, мягкую игрушку... позвольте ему радоваться этому почаще! И наоборот, если что-то его явно не интересует, если он хмурится или делает недовольный жест, постарайтесь не повторять "ошибок".

К содержанию

Пробуждение чувств

У новорожденных хороший слух. Их внимание сложно удержать, но они обожают знакомые домашние звуки или приятную музыку. Проведите эксперименты и в этой области: поставьте диск вашего любимого Моцарта или (почему бы и нет?) последний хит Мадонны, если он больше всего вам по вкусу. Подарите малышу погремушки, колокольчики, музыкальную шкатулку. Чтобы развить его обоняние, позвольте ему вдохнуть новые для него ароматы: ванили, розы, апельсина, банана... Украсьте его комнату живыми, контрастными предметами: подвесными игрушками-мобилями и блестящими подвесками. Поместите в детской большое зеркало, чтобы он мог видеть себя в нем целиком и легче "освоиться" в собственном теле. И, конечно же, не забывайте о нежностях, ласках, поцелуях... В этом возрасте ребенок в буквальном смысле слова чувствует кожей.

К содержанию

Приятное с полезным

Каждый миг вашего общения может дать малышу мощный импульс к развитию, если вы постараетесь, чтобы он был активным участником процесса. Переодевая ребенка, объясняйте ему каждое из своих действий: "Вот, я сняла подгузник, теперь поднимаю ножки, протираю попку... А теперь снимем носочки. У кого такие красивые пальчики?" Старайтесь не спешить, чтобы малыш понемногу запомнил и ощутил все части своего тела. То же самое можно делать, когда вы его купаете или одеваете. Вначале он будет пассивно позволять вам всунуть свою ручку в рукав, но через несколько месяцев сможет проделать это по вашей просьбе самостоятельно. Позвольте ему повертеть в руках щеточку для волос, полотенце, ватный тампон, попутно объясняя, для чего служат все эти предметы. Важно, чтобы он не оставался безучастным.

К содержанию

Первая позиция

Даже лежа на спине, малыши приобретают массу новых навыков. В этой удобной позиции, позволяющей по желанию расслабиться, чтобы набраться сил, младенцы чувствуют себя прекрасно. Растянувшись на матрасике или мягком коврике, накрытом простынкой или махровым полотенцем, ребенок с увлечением начинает свой гимнастический этюд. Он вытягивается, вертит головой, сучит ручками и ножками, переворачивается, выгибается, старается ухватить игрушки, которые попали в его поле зрения, теребит их. Его сосредоточенная деятельность периодически прерывается паузами для отдыха. Несколько недель спустя он, опираясь на ручки, постарается приподняться и в конце концов самостоятельно сядет. Дальше он попытается ползать, передвигаться на четвереньках, подтягиваться, цепляясь за подходящую по росту мебель, и попробует свои силы в освоении ходьбы. Более уверенно владея своим телом, он будет разрабатывать мышцы спины, плечи, шею и таким образом учиться владеть своим телом.

К содержанию

Свободен и счастлив

Чем больше у ребенка свободы движений, тем лучше он себя чувствует. Учитывая это обстоятельство, лучше не злоупотреблять "посиделками" в детском креслице, где он не может ни перевернуться, ни вытянуться, ни подобрать с пола упавшую игрушку! С автомобильными креслами дело обстоит еще хуже. Внутри этой твердой "скорлупки" ребенок сидит согнувшись, ссутулившись, в некомфортном и очень неблагоприятном для пищеварения положении! Позднее не стоит делать ставку на всевозможные креслица-ходунки и "прыгунки" с пружинами или резинками. Ходьба в них искусственная, и ребенок передвигается на пальцах, нарушая таким образом осанку. Другой недостаток этих приспособлений — они не стимулируют детскую инициативу и лишают ребенка самостоятельности: чтобы посадить и вынуть малыша из этого хитроумного устройства, требуется вмешательство взрослого.

К содержанию

Долой ботинки!

Вопреки весьма распространенному мнению, когда малыш учится ходить, обувь совершенно не нужна. Ему нужно потопать босиком по ковру, травке или песочку пляжа, чтобы укрепить свод стопы, спину и бедра. Маленькие пальчики ног цепляются за ворсинки ковра, развивая таким образом гибкость стопы. Малыш как бы "пускает корешки" и учится сохранять равновесие. Если в помещении слишком свежо, чтобы ходить босиком, наденьте ему носочки с нескользкой подошвой, а ботиночки приберегите для прогулок на улице.

К содержанию

Чем проще, тем лучше!

Отличная новость для семейного бюджета: игрушки, которые вызывают наибольший интерес у малыша и развивают его сообразительность, отнюдь не самые дорогие. Вот примерный перечень необходимого "оборудования", которое способствует всестороннему раскрытию способностей: большой разноцветный коврик или матрас, разноцветные подушечки, диванный валик и, возможно, небольшой помост или ступенька 12-15 см высотой. Пригодятся также разноцветные формочки разного размера, любимые мягкие игрушки, квадратные лоскутки материи ярких цветов, пластиковые кольца (от пирамидки), мягкие мячики, которые он сможет хватать и бросать. Для игр прекрасно подойдут пластмассовые ажурные корзинки для хлеба, формочки для льда, пластиковые стаканчики, мыльницы, ведерки, кубики, неваляшки, пластиковые ключи, резиновые игрушки-пищалки, погремушки... И даже обычные хозяйственные предметы: деревянные кухонные ложки и лопаточки, пустые коробки из-под сока и молока и, наконец, "ларец с сокровищами" — коробка из-под обуви, которую легко открывать и закрывать.

К содержанию

Просьба не вмешиваться

Таким бы сильным ни было искушение, лучше поменьше помогать малышу в его затеях. Вместо того чтобы увлеченно возводить высокую башню из кубиков, позвольте ему самому заняться строительными работами, и в конце концов он научится водружать кубики один на другой не хуже вашего. Если на его долю достанется только разрушение сооруженных вами конструкций, он, конечно, будет очень веселиться, но окажется в зависимом от вас положении. В любом возрасте (будь то 8 месяцев или 30 лет) мы лучше усваиваем то, что интересно или опробовано на собственном опыте.

Тише едешь — дальше будешь

Каждый ребенок развивается в своем собственном ритме, поэтому одно из золотых правил гласит: никогда не ставьте малыша в ситуацию, которой он не сможет управлять. Например, нет никакого смысла в том, чтобы сажать его, обложив со всех сторон подушками, если он пока не в состоянии сидеть самостоятельно. В этом положении ему неудобно, он сутулится, боится завалиться вперед или набок, потянувшись за игрушкой. А если малыш вывалится из вашего сооружения головой вперед, ему придется звать на помощь, чтобы его подняли и посадили обратно!

Браво, брависсимо!

Дать ребенку самостоятельность — вовсе не значит предоставить его самому себе. Чтобы расти и развиваться, малышу необходима ваша поддержка.

Подбодрите его взглядом, улыбкой, самим своим присутствием. Развитие происходит только во время общения, а не в одиночестве. Как только малыш совершит очередной "подвиг", похвалите его, поздравьте, поцелуйте. Вы уже поняли, что одна из основных черт его характеpa — безудержное стремление вперед. Но этот порыв возможен только в том случае, если он каждый раз вознагражден вашим безграничным восхищением!

Право на одиночество

Малыш имеет полное право ничего не делать, просто-напросто слушая знакомые домашние звуки или тихонько "распеваясь" в своей кроватке. Благодаря таким минутам уединения он учится строить свой внутренний мир. Вы можете оставить его поиграть и в манеже, если у него будет достаточно пространства, чтобы двигаться, и игрушек, чтобы не скучать. Хватаясь за перекладины манежа, он очень скоро окажется в вертикальном положении и сможет самостоятельно приподниматься и садиться.

Просчитанный риск

Приблизительно в 8 месяцев малыш отправляется на исследование окружающего мира. Его любопытство так же ненасытно, как и жажда открытий. Но больше всего ему нравится справляться со всеми делами самостоятельно — "как большой". К примеру, вы заметили, что он хочет попить из своей бутылочки без вашей помощи. Дайте ему такую возможность. Он хочет есть сам, пусть даже пачкая все вокруг. Позвольте ему запускать пальчики в тарелку с пюре и тренироваться зачерпывать его ложкой. Если вы не поощрите его самостоятельность теперь, вам придется еще долгие годы кормить его с ложечки! Постарайтесь не вмешиваться, если он предпринимает отважные попытки на четвереньках спуститься со ступенек или вскарабкаться на диван. Именно так тренируется ловкость... Не ворчите, если он бросает ложку на пол — это практические занятия по физике! Не сердитесь, если он разбирает на составные части игрушку или устраивает потоп, плескаясь в ванне: таким образом развивается его сообразительность!

Маленькая победа

Когда ребенок нескольких месяцев от роду хочет взять игрушку, лежащую чуть дальше пределов его досягаемости, он запросто может немножко проползти и потянуться. Протянув ему вожделенный предмет, вы лишите его острого удовольствия самостоятельно заполучить то, что он хотел. Радость победы воодушевит его на еще более сложные эксперименты. Так малыш вырабатывает творческий подход к делу, тренирует концентрацию внимания, а заодно и проникается уверенностью в своих силах. Эта внутренняя уверенность еще не раз пригодится ему в будущем. Он уже ощущает себя не маленьким и зависимым существом, а самостоятельной личностью, способной действовать по собственной инициативе и совершать сознательные усилия, которые приносят желанные плоды.

Катрин Марши
Статья из октябрьского номера журнала.