Содержание:

К содержанию

Воспоминания и рассуждения молодой мамы

"Отдать дочь в сад или нет?" В нашей семье встал этот вопрос, а со временем мирно лег, потому что мы с мужем подробно ответили на него вдвоем.

Я помню свой детский сад очень хорошо. Кажется, что это было не четверть века назад, а совсем недавно. Молодая, и как мне тогда казалось, очень красивая воспитательница Ирина Олеговна во время прогулок сажала нас в небольшой пещере и рассказывала в прямом смысле страшно-интересные сказки. Она читала много, громко, с интонацией, поэтому ее все любили и слушались.

И когда один мальчик тайком сел на электричку и поехал домой, мы сильно переживали. Нет, не за мальчика, а за нее. Она плакала, и мы, как могли, ее жалели. Я помню, как дернула за косу вредную Рамону из своей группы, она тоже не забыла - хотя прошло 25 лет, прощенье мне не светит.

Недалеко от садика был маленький парк. Маленький - с точки зрения взрослого, а тогда он казался нам просто огромным, и пруд, в который свалился Игорек, тоже. Шума от происшествия было много - утки громко крякали, мы смеялись, а воспитатели собирались с силами задать промокшему шалуну головомойку.

Дети со мной дружили, особенно во время еды, потому что я ела все, за всех и абсолютно безвозмездно. Мне было вкусно, честно. То ли повара хорошо готовили, то ли продукты не воровали, а может, все вместе. Я была мастером по укрощению молока с пенкой, разных всеми ненавистных каш. Я не знаю, почему была такой обжорой, но с тех пор мало что изменилось.

В садике у меня были две вещи, представляющие интерес для окружающих - пластинка для зубов, которую перемерила вся группа, и очки - их я носила исключительно для родителей, поэтому чаще они были целы. С Ленкой Пенкиной, моей одногрупницей, никто не дружил, потому что она была родственницей-любимицей у воспитательниц и этим умело пользовалась.

У некоторых наших воспитательниц была одна и та же дурацкая привычка. В парке было кафе, которое славилось свежей выпечкой. Понятно, что в этом они себе не отказывали, давая поучения с ароматной булочкой, торчащей изо рта. Не трудно догадаться, кому иногда перепадало лакомство. Правильно, Пенкиной. В эти минуты мне ужасно хотелось с ней помириться и попросить маленький кусочек.

Я помню, как нас вывозили на летнюю дачу. Наша нянечка Нина Григорьевна днем вязала носки, а перед сном в тазике с мыльной пеной по очереди каждому терла пяточки мягкой губкой. Это было очень щекотно, но приятно.

Нет, мое детство вовсе не было таким уж безоблачным, но моя память, словно послушная ученица, умело распорядилась информацией и вычеркнула все плохое.

Детские воспоминания накрывают меня по мере взросления дочери и по необходимости. "Отдать дочь в сад или нет?" В нашей семье встал этот вопрос, а со временем мирно лег, потому что мы с мужем подробно ответили на него вдвоем.

К содержанию

Смотрины

Начался интеллектуальный зуд. Руки пролистывали горы журналов, ноги тоже не дремали. Я ходила и общалась со всеми, у кого есть дети. Мы специально гуляли около садиков, смотрели - как они там, каким тоном с ними разговаривает воспитательница, во что одеты. Вопрос "вы ходите в сад?" на время стал самым главным.

К содержанию

Машка

Значит так, решила я, надо срочно позвонить Марии. Она барышня умная и в то же время гламурная - общается с кем надо и знает, что где почем. Телефон мы мучили долго. Удалось узнать, что свою дочку (3.5 г.) первое время она водила в "хороший" (в смысле дорогой) садик, правда недолго. Через пару месяцев, во время незначительного конфликта, дочь забилась в угол и сказала: "Мама, только не бей". Машке никогда и в голову не могло прийти такое, поэтому она сразу поняла, откуда ноги растут. Теперь они ходят в простой сад и, вроде, все нормально.

К содержанию

Ангелина

Ирина растит Ангелину (2.8г.) сама, в смысле, без мужа. (Кстати, благодаря ей, я получила опыт няни - сидела со своей и с ее дочкой несколько дней). Ситуация у нее тяжелая, поэтому она отдала дочку в сад, а сама устроилась туда няней. Сад простой.

"Знаешь, Аня, я бы свою дочку в сад не отдала, у меня просто не было другого выхода". (В дальнейшем эту фразу мне пришлось часто слышать в приватных беседах с теми, кто работал или работает в этой сфере.) "Почему, Ир?" - "Она стала агрессивной, и потом... Короче, я не могу объяснить, я просто так ощущаю".

Да уж, возможность понаблюдать за Ангелиной у меня была... Маленькая "хозяйка" отбирала все игрушки, на которые покушалась моя дочь. Крик "МОЕ" стоял постоянно. При любой возможности Ангелина старалась наградить Алису (2.3 г.) тумаками, ущипнуть, всячески проявляла агрессию.

Помню, как учила их играть вместе. "У коляски две ручки, ты, Ангелина, возьмись за эту, а Алиса возьмет ту. Не пихаться, если игрушку взяли - возьми другую или жди. Хочешь ныть - пожалуйста". В глубине души я прекрасно понимала Ангелину - это ее территория и ЕЕ игрушки...

В этом плане Алиса - как ребенок, не посещающий сад, от нее отличалась. Если провести сравнение по основным параметрам - обе пользовались горшком, умели есть из тарелки (пользоваться вилкой и ложкой), обе соблюдали правило есть только за столом - не таскаться с едой и питьем по комнатам. В отличие от Ангелины, Алиса не умела самостоятельно одеваться.

Все навыки, которыми владела Алиса на тот момент, она получила в игровой комнате, которую она посещала с 9 месяцев с периодичностью раз, редко 2 раза в неделю. Там мы проводим в среднем 3-4 часа. Плюс мое желание (и воплощение) заниматься ею. Как умеет рисует, как может лепит. Обычно лепкой она занимается в метро, когда мы куда-нибудь едем, ей самой очень нравится.

Я даю ей как можно больше свободы. Приучаю ее к самостоятельности. Но я всегда рядом, всегда страхую опасные маневры. Наш девиз: "Не "Я не могу", а "У меня обязательно получится, надо постараться"". Хочешь покататься на велосипеде мальчика - иди и сама попроси, ведь ты же хочешь....

К содержанию

Звонок заведующей

Думаю, дай-ка позвоню в сад, напомню о нашем существовании. Узнаю подробности. Почти сразу после рождения я записала дочку в понравившейся мне на тот момент садик (тогда пугали, что, мол, сразу надо, проблемы, очереди). Помню, как удивленно на меня смотрела тогда заведующая - да нет у нас никаких проблем, что вы. Записала мой телефон и все - ждите.

Короче, звоню: "День добрый, когда нам приходить?" - "Ну, приходите осенью". - "Скажите, а у вас в уставе есть положение о прививках?" - "Какой устав?" Приплыли.... Ладно, аккуратненько так говорю, что есть закон, по которому в сад мы имеем права ходить без прививок, дескать, как она относится к такому повороту событий. Она давай все валить на поликлинику, мол, там делайте карту, они без прививок никак, если договоритесь с заведующей, то ради бога. "А почему вы не хотите? Да как же так? А если вы отказываетесь от прививок, значит, с вашим ребенком что-то не так..." Остапа несло недолго.

К содержанию

Красные и белые

Опросы общественного мнения выявили, что, в общем и целом, родители делятся на две ярко-выраженные категории: первые, как правило, уже отдавшие в это заведение, с пеной у рта доказывают, что сад - дело совершенно необходимое. Вторые настроены не так оптимистично. Мягко или жестко, они противники садов. Оставшиеся, еще не примкнувшие ни к тем, ни к другим, стоят, как витязь на перепутье - они ни в счет.

Вполне естественно находить своим поступкам объяснения. Особенно если решается судьба ребенка, точнее говоря, вмешательство в оную. В любом случае, аргументы у тех и других имеются, и в любом случае имеют право на существование. Понятно, что эмоции - "хочу", "не хочу" - здесь вторичны.

Дано:

Мои базисные условия выглядят следующим образом - у меня один "безрежимный" ребенок (2,4 г.). Муж работает, бабушки далеко, оставлять некому. Де-юре я не работаю, де-факто - я при деле.

Моя позиция сформировалась следующим образом:

  • У меня есть возможность сидеть со своим ребенком дома, и меня это устраивает. Более того, материнство - не единственный интерес в моей жизни, но я успешно совмещаю ребенка и свои дела.
  • Мне нравится, что дочка растет у меня на глазах.
  • Я в целом контролирую ситуацию, имею возможность контролировать круг общения дочери - если мне не нравится обстановка, я всегда могу ее сменить. Но я не курица-наседка (по словам окружающих), я очень много даю свободы ребенку. Многие считают, что даже чересчур.
  • У меня хватает энергии и терпения заниматься со своим ребенком.
  • Для ребенка до 3,5 лет вполне хватает той нагрузки, которую мы ей даем - игровая комната раз в неделю + зоопарк, выставки + занятия - игры дома. Сад в прошлом - единственный вид учреждений. Сегодня появились масса вариантов для развития малыша, кроме садиков.
  • Я осознаю, что подготовка к школе нужна более серьезная, чем я могу дать, но этот вопрос встанет к 4, 5 годам. Для подготовки к школе 2 года - достаточный период, а забирать детство у ребенка я не хочу и не буду. Все обучение до 4-х лет только в ненавязчиво-игровой форме.
  • Я знаю много примеров, когда люди, прошедшие садик, имели большие проблемы с общением с людьми во взрослом возрасте.
  • Сад - вынужденная необходимость.
  • Все признают, что в саду ребенок будет много (чаще) болеть. Болезни - слишком высокая цена за развитие. Совсем не факт, что ребенок, не посещающий сад, заболеет этими болезнями потом. Аргументы - "меньше будет болеть в школе, потому что переболеет сейчас", "дети все равно болеют" - меня не устраивает. Сад - повышенная зона риска, с тем же успехом ребенка можно специально поместить в инфекционную больницу - пусть переболеет... Да, ребенок вне сада болеет, но меньше (я имею в виду относительно здорового ребенка без патологий и хронических заболеваний).
  • Если выражаться языком психологов - у меня "садовский ребенок", и в любой момент, если я сочту нужным, я смогу изменить ситуацию.
  • Аргументы - "Что делать дома?", "Он сидит дома...", "Ребенку нужно общаться с детьми, там он получит много полезных навыков" - дома всегда найдется занятие. Кто сказал, что "домашний" ребенок сидит дома? В моем случае ребенок сидит дома только в плохую погоду, в остальных случаях на воздухе он проводит очень много времени, по крайней мере, гораздо больше, чем детсадовские дети.
    Помимо детской площадки есть кукольный театр, зоопарк, открытие речной навигации, месяцы апрель и май, когда проходят заключительные концерты во многих детских коллективах (очень интересное зрелище, скажу я вам по собственному опыту). Главное, следить за афишей - где что будет, хотеть и не лениться.
  • Аргумент "В саду режим" - я согласна, что ребенок должен днем спать. На мой взгляд, режим связывает руки. Я знаю много мам, которые не ездят с детьми, потому что в двенадцать у них обед, а с двух до четырех у них сон. Я намеренно не создавала ребенку режим, потому что знала, что с подвижным образом жизни не смогу его соблюдать.
  • Я понимаю, что со своим уставом не ходят в чужой монастырь, но вряд ли меня устроит чрезмерная забота воспитателей потеплее одеть ребенка, заставить съесть всю кашку...
  • Искать заранее сад - почти бесполезное занятие. Воспитатели и администрация садика, от которой, сами понимаете, много чего зависит, может меняться, а мнения мам по поводу одного и того же садика могут быть полярно противоположны.
  • Самый главный, но малоутешительный вывод образовался сам собой - все целиком и полностью зависит от фортуны, кто бы что ни говорил.

Абсолютно неважно, какой статус у сада - государственный или частный. Все целиком и полностью зависит от пресловутого человеческого фактора. Нормальные садики, нормальные воспитатели - увы - их гораздо меньше, чем детей - так хочется сюда вставить Чуковского: "Да и какая же мать согласиться отдать своего дорогого ребенка....". Сад может быть полностью упакован пособиями и прочими прибамбасами, но толку от них, если они находятся в руках бездарных черствых воспитательниц...

И последнее. Когда моя дочка, проходя мимо садика, говорит: "Мама, хочу в садик", я почему-то вспоминаю старый анекдот: "Не путайте туризм и эмиграцию".

Анна Казновская, a125@yandex.ru.