Содержание:

В каждом городе есть главная улица. У нас - это Тверская, возникшая как древняя дорога на Тверь.

Так почему же все-таки главная? Дело в том, что после переноса столицы в Санкт-Петербург Тверской тракт связал две столицы, новую и старую, Первопрестольную. Этим путем ездили в Москву на коронацию российские императоры.

К содержанию

Не имеющая себе равных

Начнем прогулку по левой стороне от Манежной площади.

Открывает Тверскую уникальный памятник отечественной истории и культуры - гостиница "Националь", построенная в начале прошлого века по проекту известного архитектора А. В. Иванова и до сих пор не имеющая себе равных среди столичных отелей. Ее часто приводят как пример архитектурного стиля московский модерн или, точнее,- эклектика с элементами модерна.

Решение о возведении гостиницы "Националь" было принято в 1900 году. Уже в следующем - приступили к строительству с применением современных технологий и материалов. Потолочные перекрытия представляли собой железобетонные конструкции. Весной 1902 г. началась отделка.

По замыслу архитектора, для главных фасадов использовали самые разные декоративные элементы - природный камень, гладкую штукатурку, керамическую плитку, лепнину. В то время это была единственная гостиница, оборудованная лифтами.

Здание опоясывает балкон с ажурной решеткой, а на угловом лучковом аттике (выступе в форме лука на крыше) - декоративное майоликовое панно. Прежний сюжет в эпоху культа промышленного труда (1918 г.) был заменен индустриальным (если приглядеться, можно обнаружить дымящие трубы заводов).

Вновь открытому в 1995 г. отелю присвоили высшую категорию - пять звезд. В том же году здание гостиницы Указом Президента РФ отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения.

В разное время в "Национале" останавливались Н. Римский-Корсаков, А. Павлова, Ф. Шаляпин, А. Франс, А. Барбюс, Г. Уэллс, У. Черчилль.

К содержанию

Звезды привечают театр

Рядом со строящимся гостиничным комплексом вместо прежнего "стеклянного обрубка" и массивным Центральным телеграфом примостился уютный особняк театра им. М. Ермоловой.

Скромная табличка на фасаде сообщает, что это памятник истории. Театр им. М. Ермоловой располагается в старинном здании, в основе фасадной части которого - один из самых значительных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах. С некоторыми изменениями двухэтажный дом с мезонином в центре просуществовал до 1897 г., затем купец Постников перестроил его.

Без прошлого нет настоящего. Жизнь современного театра им. Ермоловой зарождалась в прошлом и до сих пор неразрывно связана с ним. Здесь с 1931 по 1938 г. размещался ГосТИМ (театр им. В. Э. Мейерхольда). В стенах этого здания рождалась знаменитая постановка "Дамы с камелиями". На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова...

Театром в разное время руководили выдающиеся режиссеры, с 1937 г. - Н. П. Хмелев, создатель психологической, импровизационной пьесы. С 1946 по 1956 г. театр возглавлял А. М. Лобанов (справа у входа в театр висит его мемориальная доска). Этот режиссер умел видеть необычное в обыденном, давал актеру огромную свободу в работе над ролью. О его спектаклях говорила вся Москва. Впоследствии некоторое время театром руководил В. Фокин. А сейчас театр блистает такими именами, как Владимир Андреев (главный режиссер театра), Элина Быстрицкая, Татьяна Шмыга, Сергей Безруков.

К содержанию

Сверкал иллюминацией...

А теперь перенесемся в советскую Москву. Прямо на углу Тверской с Газетным переулком по вечерам ярко освещает прилегающие тротуары своими широкими окнами московский Центральный телеграф. Строгое здание с наугольной башней раскрыто двумя фасадами и на улицу, и в переулок. Над входом - огромный вращающийся глобус и электронное табло, по которому прохожие узнают время, температуру и атмосферное давление.

В 1856 г. появился телеграф в Кремле, который обслуживал царскую семью. А 23 сентября 1859 г. в Газетном переулке была открыта Центральная городская телеграфная станция, предназначенная для обслуживания частных лиц. Через десять лет станция переехала на Мясницкую - в дом рядом с Почтамтом. Здесь телеграф располагался в течение 60 лет. К 1925 году, помимо внутренней связи, действовали уже 37 международных радиотелеграфных линий.

Но потребности в телеграфной связи все росли, места в доме на Мясницкой не хватало, и было принято решение построить новое здание. Хотели возвести его на Лубянке, на Зубовской площади, но, в конце концов, остановились на том месте на Тверской, рядом с которым телеграф находился в течение 10 лет.

Был объявлен конкурс на лучший проект. Победителем стал И. И. Рерберг, руководивший постройкой универсального магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), клиники им. Морозова на Пироговской улице, автор проектов Киевского вокзала и Конституционного суда. Известный архитектор был человеком скромным и работы свои часто подписывал просто: "инженер Рерберг".

О том, как справился архитектор со своей задачей, говорит само здание - монументальное, но спокойных и ясных пропорций - прекрасный образец архитектуры конструктивизма 20-х годов. Для этого стиля характерны обширные застекленные поверхности фасадов. Дело в том, что когда создавался этот дом, в строительстве все чаще применяли каркас как несущую основу здания. Стены, освобождаясь от груза перекрытий, становились легкими и могли принять на себя обширные остекленные поверхности. Были такие дома и до революции (уже упомянутый "Мюр и Мерилиз"), но редко. А вот в современной архитектуре так называемый "техностиль" активно пользуется возможностью сплошного остекления каркасных зданий. Заглянем в Газетный переулок и увидим там сияющее, как кристалл, здание торгово-офисного комплекса фирмы "Макдональдс".

В предвоенные годы на Центральном телеграфе была оборудована одна из лучших в Европе радиостудий. Передачи шли в прямом в эфире. В Радиотеатре выступали знаменитые артисты Борис Ливанов, Михаил Яншин, Василий Качалов. Выступал здесь и Юрий Левитан, отсюда он читал знаменитое обращение к советскому народу о начале войны. Левитан тогда в буквальном смысле жил на Центральном телеграфе.

По праздникам здание Центрального телеграфа украшала знаменитая иллюминация (автор В. Новичков), преданная забвению в последнее десятилетие. Ее, конечно, многие из нас помнят. Поневоле задумаешься о том, что современность на наших глазах превращается в историю.

Для первой прогулки, думаю, достаточно, но мы еще не раз пройдемся по главной улице Москвы.

Лаура Федорова
Статья предоставлена сайтом
KDO.ru