Приграничные сказки. Часть 1

Когда Карэн не позвонил, как договаривались, следующим вечером, находился "вне зоны" по телефону, опоздал на полчаса к назначенному им же времени отправления, да еще и приехал вдвоем с братом, как он его назвал, Артуром, я была близка к побегу в ближайший экскурсионный автобус, но сдержалась. Не зря. При подъезде к границе мы имели счастье лицезреть аффигенную вереницу машин, навскидку числом не меньше ста, если не больше. Собственно, от базы до границы всего метров триста и в эту очередь мы уткнулись почти сразу, как выехали на трассу. Морды у нас уже стали скисать, когда Карэн спокойно выехал на встречку и доехал до самого шлагбаума... Через полчаса мы были в Абхазии. Почти перед окошком проверки документов Артур поинтересовался наличием гражданства у ребенка. Обливаясь холодным потом, я поняла, что вообще забыла про этот документ и он тихо-мирно лежит даже не на базе, а дома в ящике стола. Вариантов не было и, нацепив скучающую улыбку и лениво зевнув, я передала то, что было, пограничнику. Гражданством не поинтересовались, зато напрягли ребенка вопросом о том, когда у него день рождения — ей-богу, боялась, что мой рассеянный что-нибудь напутает. Обошлось.

Приграничные сказкиКарэн продолжал нас удивлять: на всех попадавшихся по дороге постах ГАИ — или как оно там называется в Абхазии? — он либо дружески переругивался с постовыми на ходу, либо оглушительно сигналил, так что они подпрыгивали, либо останавливался и выходил обниматься и целоваться. Все мы к тому времени окончательно оттаяли и вполне по-дружески чирикали.

Природа в Абхазии ни с чем не сравнима, буйство зелени на склонах крутых и пологих гор и отвесные скалы, обступившие дорогу, облачные расползающиеся шапки на высоких вершинах и ледяная речка, журчащая вдоль трассы, с островками таинственного тумана на ней. Эвкалипты с пластами сползающей с них коры — как змеи, меняющие свою кожу. И конечно, море — оно заманчиво поблескивало, обещая прохладную ласку в конце пути. Мы снова попали в сказку — не такую древнюю, как в каньоне, но зато гораздо более яркую, живую и разнообразную. Останавливались везде, где было интересно, — Голубое озеро, маленькое, но восьми метров глубиной с ледянючей водой, смотровая площадка на длинное ущелье "прощай, Родина", просто скалы, водопадик с озерцом...

Приграничные сказкиОлежке не везло — нам с детьми приспичило посетить ватерклозет, но за неимением оного пришлось лезть в гору, поросшую лесом. А там каменистая сыпучая порода и с виду крепкие, но на деле очень хрупкие от постоянной сырости ветки кустарника. Я схватилась за одну такую, и она просто осталась у меня в руках. От неожиданности я оступилась, из-под ноги посыпались камни, зацепили соседние, и солидный булыжник припечатал бедного малого по спине. Эх, и испугались же мы — но вроде обошлось синяком... Через пару часов у него поднялась температура — то ли от потрясения, то ли от простуды, сопатил он изрядно. А еще через часок его ужалила оса. Ну явно не его день. Денька тут же приревновал со всем энтузиазмом единственного ребенка в семье.

Озеро Рица — основной этап практически каждой экскурсии в Абхазию — не произвело на меня особого впечатления. Красивое озеро высоко в горах, по нему ползают желтые катамараны, разрушая природное очарование. Дети взвыли так, что пришлось и нам присоединиться к этому безобразию и покрутить педали. Они были достаточно тугие, и через полчаса тренировки я бодрой рысью рванула к отдыхающим под навесом мужчинам с целью выпить и пожевать. Шашлык, мамалыга, козий сыр, копченое мясо, местная аджика, фасолевый соус, местное вино — все очень вкусно в самых разных сочетаниях. Все это под местные длинные тосты и дружный хохот - похоже, мы с нашими проводниками пришлись друг другу по душе.

Приграничные сказкиНа Ауатхару — минеральный источник выше над озером — нас ехать отговорили, проводники пообщались с местными водителями и выяснили что дорога, сама по себе далекая от идеала, после дождя стала совсем труднопроходимой. Взамен нам пообещали Гегский водопад и заверили, что мы не пожалеем. Это уж точно. Не пожалели. Впечатлил знак на съезде к водопаду с основной трассы — под обычным "кирпичом" висела табличка "кроме полноприводных". Каменистая крутая дорога пошла петлять по горам. На километров семь буераков попалось метров двадцать асфальта, говорившего о том, что когда-то дорога была приличной. Давно.

Было около часа дня. Солнышко поджаривало. Когда въехали в лесок, стало чуток приятней, но когда остановились и пошли к водопаду... Представьте, что сразу из парилки открывается дверь огромного холодильника, оттуда волнами выползает холодный воздух, а там, внутри, просто неземная красота — то ли смотреть, то ли остывать — непонятно. Пришлось совмещать. Водопад вытекает из щели где-то посредине скалы высотой метров восемьдесят. Воды немного, но она вся ледяная, и по дороге вниз большей частью рассыпается в пыль, а ветер разносит ее вокруг. Ни одна фотка не передаст ощущения нереальности. Идешь к скале, а тебе в лицо прямо от нее дует сильный ветер с водяными брызгами, словно сама гора дышит. Полезли в воду — у меня аж суставы заболели от холода, при том, что я ледяную воду люблю вообще-то... Уезжать абсолютно не хотелось.

Приграничные сказкиНа обратном пути заехали в Пицунду (если быть точным, то на место с названием "рыбзавод" в поселке Лдзаа, я много хорошего читала про него в Интернете и давно хотела посмотреть живьем) искупаться. После впечатлений от водопада мое ощущение прекрасного чуток притупилось, но поплескались тоже с удовольствием. Жаль, что после шторма вода была чуток мутновата — метрах в ста от берега маячил маахонький каменистый островок, наверное, было б интересно туда сплавать с маской. Зато на достаточно большой пляж в противовес нашпигованному людьми Адлеру приходилось едва ли два десятка человек.

Обратно на границе пришлось простоять почти час — пропускали проезжающего абхазского президента. Но, разглядывая теряющийся на горизонте конец очереди, в которой попадались и экскурсионные автобусы, я поняла, что час — это очень мало.

Приграничные сказкиОлег после поездки затемпературил, у Вовки побаливала спина, я умудрилась потерять вечером свою контактную линзу — так что ехать в аквапарк мы передумали. Самое смешное, что как только я приняла решение не ехать, линза нашлась. На полу, провалявшись все ночь без раствора, она стала похожа на сухую рыбью чешуйку. Скептически созерцая ее, я вспомнила, что мне по приезде нигде не попадалась реклама контактных линз, так что стоит рискнуть. Благо очки ненавижу тихой ненавистью. Отмочила ее минут пятнадцать, впихнула в глаз — как новенькая! Зауважала фирму, линзами которой пользуюсь уже лет восемь, еще больше.

Приграничные сказкиЗато мы с Денькой съездили на верховую прогулку. Это было что-то! Мне (и малому, конечно) без всякого сомнения понравилось, но понятия о безопасности у этих людей весьма своеобразные. Если б в нашей детской КСШ кто-нибудь заикнулся о том, что группу из минимум шести новичков, понятия не имеющих об управлении лошадью, под присмотром одного (!) инструктора (а нашего сопровождающего по имени Хачик я при желании не могла назвать этим гордым словом, инструктор — ха! Две трети дороги шел пешком, потому что лошадь не слушалась) можно выпустить за пределы огражденного манежа, голову б оторвали напрочь. А тут — бродит себе толпа по лесу, через трассу раз восемь за маршрут переходит (я чуть заикой не осталась, перегоняя через первую дорогу ленивую лошадь своего ребенка, а потом наблюдая за прочими). Трассы, между прочим, горные — от поворота до поворота совсем недалеко, а дети гор носятся на джипах сломя голову — сама убедилась. Мне тут же вспомнилось, как в городе у нас девушка, неплохо вроде бы ездящая, попала верхом под машину — лошадь насмерть, сама едва жива осталась... В общем, под впечатлением я была, потом чуток остыла. Часа полтора трюхали шагом до так называемого Казачьего брода, там часок погуляли — тоже изрядно красиво, но долго не полазаешь, пора возвращаться. На обратном пути к нам присоединилась еще одна группа, Хачик, видимо, решил, что народ ездить уже научился и стал бодрыми воплями подгонять попадающихся ему лошадей. Гмммм. Пока эти скачки проходили по деревне, я особо не возражала, поехала вперед наблюдать за процессом — поверьте, он того стоил. В результате мы впятером изрядно оторвались от остальных. Мы — это я, Хачик, Денька и еще две девчонки чуток его постарше. Эти поросюшки, с одной стороны, явно стремились оторваться по полной программе, пока никто из родственников не видит, но, с другой стороны, им тоже было стрёмно, поскольку в седле они совсем не держались. В результате сперва они визжали "хочу быстрее!", а после того, как Хачик принимал меры по ускорению конского зада, начинали верещать уже испуганно и порядком дергали лошадей в попытках остановиться.

После очередной кучи малы, когда Денькина спокойная коняшка рванула галопцем от всех куда подальше, я притормозила всю кавалькаду и гавкнула на них насколько хватило сил. Чуток угомонились...

Приграничные сказкиПосле получаса езды по лесу я с удивлением обнаружила, что наш проводник попросту исчез, девочки, перебивая друг друга, рассказали, как он свернул с тропинки со словами: "Вы поезжайте прямо, мне тут забрать кое-что надо". Не могу сказать, что меня обрадовала перспектива ехать по незнакомому лесу в компании трех детей и моего личного топографического идиотизма, но делать было нечего. Правда, минут через десять довольный Хачик догнал нас, зависших в размышлениях на очередной развилке тропы. Может просто хотел напугать, не знаю… Чуть попозже, по возвращении на базу, местные донимали меня вопросами, где я так научилась ездить, а я гордо рассказывала про родной город Таганрог.

По дороге нам издали показали форелевое хозяйство и страусиную ферму. Взглянуть интересно, но зачем туда организуют отдельные экскурсии — я не поняла.

Приграничные сказкиНа восьмой день мы собрались уезжать. Поезд шел из Адлера вечером, но, помня о длинных пробках в Адлере, с базы мы съехали в обед. Дорога до вокзала на маршрутке с пересадкой заняла чуть больше часа и обошлась в пять раз дешевле, чем такси горного орла. Кстати, местность, где мы отдыхали, с точки зрения табличек на маршрутках называется "Совхоз Россия". У нас была масса свободного времени, бродить по людному и пыльному городу не хотелось, сидеть на вокзале — еще меньше, и мы, оставив сумки в камере хранения, спустились к Адлерскому пляжу вдохнуть на прощанье морского воздуха. Через пять минут мы с Женькой и детьми полезли купаться. Мужчины гордо отказались, а мне понравилось — есть в этом какой-то кайф, уже побывав на вокзале и настроившись на отъезд, снова нырнуть в соленую морскую воду и ощутить себя человеком. Правда, за неимением купальника я купалась прямо в футболке, но она практически высохла, пока мы дошли обратно до вокзала. Духота в поезде была точно такой же, как и по дороге на море, и полегчало чуток только к середине ночи...

Вот мы и отдохнули, с кучей сюрпризов и практически без разочарований, жаль только, что все так быстро закончилось — но на то она и сказка. Детальное изучение волшебной Абхазии я решила оставить на следующий год. Говорят, там есть еще много стоящего.