Содержание:

Эта гениальная Мадемуазель с мужским характером и силой воли, которая при жизни стала Легендой (потому что неоднократно сама создавала мифы о себе), своим творчеством, поглотившим личную жизнь, доказала реальную возможность состоятельности женщины и её равенства с мужчиной.

Каждое открытие с детства хмурой и застенчивой девушки с причудливым прозвищем Коко ("цыплёночек" — так называл Габриэль отец-торговец) в дизайне женской одежды (платье-рубашка с заниженной талией, пляжная пижама и спортивный костюм для женщин), обуви (белые лаковые туфли на каблуках с острым чёрным носком), аксессуаров (смесь бижутерии и драгоценных камней), парфюмерии ("Духи для женщины, которые пахнут, как женщина" — Шанель № 5), парикмахерском искусстве потрясали воображение чопорных француженок и английских леди, целомудренных азиаток и свободолюбивых американок.

Железной Леди Высокой моды, утвердившей понятие "pret-a-porte" ("готовые вещи"), восхищались не только домохозяйки и великосветские дамы, шансы которых выглядеть женственно и неотразимо она уравняла, но и сильные мира сего (Уинстон Черчилль), реформаторы искусства (Жан Кокто, Пабло Пикассо). Ведь именно Коко Шанель своим упорством, нравом, образом жизни и талантом в начале 20-го века взнесла и поставила себя в один ряд с самоуверенными и успешными мужчинами, а в некоторых достижениях даже превзойдя их.

Главный последователь стиля от Шанель Карл Лагерфельд однажды сказал: "Модельеры-мужчины преуспели гораздо больше. Но это, конечно, не имеет отношения к Шанель, которая навсегда останется в истории моды не только потому, что стала первой женщиной-дизайнером, потеснившей мужчин на Олимпе моды, но и потому, что именно ее модели определили лицо XX века".

К содержанию

Тайны стиля Коко Шанель

Основоположник кубизма в изобразительном искусстве, графике и керамике Пабло Пикассо назвал Шанель "самой рассудительной женщиной на свете". Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Она казалась окружающим целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной".

Свободолюбие и независимость, присущие с детских лет бедной сиротке, позволили раскрепостить женщину в эпоху не только политических, экономических, но и духовных перемен. Во время смены социальных ролей мужчины и женщины, их ценностных ориентиров и приоритетов швея-дилетант из французской провинции с феминистическими идеями поставила цель освободить женщин — сначала внешне, а после и внутренне.

Так, госпожа Шанель дала представительнице прекрасной половины человечества второе дыхание, сняв с неё удушающий корсет, который, однако, и скрывал недостатки фигуры (что заставило девушек следить за своей фигурой интенсивными занятиями спортом, соблюдением диеты), пышные, мешающие ходьбе, длинные, убивающие красоту женских ног юбки, тяжёлые головные уборы, сложные причёски.

Вообще, главный принцип неповторимого стиля Шанель — элегантная простота (Мадмуазель говорила: "Чем меньше излишеств, тем лучше"), которую она создавала буквально рукою Небесного Гения. Ведь Коко Шанель никогда не рисовала эскизов своих моделей, формируя наряд с помощью иголки с ниткой и ножниц (которые всегда талисманом висели на её шее) из ткани на живой манекенщице.

Поэтому женщина, которая единственная из мира моды увековечила своё имя в сотне самых влиятельных людей 20-го века (по версии журнала "Time"), повторяла, что её творения рождены жизнью. А подтверждала самая знаменитая Габриэль на планете секрет своего вдохновения каждым изобретением, связанным с личной драмой.

Например, единственный и незаменимый наряд на все случаи жизни, непревзойдённый по практичности и удобству, стильности и элегантности, — маленькое чёрное платье — появился на свет и захватил весь мир после смерти самой большой любви сильной женщины. После нескольких лет тайных встреч Артур Кейпл погиб в автокатастрофе.

Последнее прощание с любимым обратило Коко к чёрному цвету, красоту и загадочную печаль которого кутюрье воплотила в гениальном и простом чёрном платье. Журналисты цинично прокомментировали очередной шедевр Мадам: "Шанель ввела в моду чёрный цвет, чтобы одеть в траур по своему возлюбленному всех женщин Франции, потому что сама не имела права официально носить траур, не будучи женой Артура".

Аналогична ситуация с открытием самой мужественной причёски для женщин в истории человечества — популярной и в наши дни среди икон моды, стиля и красоты стрижки "мальчик". Рождена на свет короткая женская стрижка была случайно, но благодаря изобретательности и решительности дерзкой девушки, которая торопилась в театр.

Во время сборов на премьеру в "Гранд-Опера" в доме Коко Шанель загорелась газовая колонка, опалившая волосы светской львицы Парижа образца начала 20-х гг. Недолго думая, хрупкий "цыплёночек" резко состригла повреждённую пламенем шевелюру и... шокировала столичную богему. Ведь до леди Шанель все дамы с гордостью демонстрировали шик и блеск своих длинных волос.

На следующее утро многие жительницы мировой столицы Моды, а вслед за ними — и модницы земного шара сменили причёски на стрижку "а-ля Шанель", украсив её ярким бутоном. Хотя изначально знаменитый новатор не ставила цели постричь всех женщин планеты, хотя считала короткую стрижку идеальной для здоровья волос и активного образа жизни девушки причёской.

Эмансипированные нарядами свободного кроя и мужской строгости и стрижкой "мальчик" от Шанель женщины, прислушиваясь к мнению великой законодательницы мод, проводили свой день в движении, посвящая его физическому труду, занятиям спортом, увлечениям ездой на автомобилях и скачками, что делать раньше им помешали бы длинные волосы и сложные причёски, многослойные юбки. Поэтому Мадемуазель одела представительниц прекрасного пола в элегантные широкие брюки (избранные Марлен Дитрих), в которых женщина оставалась богиней.

Хотя сама Габриэль предпочитала платья и юбки, утверждая, что "женщина никогда не будет выглядеть в брюках так же хорошо, как мужчина". Однако причёску "мальчик" (или короткий "боб"), из-за которой ей называли бисексуалом и даже упрекали в лесбийских наклонностях, она с удовольствием рекламировала. Следует заметить, что мужской стиль в её творчестве стал доминировать с первых проб кройки и шитья именитой шатенки.

Коко Шанель: "Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной, всю жизнь я делала не что иное, как трансформировала мужскую одежду в женские жакеты, прически, галстуки и манжеты". Действительно, первым и главным открытием госпожи Шанель стал мужской классический стиль в женской одежде, причёске и поведении дам.

В том, что образ мужественной и независимой женщины — заслуга Коко Шанель нет и доли сомнения, в отличие от авторства короткой стрижки.

К содержанию

Коко и её шляпки, стрижка "мальчик" и... Шанель?

Весомый вклад в развитие парикмахерского искусства Королевы моды датируется 1913 годом, когда Коко Шанель открыла первый бутик женских шляп в Довиле. Изящные по виду, практичные по материалу, лаконичные по пошиву, уникальные шляпки от Шанель, мгновенно завоевавшие межсословное и международное признание, кардинально изменили представление дам о причёске и головном уборе.

Худощавая француженка в чёрном предложила шляпки, великолепие которых заключается в минимализме декора — скромные ленты, почти незаметный тканевый цветок, интересная брошь вместо массивных камней, громоздких фруктов, искусственных букетов, вычурных перьев на голове.

Поэтому состоянию волос Коко Шанель уделяла наименьшее внимание, избрав за эталон женской причёски... мужскую стрижку, которая банально удобна и опять-таки проста в уходе. Эта эволюция в парикмахерском искусстве состоялась в 1917 году.

Однако историки моды убеждают в том, что вовсе не Шанель, а её главный конкурент на заре карьеры Поль Пуаре подарил миру оригинальный образ стервозной девчонки-сорванца. Именно этот парикмахер в 1908 году впервые в истории человечества максимально коротко подстриг нескольких своих клиенток.

Хотя великая Коко не воспринимала творчество как марафон, поэтому ценила в изобретении пользу и качество. Именно Шанель придала женственность и обаяние причёске "мальчик", которая украшала, омолаживала и оживляла лицо женщины позитивными эмоциями. Из афоризмов мадам Шанель: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 — его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами..."

Следует отметить, что каждый совет в области моды, стиля и красоты, который неподражаемая, непредсказуемая и остроумная Мадмуазель давала женщинам, кутюрье практиковала на себе, доказывая их эффективность.

Поэтому на закате жизни Королевы подиума, куда она в возрасте 70 лет после 15-летнего творческого отпуска триумфально вернулась с прогрессивными идеями (они приходили к Коко во сне), акулы пера афористично оценили вклад Шанель в развитие мировой моды, визажа и парикмахерского искусства: "Она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, — "мордочку мятежной сиротки с грацией оленёнка".

А значит, сегодня уже не имеет смысла выяснять, кому из двух реформаторов и законодателей красоты женщины начала 20-го столетия по праву принадлежит первенство в изобретении женской причёски "мальчик", которая актуальна и в 21-м веке.

Ведь даже если знаменитую женскую причёску "мальчик" изобрела и не Коко Шанель, во всяком случае неподражаемая Мадмуазель популяризовала её. Вне всякого сомнения...

Марта Кривошеева

Статья предоставлена on-line журналом "Мир волос"