Наступило Первое сентября. Родители первоклассников задолго до этого дня выбрали школу для своих детей, купили школьные принадлежности, форму, получили учебники. Вся семья с волнением ждала первого учебного дня, родители беспокоились о том, как у детей сложатся отношения с учительницей и одноклассниками.

Всем хочется, чтобы обучение было успешным и доставляло поменьше неприятностей. На вопрос: "Как ты будешь учиться в школе?" - будущие первоклассники уверенно отвечают: "На пять!". И хотя само понятие успешности относительно, действительно важно, чтобы дела в школе были успешными.

Как заботливые родители, вы уже многое сделали для того, чтобы как можно лучше подготовить своих детей к школе. Будущие первоклассники многое узнали, получили ясное представление о многих предметах и явлениях окружающего мира, выучили множество стихотворений, с удовольствием пересказывали сказки и разные истории. Они даже научились читать и считать, хотя родителям и не советовали это делать. Детям показали школу, их класс, провели по школьным коридорам и рекреациям, объяснили как нужно вести себя на уроках. Медики, психологи, педагоги детского сада, куда ходили ваши дети до школы, дали положительную характеристику уровню их речевого и познавательного развития, поставили положительные баллы "школьной зрелости". И все-таки тревожно.

И это хорошо, что у родителей отмечается некоторая доля беспокойства, которая характеризует их как любящих, заботливых, ответственных за настоящее и будущее своего дитяти. Такие родители внимательно наблюдают за ходом привыкания к новым условиям и сопереживают с ребенком его первые успехи и трудности.

А трудности в первые дни обучения возникают практически у всех детей. Новые переживания, требования, формы организации деятельности требуют от первоклассников столько сил и напряжения, что поведение детей может резко отличаться от привычного. У недостаточно компетентного учителя может возникнуть неправильное представление о ребенке, так как его поведение, стиль общения с другими детьми в классе могут не соответствовать его характеру, склонностям и интересам. Оказавшись в школе, новички-первоклассники становятся как бы не похожими сами на себя.

Дома или в детском саду ребенок легко, свободно и уверенно справлялся с различными довольно сложными движениями, поручениями, интеллектуальными задачами. В школе, напротив, он чувствует некоторую неуверенность в том, что может выполнить все, что от него требует учитель. Вместе с тем, им движет желание сделать все как можно лучше, отлично. На практике получается так, что дети как бы утрачивают способность мыслить самостоятельно, нередко повторяют то, что говорят и делают другие.

В первые дни занятий внимание первоклассников неустойчиво, сосредотачивается на очень узком участке, плохо переключается. Им трудно надолго сосредоточиться на выполнении заданий, ответах товарищей. Дети часто не понимают того, что задание, объясняемое всему классу, имеет отношение и к ним самим. Увлекшись выполнением какого-то упражнения, старательно и скрупулезно его выполняя, они не замечают, что все остальные уже приступили к новой работе.

Одни сидят на уроке точно "замороженные", боятся пошелохнуться. Они медлительны, заторможены и так сосредоточены, что буквально не видят и не слышат ничего вокруг, не контролируют своего поведения, не замечают, что делают и как ведут себя другие. От переутомления какой-то ребенок может вообще перестать интересоваться содержанием урока: достать фрукты или бутерброды, приготовленные родителями, начать их есть. В дальнейшем окажется, что это живые, эмоциональные, немного шаловливые, веселые и подвижные дети.

Другие первоклассники (чаще мальчики), напротив, кажутся излишне активными, возбужденными, эмоциональными. Без всякого злого умысла, с улыбкой и радостью на лице (по поводу и без повода) они нарушают порядок в классе. Могут спонтанно переходить от стола к столу, разговаривать на посторонние темы. Им сложно сосредоточиться на выполнении задания или слушании объяснения учителя. Привыкнув к новой обстановке, они скоро вновь станут спокойными, уравновешенными, внимательными и дисциплинированными.

Однако на практике переходный период для таких детей часто бывает омрачен замечаниями по поведению, негативным оцениванием ответов на уроках, необходимостью подавления привычных желаний, подчиняться непривычному для них ритму и режиму.

Эти и другие нежелательные явления в поведении, работоспособности, настроении и интересах детей в период начала систематического обучения объясняются перестройкой привычного образа жизни, обычными трудностями установки нового. Специалисты отмечают, что даже в условиях хорошей предварительной подготовки детей к школе, при наличии у них желания учиться, охотном посещении уроков, высоком уровне речевого и интеллектуального развития, им трудно дается переключение на новые виды деятельности, привыкание к новым требованиям и условиям.

Это происходит потому, что радикально меняется социальный статус ребенка, его место и роль в микросоциуме, круг общения. Начинает интенсивно складываться новая система отношений, ценностей, деятельности. Ребенку приходится срочно привыкать к новому для него режиму учебы и отдыха, длительное время пребывать в состоянии покоя, статики, вместо привычного активного движения, долго находиться в закрытых помещениях.

Даже детям, побывавшим в детском саду, приходится в первое время заново выстраивать свой круг общения, "завоевывать" место в новом сообществе. Все это требует от ребенка определенного напряжения, изменения сложившихся стереотипов поведения, стиля отношений. В результате даже у самых старательных и хорошо подготовленных первоклассников в первое время ничего не выходит. Наоборот - все получается ужасно плохо: карандаши рассыпаются и ломаются, ручка течет, тетрадки пачкаются, книжки с грохотом падают.

Успешность начала обучения в школе в определенной мере связана с достигнутым уровнем физического развития ребенка. Очень важна сформированность крупной и мелкой моторики, соответствующей его возрасту. Представьте себе первоклассника, который до школы не овладел навыками самообслуживания, не научился самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, не умеет обращаться с мелкими и хрупкими предметами. Ему придется не только выносить шутливые взгляды других детей в классе, но и подолгу мучиться, обводя клеточки, выводя палочки, цифры и буквы. Работа, сделанная неловкой рукой, будет отличаться неряшливостью, небрежностью.

На школьной успеваемости может сказываться даже такой, кажется, не связанный с учебной деятельностью, процесс, как принятие пищи. Ребенок, которого приучили в детстве есть с уговорами, разного рода отвлечениями от этого жизненного акта, связывает питание с игрой и забавой или проявляет активное сопротивление съестному. Ту же манеру он применяет затем в отношении пищи интеллектуальной.

Тем детям, кто до школы не ходил в детский сад, приходится учиться полному самообслуживанию, самостоятельности на уроке, в столовой, раздевалке и даже в туалете.

Если первоклассники до школы не имели опыта самостоятельного выполнения каких-либо заданий, поручений, обязанностей, проявления выдержки и настойчивости в достижении цели, им с большим трудом удается справляться с все возрастающими учебными требованиями и нагрузками. Здесь скажется отсутствие у ребенка привычки и способности преодолевать трудности, мобилизовать свои силы.

Такие дети не следят за своим внешним видом, забывают учебные принадлежности, теряют вещи. Постепенно у них начинает складываться комплекс неполноценности, неуверенности в себе, своих силах и возможностях. От расстройства, что все получается неправильно (при отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых), у детей падает интерес к школе, пропадает желание учиться.

У других же, напротив, наблюдается самоуверенность, легкое отношение к учебе, пренебрежительное отношение к другим. В дошкольном детстве родители отмечали и высоко оценивали малейшие успехи своего ребенка, относили их к его выдающимся качествам. Малейшее неудовлетворение их желаний, отрицательное оценивание результатов их работы или ответов, вызывает у них бурный протест, негативные проявления и поступки. Внешне они могут казаться успешными, однако у них может быть искаженная мотивация к учебной деятельности, ограничивающая личностное развитие.

Готовность к обучению в широком смысле включает в себя не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, способности обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Развитие этой способности также происходит постепенно, по мере овладения опытом учебно-познавательной деятельности.

Очень часто первоклассниками бывает трудно решать задачи по математике, потому что дети просто не умеют зрительно представить себе объект своего размышления, те ситуации, предметы и действия, о которых идет речь. Недостаточный жизненный опыт, малый объем визуальных представлений, укоренившееся неправильное мнение об окружающей действительности часто являются причиной затруднений и неуспешного решения учебных задач. Чтобы свести эти проблемы к минимуму, уже в дошкольные годы необходимо развивать у детей такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, пытливость ума.

Детей нужно учить наблюдать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, планировать свою деятельность. Подготовленные дети умеют выделять учебную задачу, выбирать способы ее решения. Они способны к поиску путей для лучшего понимания учебного материала и точного представления того содержания, с которым имеют дело на уроке.

Школьное обучение предъявляет все новые требования к речи, вниманию, памяти. Перед детьми ставятся новые для них мнемические задачи: произвольного заучивания, воспроизведения и обработки учебных текстов и заданий. Психологи отмечают, к примеру, что успешность усвоения материала по русскому языку во многом связана с точностью распределения внимания; обучение чтению требует умения сосредотачиваться.

Неумение быстро запоминать и точно воспроизводить задание, слушать и слышать объяснение учителя, сказывается на общей успеваемости. Поэтому так важно наблюдать за ребенком, подмечать его интересы и склонности, способности и ограничения.

Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, снижению самооценки, и даже к ухудшению здоровья ребенка. Он становится раздражительным (или вялым, безучастным), плохо спит, отказывается от еды. У части детей в период адаптации могут отмечаться различные соматические отклонения: повышенная температура, головная боль, боли в животе, обострения хронических заболеваний. Все это следует рассматривать как проявления и следствия устоявшейся и слишком затянувшейся тревоги, эмоционального дискомфорта, страхов.

Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без родительского внимания и корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления приобретают стойкий негативный характер. В последние годы отмечается резкое увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями процесса адаптации к школе, с выраженными школьными трудностями.


Надежда Реуцкая
педагог-психолог
ст. научный сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца
консультант Центра "Мэри Поппинс"
Статья предоставлена Центром "Мэри Поппинс"