Содержание:

Все вопросы, связанные с приватизацией жилья, сегодня требуют экстренного решения, ведь если не успеть оформить свою квартиру в собственность до 1 января 2007 года, то придется ее выкупать у государства уже по рыночной стоимости.

После принятия в 1991 году Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" у нас в стране активно началась - приватизация квартир - первичная сделка на рынке жилья, по праву считающаяся одной из самых важных процедур для дальнейших операций с квартирами и комнатами (без этого нельзя продать, обменять, арендовать, передать по наследству или подарить жилье). А новый Жилищный кодекс РФ (01/03/2005 г.) отменяет бесплатную приватизацию с 01/01/2007 г.

Фирмы и посредники, оказывающие содействие в приватизации, помогают избежать утомительного сбора документов - от вас понадобятся только паспорт и значительная сумма денег (от $600 до $1000). То есть вы переплачиваете за услугу, к тому же фирмы-однодневки могут исчезнуть вместе с вашими деньгами.

Человеческий фактор. Приватизация может быть оформлена как на одного, так и на нескольких человек, постоянно прописанных в квартире. Если вы хотите отказаться от своего участия в приватизации, через нотариуса или в МЖР оформите отказ. Отказаться от приватизации в пользу членов семьи нельзя - возможно отказаться только от участия (так, если в квартире прописаны 4 человека и один из них отказывается от приватизации, в процессе участвуют трое). Если во время приватизации жилья один из жильцов отсутствовал и не участвовал в приватизации, это право за ним сохраняется. Жилье можно приватизировать в равных или неравных долях.

Несовершеннолетние дети обязаны участвовать в приватизации квартиры, в которой они прописаны, в равных или больших долях, но не в меньших. Квартиру можно приватизировать на ребенка, даже если он прописан в квартире один. До его совершеннолетия всеми операциями по жилью будут заниматься родители.

Наследником приватизированной квартиры после смерти владельца может стать человек, указанный в завещании. Если завещание не оставлено, то в течение 6 месяцев после смерти родственника доли наследников определит нотариус. После вынесения решения нотариус выдаст "Свидетельство о праве на наследство по закону" каждому наследнику, которое впоследствии должно быть зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе.

Квартплата за приватизированную квартиру не возрастает, но приватизированное жилье облагается налогом на стоимость. Раз в год налоговые инспекции рассылают квитанции об оплате налога, что является разовой годовой выплатой и составляет порядка 100 рублей на каждого собственника.

  • Количество желающих приватизировать свое жилье увеличивается с каждым днем. В регионах приватизация проходит спокойно, а в Москве в Департаменты муниципального жилья люди занимают очереди с 4-5 часов утра, а запись идет только на середину 2006 года.
  • Если ваше личное присутствие при оформлении документов на приватизацию невозможно, оформите нотариально заверенную доверенность на человека, который будет собирать документы, подписывать их и получать, то есть представлять вас в соответствующих инстанциях.
  • Специалисты не исключают, что после 1 января 2007 года сроки бесплатной приватизации будут снова продлены. Но все же откладывать приватизацию жилья недальновидно, поскольку только приватизация выступает надежным гарантом вашей собственности.

К содержанию

Комментарии специалиста

Ведущий специалист Единого Центра приватизации ОАО "Мосжилрегистрация" (МЖР) Елена Сураева:
Принять участие в приватизации можно только один раз, после этого право будет утеряно. В Московской регистрационной палате существует Единый государственный реестр прав (ЕГРП), в котором хранятся данные о московских сделках с недвижимостью, благодаря чему есть полная информация о гражданах, участвующих в приватизации. Кстати, жилье, полученное по ордеру после 1 марта 2005 года, приватизации не подлежит - оно принадлежит муниципалитету, с ним возможны лишь перепланировки, обмен на другое муниципальное жилье или сдача его в аренду.

Приватизация бывает несрочной и срочной. Процедура сбора документов для них одинакова и предполагает посещение ЖЭКа, ДЭЗа и ЕИРЦ по месту регистрации.

Несрочная приватизация оформляется через жилищные отделы Департамента муниципального жилья (ДМЖ) по месту жительства. Найти центр, занимающийся приватизацией по вашему округу, можно через районную Управу или через Единую справочную (для жителей Москвы). Стоимость несрочной приватизации по России на сегодняшний день составляет 500 руб. Но при оформлении сделки через ДМЖ придется ждать 3-4 месяца из-за специфики работы отделов. Сданные вами документы могут затеряться в департаменте (как правило, документы теряются при передаче из одного отдела в другой).

Для жителей регионов несрочная приватизация осуществляется через местные отделы по приватизации (свои для каждого города).

Срочная приватизация В Москве создан Единый Центр приватизации, который занимается срочной платной приватизацией (услуги каждому желающему предоставляются сроком от 10 дней до 1 месяца). Более того, крупные агентства недвижимости оформляют документы своих клиентов тоже в МЖР.

При первичном обращении в МЖР вам будут предоставлены запрос на сбор документов и перечень документов, которые должны быть получены из ЖЭКа, ДЭЗа и ЕИРЦ. Затем инспекторы проверяют все собранные вами документы и, если они оформлены правильно, забирают в работу.

С каждым клиентом МЖР заключает индивидуальный договор. При подписании приватизационных документов МЖР выдает акт о сдаче и I приеме работ к данному договору о том, что от посетителя приняты документы. После этого все дальнейшие действия за вас выполняют сотрудники МЖР, на которые заранее выписывается нотариально заверенная доверенность, необходимая для получения всех документов на оформление собственности, после чего выдаются "Свидетельство о государственной регистрации прав" (для каждого члена семьи), договор передачи и заявление к нему.

Стоимость оформлениядокументов для срочной приватизации в ОАО "Мосжилрегистрация" за месяц составлюет 3 687 руб. (+3% Сбербанка России): 2 985 руб. за срочность услуги, 500 руб. за регистрацию, 154 руб. и 48 руб. за оформление договора соцнайма. Если договор уже есть, нужно заплатить 2 945 руб. I и 500 руб. Оформление документов за 10 дней стоит 5 372 руб. (+3% Сбербанка России): 4 670 руб. за срочность услуги, 500 руб. за регистрацию, 154 руб. и 48 руб. за оформление договора соцнайма соответственно 4 610 руб. и 500 руб. без оформления договора соцнайма.

Документы, необходимые для приватизации:

  1. Ордер (оригинал + 2 ксерокопии). В случае утери ордера жителям Москвы необходимо получить справки из ДЭЗа и разрешение на приватизацию из ДМЖ;
  2. договор социального найма (подлинник + ксерокопия);
  3. выписка из домовой книги (подлинник + ксерокопия) с информацией о гражданах, зарегистрированных на данной площади с момента получения ордера
  4. выписка на несовершеннолетних детей, выбывших с приватизируемой площади с 01/01/2005;
  5. финансовый лицевой счет (подлинник + ксерокопия);
  6. справка о проверке жилищных условий (только для коммунальной квартиры);
  7. справка о замене паспорта за период с сентября 1991 года по настоящее время;
  8. поэтажный план и экспликация (подлинник, а также копии, заверенные в БТИ);
  9. в случае перемены места жительства (с сентября 1991 года по настоящее время) вам необходимо предоставить выписки из домовых книг со всех мест регистрации (для города Москвы) и дополнительно справку о том, что в приватизации вы не участвовали (кроме города Москвы);
  10. подлинники и ксерокопии паспортов всех граждан, проживающих на приватизируемой площади (разворот с фотографией и разворот с пропиской), и свидетельств о рождении детей;
  11. если кто-то выписан с данной площади по решению суда, необходимо предоставить копию решения суда.

Документы для приватизации квартиры можно получить в ДЭЗе, ЕИРЦ и паспортном столе по месту нахождения квартиры.

Статья из январского номера 2006 года журнала