Содержание:

К содержанию

Связь с прошлым необходима

По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они не были усыновлены или если бы они оказались в другой семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли.

Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей биологической семье. Иногда они стараются найти дополнительные сведения о своей медицинской истории. Были ли среди его родственников аллергики? Страдал ли кто-нибудь заболеваниями сердца? Был ли у кого-нибудь рак? Семнадцатилетняя Шейла, у которой внезапно и без видимой причины появилась сыпь на коже, интересуется, не было ли такого же заболевания у ее биологических родственников. Восемнадцатилетний Кристофер читает все статьи о генетической природе психических заболеваний, потому что его беспокоит вопрос, а вдруг перепады настроения у него - показатель маниакально-депрессивного синдрома, унаследованного от кого-то из биологических родственников. Салли, 15 лет, говорит: "Людям, выросшим в биологических семьях, очень важно понимать, какой вакуум образуется вокруг человека, который ничего не знает о своих корнях. Не важно, что я много разговариваю об этом с родителями, я все равно не могу в полной мере выразить ту пустоту, которая меня окружает".

Одни тинэйджеры хотят найти своих родителей. Другие говорят, что они были бы признательны, если бы просто могли получить доступ к медицинской информации.

К содержанию

Если ребенок был усыновлен в старшем возрасте

Проблемы, встающие перед подростками, усыновленными не в младенческом возрасте, еще более сложны. Часто такие дети подвергались насилию или были заброшены, жили в нескольких фостерских домах или переезжали от одних родственников к другим, прежде чем нашли постоянную семью. Они испытывают более интенсивное чувство потери, часто страдают от сильно заниженной самооценки. Кроме того, такие подростки, как правило, имеют серьезные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым. Неудивительно, что эти дети с трудом могут доверять усыновителям - ведь взрослые, с которыми им пришлось столкнуться в первые годы жизни, по разным причинам не откликались на их эмоциональные потребности.

Подростки, усыновленные в старшем возрасте, приносят с собой воспоминания о своей прежней жизни. Для них важно, чтобы им позволили сохранить эти воспоминания и делиться ими. Родители таких тинейджеров должны быть готовы к тому, что им и детям может потребоваться профессиональная помощь для построения и поддержания здоровых семейных взаимоотношений.

К содержанию

Когда родителям пора беспокоиться... Что они могут сделать

Приемные подростки переживают чрезвычайно сильные эмоции, многие из которых связаны с их усыновлением. Практически на каждого ребенка статус приемного накладывает определенный отпечаток. Чувство отверженности, формирование идентичности, потребность в контроле вовсе не являются следствием плохого воспитания со стороны усыновителей.

Если подросток решил найти своих биологических родителей, нет необходимости считать это проблемой. Эти поиски говорят о том, что ваш ребенок просто испытывает острую потребность в информации о своих биологических корнях. "Одно из заблуждений усыновителей, - говорит Маршалл Шехтер (Marshall Schechter), доктор медицины, почетный профессор университета Пенсильвании, занимавшаяся детской и подростковой психиатрией, - заключается в том, что они думают, будто это они своими действиями натолкнули своих детей на мысль о поисках биологических родителей. А это, как правило, не так. Каждый человек хочет знать, что он является частью какой-то семьи. С развитием генетики ученые обнаруживают, что многие таланты или черты характера имеют генетическую основу. Поэтому усыновителей не должно удивлять, что подростки, сосредоточенные на формировании идентичности начинают задумываться о своих корнях".

Более вероятно, что у подростка возникнут серьезные проблемы, "если родители настаивают, что приемная семья ничем не отличается от обычной семьи", - говорит Кеннет Керби, доктор философии из департамента клинической психиатрии Нортвестерской университетской школы медицины в Чикаго. Подростки знают, что это не так. Им легче, когда родители с пониманием относятся к их интересу к своим генетическим корням и позволяют им выражать свои чувства: печаль, ярость и страх.

Следующие образцы поведения, скорее всего, являются показателями того, что подросток борется с проблемами, связанными с усыновлением:

  • обвинения в несправедливом сравнении с биологическим ребенком;
  • новые проблемы в школе, такие, например, как неспособность сосредоточить внимание на предмете;
  • внезапное предубеждение по отношению к неизвестному;
  • проблемы со сверстниками;
  • эмоциональная закрытость, отказ делиться переживаниями.

Если стиль вашей семьи - открытость в общении, вполне вероятно, что вы справитесь с этими трудностями без профессиональной помощи. Читайте книги, посещайте семинары, проводимые агентствами по усыновлению. Запишитесь в группу поддержки приемных родителей, где можно почерпнуть полезные сведения. Национальный информационный центр по усыновлениям (National Adoption Information Clearinghouse) поможет вам связаться с группой поддержки в вашем регионе. Группы поддержки существуют также и для приемных подростков.

Если же вы в прошлом испытывали дискомфорт, затрагивая в разговорах с ребенком тему усыновления, начать сейчас все заново будет довольно трудно. "Начинать беседовать с ребенком на эти темы нужно, когда ребенок еще достаточно мал, - говорит Мэри Лу Эдгар (MaryLou Edgar), специалист по усыновлениям из Вилмингтона. - В противном случае, ваши дети поймут, что вам неудобно говорить об этом. Это как разговоры о сексе. Поговорить об этом один раз, когда ребенку исполнилось 12 лет, недостаточно". Но, тем не менее, даже если беседы об усыновлении не имели места ранее, родителям можно попробовать проявить инициативу сейчас, когда ребенок достиг подросткового возраста, советует Эдгар.

Многим помогает обращение к психотерапевту, специализирующемуся на работе с приемными семьями. Организации приемных семей, агентства по усыновлению в вашем округе, а также Национальный информационный центр могут помочь подобрать квалифицированного специалиста.

В любом случае, вы должны обратиться к специалисту, если заметили следующие явления:

  • употребление наркотиков или алкоголя;
  • резкое снижение оценок или участившиеся пропуски школьных занятий;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • стремление к риску;
  • попытки самоубийства.

Если усыновление - часть проблемы, открытое обсуждение трудностей, с ним связанных, увеличит шансы на эффективное лечение. Взрослым, понимающим, что их дети имеют две пары родителей, и не уязвленным этим фактом, скорее всего, удастся создать благоприятную обстановку для подростков, которая заставит их делиться своими чувствами. "Дети очень рано начинают понимать, о каких вещах их родителям говорить неприятно, и каких тем они избегают, - говорит Мак Кейб. - Сохранение секретов требует много энергетических затрат. Когда проблемы усыновления обсуждаются свободно, в семье гораздо меньше барьеров".

"Есть видимая разница в том, как подростки воспринимают себя, когда у них есть информация о биологических семьях - этническое происхождение, способности, образование или просто даже когда они знают, как выглядели их родители, - говорит Марси Гриффен (Marcie Griffen), консультант Hope Cottage Adoption Services из Далласа, штат Техас. - Знание о том, почему их отдали на усыновление, помогает им выработать правильную самооценку".

Сью Баде понимает, что ее дети испытывают потребность в общении с биологическими родителями. Она и ее муж Гектор согласны, что открытость чрезвычайно важна, чтобы все участники триады (приемный ребенок, усыновители и биологические родители) чувствовали себя комфортно. Если дети хотят найти своих родственников, супруги Бадэ стараются помогать им в этом. Недавно они отыскали мать Флоры, Сью Энн, Абели и Георга. Флора, тринадцати лет, никак не могла расстаться с фантазиями о том, что мать собирается вернуться за ними, чтобы они "могли жить счастливо и после". Сью и Гектор убедили женщину помочь Флоре забыть об этих фантазиях. Родная мать объяснила девочке, почему она и ее братья и сестры были отданы на усыновление. Сью Энн была благодарна за возможность получить ответы на некоторые вопросы, но мальчики не хотели иметь ничего общего с родной матерью. "Я говорю всем детям, что их семьи сделали все, что могли, - говорит Сью. - Биологические матери - отнюдь не монстры, а реальные люди, имеющие право на ошибку".

К содержанию

Заключение

Подростковый возраст - сложное время. Приемные подростки могут столкнуться с особыми трудностями, связанными с формированием идентичности, чувством отверженности, контролем и потребностью быть связанными с их корнями. Родители должны постараться понять и поддержать своих детей. Сложности, возникающие у ребенка, не являются отражением стиля воспитания усыновителей. Если подросток хочет знать о биологической семье, это не значит, что он отвергает приемную.

Если в вашей семье тема усыновление обсуждается честно и открыто, шансы, что вы сможете помочь ребенку преодолеть подростковый период, достаточно велики. Если открытость нельзя назвать отличительной чертой вашей семьи или если поведение ребенка настораживает вас, например, он употребляет наркотики или отказывается от развлечений, ему, скорее всего, потребуется профессиональная помощь.

Специалисты-психиатры считают, что приемные подростки могут преодолевать и разрешать возникающие проблемы так же успешно, как и их сверстники, растущие с биологическими родителями. Поддерживаемые усыновителями, приемные тинэйджеры могут построить даже еще более тесные семейные узы, которые сохранятся и в будущем.

Глория Хохман, Анна Хьюстон (Gloria Hochman, Anna Huston)
Перевод Натальи Ран


"Школа приёмных родителей"